Интерьеры дома Яковлева @kizhi
Дом Яковлева интересен не только своим внешним обликом, исключительную ценность имеют воссозданные интерьеры этого дома
На первом этаже жилой части находятся сени, изба, смежная с ней горница и кладовая. Дверь под лестницей ведет в хозяйственную часть дома. По лестнице можно подняться на второй этаж. Он повторяет планировку первого, но дополнительно там есть еще одна изба – «боковая изба», «боковушка» (по-карельски – «boku perti»). Из сеней второго этажа также можно пройти в хозяйственную часть – на сарай.
На первый взгляд, облик карельской избы почти во всем следует убранству жилища русского крестьянина. И только приглядевшись, можно заметить детали, отличающие южно-карельскую избу от северно-русской. Причины такой схожести в облике жилья - сходные условия жизни, обусловленные климатом и системой хозяйствования, а также многовековые связи русских и карел. Поэтому в ходе нашего знакомства с карельской избой, мы вольно или невольно будем сравнивать ее с избой русской, отмечая как общие традиции, так и различия.
На большей части территории, населенной карелами, была распространена русская печь. Складывалась она на деревянном опечье и располагалась справа или слева от входа. Но в отличие от русской традиции обращать устье печи к стене, противоположной входу в избу, устье печи в карельской избе чаще всего было обращено к боковой стене. Как и у русских у внешнего угла печи стоял массивный деревянный брус – «коник», от него под прямым углом шли две широкие полки – «воронцы», противоположные концы которых заводились в стены. Предназначались «воронцы» для хранения выпечки и чистой посуды. Сбоку у печи, аналогично русской традиции, карелы делали вход в подполье. Назывался он каржина. Каржина имела съемную или откидную крышку, за которой шла лестница вниз. Правда, такие входы в подполье были в северных крестьянских домах только в том случае, если жилая часть дома была одноэтажной и тогда изба возводилась на подклете, который использовался для хозяйственных нужд. Так как дом Яковлева двухэтажный и подклета нет, то каржина является чисто традиционным элементом. В отличие от довольно широкого русского прилавка над таким входом в подклет, над карельской каржиной располагается только узкая доска (по карельски «pačaslaudu»). Спать на ней было нельзя, но с ее помощью было удобно забираться на печь.
По диагонали от печи расположен угол с иконами. Карелы называли его «suuričuppu» - большой угол. На лавке в большом углу у них всегда стояли самовары – верный признак достатка хозяина. Интересно, что русские Заонежья, в отличие от общерусской традиции называть угол с иконами – «красный», тоже называли его «большой». Но вот самовары там у них никогда не стояли. Праздничные самовары они ставили на лежанке в горнице, ну а повседневные, так же как и у карел, стояли у печи. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Как и в русской избе, вдоль стен тянутся неподвижные широкие лавки, над ними – полки-надлавочницы для различных предметов домашнего обихода. Стол у карел в соответствии с древней прибалтийско-финской традицией стоит торцом к среднему окну, длинной стороной вдоль половиц. В праздники и во время обрядового застолья его устанавливали поперек половиц. Если гостей было много, ставили дополнительные столы. Кстати, заонежане не придерживались общерусского обычая ставить стол в красном (большом) углу, а ставили его так же как карелы.
Стол являлся одним из важнейших центров крестьянской избы, ему приписывали особую святость. До сих пор в Карелии широко бытует выражение: «Стол – ладонь Божья». Единое целое со столом в народной традиции составляла скатерть. На русском Севере существует выражение «стол да скатерть», символизирующее хлебосольство, гостеприимство: «К нему когда хош приди, завсегда стол да скатерть». У карел ни в будни, ни в праздники недопустимо было садиться за стол, не покрытый скатертью. Запрещалось класть еду на «голый» стол. Скатерть была на столе не постоянно, а ее стелили к завтраку, обеду и ужину, на остальное же время снимали и хранили на «грядке». Так называлась жердь над печью, использовавшаяся, например, для сушки белья. Отсутствие скатерти на столе во время еды у карел воспринималось как явление недопустимое, неординарное, из ряда вон выходящее. В Беломорской Карелии (ее еще называют Русская Карелия) название скатерти (skoatteri) заимствовано из русского, а в южной Карелии (у ливвиков) ее называли pyhkin, что одного корня с pyhrie – подметать, вытирать. «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера слово скатерть в русском языке также сближает с глаголом «тереть» - из дъскатьртъ (доска и тереть).
Интересно, что в Карелии столы долгое время были со съемной столешницей, которую перед трапезой переворачивали на «чистую» сторону. Вполне допустимо, что именно с появлением скатертей перестали переворачивать столешницу перед едой. Функции «чистой» стороны столешницы взяла на себя скатерть, поэтому она была на столе не постоянно, а только во время еды.
Сбоку от дверей, как это принято у пряжинских карел, висит рукомойник. Он подвешен к кованому железному светцу, в который закреплялась лучина. Сгорая, она падала в лохань с водой. Рядом на стене находится массивный посудник – «рундугу», куда ставили миски и горшки для скисания молока. Под ним стоит стол-курятник, в котором зимой держали кур. Среди немногочисленной мебели мы видим также деревянную кровать и подвесную люльку.
И мебель, и предметы быта карел большей частью самодельные. Они основательны, может быть несколько грубоваты, но прочны, надежны, удобной формы. Как правило, служили они не одному поколению крестьянской семьи. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Карельские избы содержались в исключительной чистоте. И это отмечали многие путешественники и исследователи XIX в. Существовала традиция, получившая название «большого мытья» (suuripesu), когда дважды в год – на Рождество и Пасху – мыли избы во всех деревнях. Во время такой уборки мыли всю избу, начиная с потолка – стены, полы, и все предметы в ней. Умение поддерживать чистоту в доме считалось одним из главных достоинств хозяйки. Очень часто цитируется одна из рун знаменитой «Калевалы», в которой даются наставления невесте о том, как нужно жить в доме мужа.
Ты столы захочешь вымытьПопоздней, в конце недели, -Мой и сверху, мой и сбоку,Не забудь и ножки вымыть!Ты облей скамью водою, Обмети, как нужно, стены, По порядку все скамейкиИ в длину все стены дома!Что на стол насело пыли,Что насело по окошкам, Ты смети крылом прилежно,Вытри тряпочкой с водою,Чтобы пыль не разошлася,К потолку б не поднялася!С потолка смети ты сажу, Печку также ты почистиИ почисти столб у печки,Также о шестке подумай,На жилье чтоб дом похож был,Чтоб сочли его жилищем.
В то время как изба сохраняла традиционность обстановки, интерьер, появившихся во второй половины XIX в. в карельских домах горниц нес на себе явный отпечаток влияния городской культуры. Обычная обстановка крестьянской горницы - раздвижной стол, стулья, буфет для праздничной посуды, деревянный диван, зеркало на стене. Место, где стоит кровать, у карелов обычно занавешивалось пестрой ситцевой занавеской. Мебель простая, крепкая, сделана, как правило, местными плотниками и столярами. Отапливалась горница печью-лежанкой.
* * *
Изба на втором этаже просторнее и светлее, чем на первом, но обустроена также: печь, воронцы, большой угол с иконой, лавки, полки-надлавочницы. Крестьянская утварь – деревянная, берестяная, глиняная, медная. Аналогична интерьеру на первом этаже и обстановка горницы. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Когда в 1922 году семья Яковлевых разделилась, то на первом этаже жила семья старшего сына Семена Максимовича вместе с родителями, а на втором - семьи младших братьев Степана и Василия.
Знакомство с бытовыми предметами карельской избы убеждает в том, что карелы с особой любовью относились к такому природному материалу как дерево. В готовой вещи они умели сохранить и естественную форму куска древесины, и красоту узора его текстуры. Очень часто выполненные карельскими мастерами вещи «как бы вырастают из естественного сгиба или нароста ствола». Замечательные образцы мебели, изготовленной с использованием «саморослой» природной формы дерева - одна из скамеек у стола и блинный столик со столешницей из цельного куска дерева. Традиционными для карельского быта являются берестяные коробочки, сшитые из цельного куска бересты, и обилие долбленной резной посуды. Особой красотой отличаются карельские прялки, вырезанные из корневой части березы. Своей изящной стреловидной формой они напоминают узкую лопасть весла. Чаще всего они декорировались контурной резьбой – одним из самых архаичных способов орнаментации.
В быту карелов художественное ткачество получило более широкое распространение, чем вышивка. Яркими цветовыми пятнами выделяются полосатые шерстяные юбки, радующие глаз насыщенными контрастными цветами. В конце XIX – начале XX в. традиционная одежда карелов отличалась от севернорусской только деталями. Так женский повседневный костюм состоял из холщовой рубашки с ситцевыми рукавами, прямого сарафана и передника. Головными уборами девушек были платки, а замужних женщин – повойники – небольшие шапочки с круглым донцем и пришитым к нему по краю околышем. Для южных карелок традиционной одеждой были также и домотканые юбки поперечно и продольно-полосатой расцветки.
Полоска, клетка – излюбленный орнамент прибалтийско-финских народов. Деревянная кровать покрыта полосатым шерстяным домотканым одеялом, а наволочка на подушке в мелкую голубую клетку – расцветка очень любимая карелами. Интересные детали: такие одеяла ткали только южные карелы; в отличие от русских, на кровати у карел были не две квадратные подушки, а одна прямоугольной формы.
В ходе знакомства с карельским домом, с постройками крестьянской усадьбы мы отчетливо видим русское влияние на культуру карелов. И в материальной, и в духовной сферах мы находим целый ряд культурных параллелей и аналогий. Но это не означает, что развитие карельской культуры происходило главным образом за счет заимствований. Культура карелов всегда сохраняла свой неповторимый этнический облик. В переосмысленном, переработанном виде заимствованные явления и элементы культуры других народов всегда отражали потребности, интересы, вкусы карелов, соответствовали народным традициям и взглядам. В свою очередь карельская культура оказала определенное влияние на культуру других народов. Так ряд элементов материальной культуры карелов восприняли русские поморы и заонежане. Легко улавливается влияние карельских традиций в постройках, одежде, пище финнов восточной Финляндии. С традициями устно-поэтического творчества карельского народа неразрывно связано становление и развитие финского литературного языка. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Неповторимое национальное своеобразие карельской культуре придают многочисленные архаические черты народного мировоззрения: вера в тесную связь человека с растительным и животным миром, культ предков-покровителей рода, мощный пласт религиозно-магических представлений. Карельский эпос, по мнению исследователей, является одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Приняв православную веру, карелы вплоть до XX в. продолжали оставаться хранителями древних языческих обрядов и верований, их религиозные взгляды – тесный сплав языческих и христианских представлений.
* * *
На сарае хранили сено, рабочий инвентарь, выполняли различную хозяйственную
работу. Внизу – в хлевах стояла скотина. Обстановка сарая говорит нам о хозяйственных занятиях карельского крестьянина.
Основным занятие карелов всегда было земледелие. Очень долго оно сохраняло архаичные черты. Так вплоть до начала XX в. трехполье сочеталось с подсекой. Подсеку обычно делали на возвышенных местах, поросших молодым лиственным или смешенным лесом, удаленных от деревни на 3-5 км. Вырубали лес и кустарник, который складывали в кучи. В мае-июне следующего года лес сжигали, участок расчищали от камней, складывая их у изгороди, которой огораживали поле. Пней не корчевали. В первый год на подсеке сеяли озимую рожь и ячмень, на второй – овес и репу. Участок использовали 2-3 года, а затем осваивали новый.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из злаковых культур, кроме ячменя, ржи и овса, в средней и южной Карелии сеяли пшеницу. Повсеместно выращивали репу, редьку, лук, брюкву, горох. Картофель в Карелии стали культивировать только с 40-х гг. XIX в. Огородничество было развито слабо. В начале XX в. в южной Карелии стали сеять морковь, свеклу. Из технических культур повсеместно выращивали лен-долгунец. Соха, удобная для работы на лесных и каменистых почвах, разные типы мотыг, борона-суковатка, серпы, изготавливаемые местными кузнецами, деревянный цеп для молотьбы, коса-горбуша – таковы несложные традиционные орудия труда карельского крестьянина. В начале XX в. в богатых хозяйствах появились первые железные плуги и бороны, с 30-х гг. – косы-литовки.
Тяжелый, от зари до зари, терпеливый труд часто не вознаграждал усилий и ожиданий земледельца. На каждые десять лет приходилось 3-4 неурожайных года. Архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгард [1] , посетивший Карелию в конце XIX в., отмечал, что при самых благоприятных условиях среднезажиточный крестьянин обеспечивал семью хлебом только на 3-5 месяцев в год. В голодные годы в хлеб добавляли сосновую кору, мох. К хлебу карелы всегда относились исключительно бережно.
Издревле карелы занимались и животноводством: держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, в южной и средней Карелии – свиней, в небольшом количестве кур.
Существенную роль в жизни карелов играло рыболовство. По наблюдениям исследователей Карелии, в XIX-XX вв. от голода карелов спасала прежде всего рыба. Самое распространенное орудие лова – рыболовная сеть – имелась в каждой семье. Как правило, у каждой семьи имелось и свое место лова.
Одно из древнейших занятий карелов – охота на лесного зверя и дичь. С помощью собаки охотились на медведя, лису, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося. Участки охотничьих угодий принадлежали определенной семье и передавались по наследству. Карелы славились как прекрасные стрелки. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В течение многих столетий традиционным занятием карельского населения оставалось железоделательное производство. В эпоху Петра I на смену крестьянским промыслам и небольшим частным заводикам пришли более крупные и совершенные казенные металлургические заводы. Сотни карелов, издавна знакомых с традициями крестьянского железоделательного производства, работали кузнецами, мастеровыми, добывали и возили руду, заготавливали лес, строили и ремонтировали заводские помещения.
Карельский камень (гранит, мрамор) использовался при строительстве Исаакиевского собора, Мраморного дворца и многих других зданий Петербурга.
Существенный доход карельский крестьянин получал на лесных промыслах, занимаясь рубкой, сплавом леса, заготовкой дров, работая на лесопильных заводах.
К традиционным занятиям карелов относились смолокурение и гонка дегтя, заготовка ивовой коры для кожевенного производства.
С XVIII в. довольно широкое распространение получило отходничество. Карельские крестьяне, владеющие ремеслом - плотники, столяры, камнетесы, кузнецы, сапожники, лоцманы уходили на заработки далеко за пределы Карелии. Карелы северных, пограничных с Финляндией районов занимались торговлей в разнос. Они нелегально проносили в Финляндию товары, преимущественно ткани, кожаные изделия, соль, табак. В обмен, для реализации в Карелии, они закупали зерно, масло, мясо, пушнину, кофе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Хорошо развитые навыки домашнего ремесла позволяли карелам из южных районов производить на рынок изделия экипажно-колесного промысла – телеги, кабриолеты, сани. Повсеместно был развит бондарный промысел – производство бочек, лоханей, ушатов, подойников, кадушек. Практически каждый карел умел плести берестяные кошели, корзины, солонки. Занимались карелы и плетением из соломы. Они делали шляпы, хлебницы, корзиночки, солонки. В конце XIX в. это ремесло получило довольно широкое распространение в ряде мест Олонецкого уезда. В домашних условиях обрабатывали лен и коноплю и ткали полотно, скатерти, полотенца.
Неизменный интерес вызывает находящаяся на сарае лодка-долбленка. Использовалась она на небольших водоемах и реках. Для придания устойчивости к ее бокам прикрепляли доски-балансиры или жерди. Управляли ею с помощью короткого весла. Иногда на мелководье просто отталкивались шестом. Делались такие лодки (выдалбливались) из цельного ствола осины. Такая долбленая лодка-однодеревка считается одним из наиболее древних видов лодок, ее появление относится к очень древним временам человеческой истории, к эпохе первобытности.
С незапамятных времен как средство передвижения человека были известны и лыжи. Археологи датируют их эпохой неолита – III тысячелетием до н.э. Карелы издавна пользовались лыжами и в прошлом их умели изготавливать в каждом крестьянском дворе. Распространены были в основном скользящие лыжи из сосны, осины, реже – из березы. Для быстрой ходьбы лыжи делали узкими и длинными, с желобом на нижней поверхности, нос лыж загибали слабо. Лесные, охотничьи лыжи были шире, иногда, правда, редко, - их обивали снизу мехом. Кроме того, пользовались непарными лыжами, известными также саамам, финнам и скандинавским народам. Левая лыжа у них была длинной, с желобом на нижней поверхности и служила для быстрого скольжения. А правая была короче, ею отталкивались. Иногда ее подшивали снизу мехом.
В прошлом у карелов были известны и «ступательные» лыжи. Ими пользовались летом для передвижения по болотам или во время покоса на затопленных лугах. Такие лыжи были двух видов: одни – типа ракетки, их изготавливали в форме овального обруча, переплетенного прутьями, с креплением для ноги в центре обруча. Но чаще ходили на особых длинных лыжах: они были вдвое короче зимних и имели продольные прорези для пропуска воды.
На сарай въезжали по взвозу – покатому бревенчатому настилу. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Глава Архангельской губернии в 1893-1901 гг. В Архангельске особенно ярко проявилась его деятельность как ученого-практика. Он обеспечил представительство Архангельской губернии на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; оснастил экспонатами архангельский публичный музей (многие из этих экспонатов он привозил из собственных поездок по губернии). Он поддерживал гидрографические работы по трассе будущего Северного морского пути; участвовал в строительстве первого отечественного ледокола Ермак и в строительстве Мурманской биологической станции.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.