Рига из деревни Ламбисельга. Выставка «Археология Кижей» @kizhi
В некотором отдалении от дома Яковлева находится рига – помещение для сушки и обмолота зерна. Она была построена в начале XIX в. и перевезена на остров Кижи из южнокарельской деревни Ламбисельга. Поскольку риги были пожароопасными постройками, в целях защиты от пожара их ставили в отдалении от деревни или на ее окраине.
В настоящее время рига используется как выставочное помещение. Зайдя в ригу, мы можем не только увидеть, как выглядела эта традиционная крестьянская постройка внутри, но и познакомится с размещенной здесь выставкой.
Оборудованы риги были предельно просто: в углу находится печь-каменка, под потолком крепились жерди-колосники, на которые укладывались снопы. После сушки снопы снимали, раскладывали на полу и молотили цепами, отделяя зерна от колосьев. Затем зерно провеивали, собирали в мешки и увозили в амбар или на мельницу.
«Археология Кижей» - так называется выставка, размещенная в риге в настоящее время. На ней представлены результаты археологических исследований, которые проводились на острове Кижи и в его окрестностях. Эта территория была заселена людьми в глубокой древности – в эпоху каменного века. Следы пребывания здесь древних людей сохранились в виде многочисленных памятников археологии – остатков поселений и погребений.
Долгое время окрестности острова Кижи в археологическом отношении были известны благодаря Оленеостровскому могильнику – самому известному археологическому памятнику Северо-Запада России. Древний некрополь располагался на Южном Оленьем острове Онежского озера, в 7-ми км от острова Кижи. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Методом радиоуглеродного датирования было установлено, что люди, погребавшие в Оленеостровском могильнике своих умерших сородичей, жили в эпоху мезолита, примерно 7-8 тысяч лет назад. В ходе археологических раскопок, проводившихся еще в 1936-1938 гг. под руководством известного археолога Владислава Иосифовича Равдоникаса, было вскрыто 177 могил и найдено более 7000 предметов. Это орудия охоты и рыболовства, украшения, предметы культа и скульптурные изображения человека, лося, змеи. На протяжении тысячелетий они сохранились благодаря особенностям почвы Оленьего острова, сложенного известковыми породами. Абсолютное же большинство археологических памятников на территории Карелии залегают в песчаных почвах, которые не способствуют сохранению предметов, сделанных из кости и дерева. Благодаря этой особенности Оленеостровский могильник является чрезвычайно ценным источником по древнейшей истории Севера Европы.
Среди фотографий, картосхем, планов погребений из Оленеостровского могильника внимание привлекает рисунок необычайно выразительной головы лося. В ходе раскопок могильника была собрана интересная коллекция костяных скульптур, среди которых сделанные из рога лося жезлы, один конец которых имеет вид рукояти, а другой скульптурное изображение головы лося. Один из трех найденных жезлов благодаря исключительной тщательности исполнения и прекрасной сохранности по праву считается выдающимся произведением искусства первобытной эпохи.
Большой интерес представляет скульптурная реконструкция облика погребенного, выполненная в лаборатории Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Она свидетельствует о принадлежности древнего населения Заонежья к европеоидной расе.
Коллекции, полученные в Оленеостровском могильнике, хранятся в Санкт-Петербурге – в Институте истории материальной культуры, Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), а также в Национальном музее Республики Карелия в городе Петрозаводске.
В 1995 г. были открыты стоянки древнего человека в 3-х км от острова Кижи в южной части Заонежского полуострова к северу от берега залива Вожмариха. В настоящее время Вожмарихинский археологический комплекс насчитывает более 30 поселений эпохи мезолита – энеолита. Люди жили здесь на протяжении пяти тысяч лет, с VI по II тысячелетие до н.э.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В последние годы памятники Вожмарихи активно изучаются археологической экспедицией музея. На выставке представлены результаты ее работы. Среди полученных археологами материалов – обнаруженные в ходе раскопок каменные орудия труда и фрагменты керамических сосудов, фотографии с видами раскопов, картосхемы расположения памятников, планы раскопов, графические материалы, реконструкции древних предметов.
Древние обитатели Вожмарихи изготавливали различные виды топоров, тесел, долот и стамесок, используя при этом технику шлифования, пиления и сверления камня. Орудия делались из сланца, который часто встречается в окрестностях. Миниатюрные стамески можно было изготовить простейшим способом – заточив на одном из концов сланцевой гальки узкое лезвие. Крупные орудия, например топоры, могли делаться из специальных заготовок, изготовленных путем предварительной обивки. До совершенства орудие доводили, шлифуя его на кварцитовой шлифовальной плите. На плите, представленной на выставке, древний мастер обрабатывал свои изделия около восьми тысяч лет назад.
Стенки найденного археологами в ходе раскопок сосуда сохранили отпечатки пальцев женщины, которая жила в поселке на берегу залива Вожмариха около пяти с половиной тысяч лет назад. Мы никогда не узнаем ее имени, но можем сказать, что она была умелой мастерицей. Сосуд сделан из хорошо замешанной глины с добавлением мелкого речного песка. Тонкие стенки сосуда тщательно разглажены и сплошь покрыты орнаментом из чередующихся рядов гребенчатых оттисков и ямочных вдавлений, которые не только украшали изделие, но и увеличивали площадь обжига, за счет чего посуда была прочной.
На выставке представлены два великолепных образца древнего керамического производства – реставрированные сосуды периодов развитого и позднего неолита с ямочно-гребенчатым орнаментом.
В ходе раскопок одного из наиболее древних поселений, существовавших на берегу залива Вожмариха, были обнаружены остатки хорошо сохранившегося очага. Археологи реконструировали его. Восемь тысяч лет назад этот очаг давал людям тепло, свет и пищу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
История человечества насчитывает сотни тысяч лет. И археология, как ни одна отрасль гуманитарного знания воспитывает у исследователя и просто человека историческое мышление, потому что она имеет дело с тысячелетиями, с непрерывной цепочкой накопления человечеством знаний, культуры, составивших впоследствии основу нашей цивилизации. Для археологии нет исторических и внеисторических племен и народов. Все поколения, сменявшие на земле друг друга, оставили свой глубокий след. Необходимо только тщательно и неустанно вести поиски.
На самом острове Кижи археологических памятников первобытной эпохи нет. Находки археологов относятся к эпохе средневековья. Самые ранние из них относятся к периоду до XI в., когда в кижскую округу впервые проникает население, занимающееся земледелием. Самая первая деревня на острове Кижи возникает на западном берегу в центральной части острова, на месте современной деревни Васильево. Первыми земледельцами в Кижах были представители летописной веси – непосредственные предки современных вепсов.
XIII-XIV вв. датируются предметы, найденные учеными на островt Кижи у дома Яковлева, в деревне Васильево, у Кижского погоста, в северной части острова. Зафиксированные ими селища – остатки средневековых поселений относятся к тому периоду кижской истории, когда окрестности острова заселялись русскими – выходцами из новгородских земель. До конца XV в. окрестности острова Кижи, Заонежье входили в состав Новгородской феодальной республики, и история Кижей этого периода была частью истории Великого Новгорода – крупного политического, экономического и культурного центра северных славян.
После присоединения в 1478 г. Новгорода к Москве, все новгородские владения вошли в состав Московского государства. К XVI в. относят первые письменные упоминания о деревнях острова Кижи и ближайшей округи, о церквях на острове. В это время остров являлся центром Спасо-Кижского погоста, территориально-административного округа, включавшего около 130 деревень. На самом острове в это время существовало 12 деревень, основными занятиями жителей были земледелие и рыболовство. В XIX в. на острове Кижи располагалось 9 деревень, к настоящему времени сохранились две из них: деревни Ямка и Васильево, они расположены в центральной части острова, примерно в 2-х км от знаменитого ансамбля.
В наше время для многих людей слово «Кижи» стало своеобразным символом русской культуры. И в XIX-XX вв. Заонежье – это русский район Карелии. Но своеобразие русской культуры этого края во многом определяется прибалтийско-финским влиянием.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Саамы, вепсы, карелы – эти народы в разное время жили в Заонежье, придя сюда раньше славян. О приоритете прибалтийско-финского освоения Заонежья свидетельствуют как археологические, так и историко-этнографические сведения. Среди них такое яркое, как нерусские названия окрестных деревень, островов, мысов, урочищ: Кижи, Корба, Конда, Лахта, Кургеницы, Гивес-наволок, Керкостров. Русские появились в Заонежье позднее вепсов и карел, гораздо позже, чем на этих территориях кочевали саамские племена, но их проникновение было стремительным и масштабным и в короткие сроки привело к коренной смене этнокультурной ситуации в регионе. Интенсивное освоение русским населением окрестностей Кижей, начавшись в XIII в., активно продолжалось в последующие столетия.
Среди экспонатов выставки – камень с отпечатком следа животного. С глубокой древности и до недавнего прошлого на территории Карелии было широко распространено почитание камней и скал. Им могли приписывать чудесные сверхъестественные свойства, рядом с ними совершались жертвоприношения духам и богам. Камни с углублениями в виде следов людей и животных (т.н. «камни-следовики»), связывались с персонажами языческой и христианской мифологии. Им часто сопутствовала фольклорная традиция: легенды и предания о происхождении камней или знаков на них. Известны камни «со следами» Николы Чудотворца, Ильи Пророка, языческого бога карел Укко. Около таких камней могли совершать жертвоприношения, строить часовни, а скапливавшуюся в «следе» после дождя воду использовать для лечения болезней. Камень, представленный на выставке, был найден на соседнем с Кижами острове Волкостров.
В 15 км от острова Кижи на небольшом скалистом острове Радколье, по мнению исследователей, находилось одно из святилищ древних саамов. Некоторые скалы острова своей формой напоминают головы людей. Подобные оригинальные природные объекты издревле обожествлялись саамами. Интересно, что название «Радколье» восходит к саамскому «ratt» - «мертвое животное» и может быть связано с жертвоприношениями, которые когда-то там совершались. Отношение к Радколью как священному месту продолжало сохраняться и у русского населения. Еще в начале XIX в. местные крестьяне называли радкольскую скалу «богом» или «хозяином» острова Радколье, а молодежь в последнее воскресенье перед Ивановым днем (24 июня) устраивала на острове гулянье - т.н. «радкольское воскресенье». Археологические исследования на острове Радколье показали наличие там древних поселений неолита и энеолита.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.