Метки текста:
Методический кабинетТрифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Часовня из деревни Кавгора (Текст буклета)
@kizhi
Петрозаводск, 1984 г.
Связь архитектуры и природы – одно из характерных особенностей народного деревянного зодчества Русского Севера.
Особенно ярко она проявилась в архитектуре небольших культовых сооружений – часовен. Тонкая взаимосвязь архитектурного облика и окружающего пейзажа определяет силу эмоционального воздействия этих скромных деревенских строений.
… Три дороги сходились к высокому холму, на котором стояла часовня Трех Святителей в карельской деревне Кавгора. Стремительный взлет ее шатра словно вторил ритму вековых елей, окружавших часовню, достоинство и сила ощущались в пластике ее форм и объеме. Под стать часовне была и сама деревня, огромная, в пятьдесят домов, спокойно раскинувшаяся по отлогим, заросшим травой и полевыми цветами склонам…
Часовня Трех Святителей была возведена во второй половине XVIII века. Сначала она состояла из одной клети, увенчанной шатровой колокольней. На рубеже XVIII – XIX веков с восточной стороны к ней пристраивается еще один четырехгранный сруб, к которому переходят функции собственно часовни – помещения для молящихся. К старому срубу примыкает крыльцо – высокое, одномаршевое, плавно поднятое над землей резными кронштейнами. Мощная пластика восьмерика колокольни, смягченная легкостью и динамичностью конструкций крыльца, – свидетельство высокого художественного вкуса народных зодчих. По–разному достигали они гармонии архитектурных и природных форм. В часовне Трех Святителей – это ярко выраженная асимметрия объемов, позволившая вписать часовню в неправильные очертания деревенской площади, на которой она стояла. Своеобразие художественного облика часовни заставляет задуматься над удивительным многообразием творческих приемов, которыми в совершенстве владели старые мастера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Часовня из деревни Кавгора была перевезена в музей «Кижи» в 1961 году и восстановлена по проекту архитектора А.В.Ополовникова в 1962–1963 годах.
До 1977 года часовня стояла на южной оконечности острова.
В связи с формированием в музее южнокарельского архитектурного сектора часовня была перенесена в северную часть Кижей, где в скором времени будет реконструирована старинная деревня кондопожских карел.
Сейчас стройный шатер часовни высится среди молодого ельника, чуть дальше Нарьиной горы, неизменно привлекая внимание посетителей и словно приглашая их совершить маленькое путешествие в царство гармонии архитектуры и природы.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.