Метки текста:
Методический кабинет8. Ограда @kizhi
Исторически ограды на русских погостах имели два назначения. Первоначально это были своеобразные военно–оборонительные сооружения, впоследствии, когда оборонная функция отпала, они служили обозначением границы между церковной землей, где располагались церкви и кладбище (погост), и мирской. Древняя ограда Спасо–Кижского погоста не существует уже давно, она известна только по гравюре художника Р.Зотова в указанной книге академика Н.Озерецковского. В 1800 г. мещанами Терсковыми из г. Валдая Новгородской губернии вокруг погоста была сложена новая ограда из «дикого» камня. В ней были устроены кирпичные ворота с арочными сводами. В 1901 г. крестьянин из д. Середка Михаил Афанасьев пожертвовал для нее и новые железные ворота с фигурной решеткой [10 , с.53] . В таком виде ограда просуществовала до середины XX в.
Ограда Спасо–Кижского погоста, которую мы видим сегодня, была реконструирована в 1959 г. по проекту архитектора А.В.Ополовникова. За основу проекта реконструкции были приняты близкие архитектурные аналоги, такие как ограды Водлозерского Ильинского погоста (Пудожский район) и Почезерского Спасского погоста (Архангельская область), а также изображение Кижского погоста на гравюре Р.Зотова. Ее бревенчатые стены высятся на каменном основании из крупного булыжника. При сооружении основания реставраторами были использованы камни ограды 1800 г. Стены и кровля выполнены из нового материала. Длина сооружения, согласно обмерам, произведенным в 2003 г. архитектором А.Ю.Любимцевым, составляет 305 м. В целом здесь воспроизведены фрагменты трех оград, так, например, западный вход является копией главного входа Ильинского погоста [10 , с.53] .
Существующая сегодня ограда в 1996 г. была включена в список памятников архитектуры местного значения. Она естественным образом дополняет общую картину, воссоздавая древний облик Спасо–Кижского погоста.
В заключение можно сказать, что на протяжении нескольких столетий Спасско–Кижский погост был центром приходской и общественной жизни кижской округи. Церкви никогда не стояли в одиночестве, окруженные лесом и водой: и на самом о. Кижи, и в его окрестностях было много деревень, погост составлял неразрывное единство с архитектурой и ландшафтным окружением целой округи. Кроме того, он был естественным фоном жизни многих поколений заонежан. И сегодня роль этого ансамбля трудно переоценить. В конце 50-х годов XX в. он стал историческим центром, ядром экспозиции музея–заповедника «Кижи», одного из самых известных в России архитектурно–этнографических музеев под открытым небом, где мы можем прикоснуться к традициям многовековой культуры жителей этого уникального во многих отношениях уголка нашей Родины, который издавна называют Заонежьем. То, что храмы были сохранены для последующих поколений, сделало возможным и возобновление деятельности Кижского прихода.
Использованная литература и источники:
- Богословский М. Земское управление на Русском Севере в XVII в. М., 1909. Т.I.
- Брокгауз Ф.А. (Лейпциг), Ефрон И.А. (СПб). Энциклопедический словарь. Т. 25. СПб., 1898.
- Воробьева С.В. Памятники архитектуры культового назначения музея–заповедника «Кижи». НРФ НБ музея «Кижи», 1978. №145.
- Гущин Б.А., Гущина В.А. К вопросу датировки памятников Кижского архитектурного ансамбля. НРФ НБ музея «Кижи», 1974. №477.
- Гущина В.А. Кижский архитектурный ансамбль. Покровская (зимняя) церковь. НА музея «Кижи», 1976. №1524.
- [Гущина В.А. К вопросу о датировке церкви Покрова Богородицы и колокольни Кижского архитектурного ансамбля] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2001 г. – С.136–150.
- Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское народное зодчество. М., 1942.
- Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Ч.I. Деревянное зодчество. Петроград, 1916.
- [Крохин В.А. Формообразование Кижского ансамбля] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2001. – С.151–172.
- Кижи: Путеводитель по музею–заповеднику // Государственный историко–архитектурный и этнографиечкий музей–заповедник»КИЖИ». Петрозаводск, 2001.
- Мильчик М.И. Заонежье на старых фотографиях. СПб., 1999.
- Озерецковский Н.Я. Путешествия по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.
- Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974.
- Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.
- Орфинский В.П. Архитектурное наследие Заонежья // Кижский вестник №2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. – С.173–193.
- [Орфинский В.П. Деревянное храмостроительство Российского Севера в контексте традиционной народной культуры] // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III международной научной конференции «Рябининские чтения – 99»). Петрозаводск, 2000. – С.393–401.
- Орфинский В.П. К вопросу о типологии этнокультурных контактов в сфере архитектуры // Проблемы российской архитектурной науки. М., 1999. – С.78–92.
- [Пашков А.М. «Историческое сведение о приходе Кижском» – малоизвестный источник по истории православной культуры Кижского прихода к. XVIII – пер. пол. XIX вв.] // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (материалы IV международной научной конференции «Рябининские чтения – 2003»). Петрозаводск, 2003. – С.219–224.
- Переписная и отказная книга крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками Олонецкого уезда, приписанных к Олонецким железным заводам датского комиссара А.И.Бутенанта фон Розенбуша переписи стольника А.Брянчанинова и подьячего П.Курбатова 12 февраля 1696 г. РГАДА, ф.137, оп.1, д.16.
- Трифонова Л.В., Воробьева С.В. ТЭП выставки «История Кижского прихода». НА музея «Кижи», 1996. №1652.
- [Фролова Г.И. Из истории внутреннего убранства кижской Покровской церкви. Никольский иконостас] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2000. – С.173–183.
- Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. – С.70–75.
- Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.123–138.
Основная рекомендуемая литература:
- Гущин Б., Гущина В. Когда построены Кижи? // Север, 1976. № 10. – Сс. 105–107.
- Гущина В. А. Об уточнении датировки церкви Покрова Богородицы и колокольни Кижского архитектурного ансамбля // Кижский вестник № 6. Петрозаводск, 2001 г. – Сс. 136–150.
- Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское народное зодчество. М., 1942.
- Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Ч. I. Деревянное зодчество. Петроград, 1916.
- [Крохин В. А. Формообразование Кижского ансамбля] // Кижский вестник № 6. Петрозаводск, 2001. – Сс. 151–172.
- Озерецковский Н. Я. Путешествия по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.
- Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество // М., 1983.
- Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск, 1972.
- Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1972.
- Яскеляйнен А. Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – Сс. 123–138.
- Сохранение ансамбля Кижского погоста. Реставрация церкви Преображения Господня. // Отчет о деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» в 2012 г. Сост. Н.М. Мельникова. Петрозаводск, 2013. - С. 14 - 16.
- Сохранение ансамбля Кижского погоста. Реставрация церкви Преображения Господня. // Отчет о деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» в 2013г. Сост. Н.М. Мельникова. Петрозаводск, 2014.
- Сохранение ансамбля Кижского погоста. Реставрация Преображенской церкви. // Отчет о деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» 2006-2010 гг. Сост. Н.М. Мельникова. Петрозаводск, 2011. - С. 22 - 25.
- Материалы по реставрации на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru
- Церковь Преображения Господня: 300 лет на заонежской земле: сборник статей / [сост.и подг. И.В. Мельников]. Петрозаводск, 2014.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.