Метки текста:
Методический кабинетЗаключение @kizhi
Традиционная культура русских Заонежья неразрывно связана с культурными традициями русского населения России, с историей государства. Она является неотъемлемой частью нашего общего культурного наследия, а в нем заключена память народа, благодаря которой каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
Заонежье на протяжении столетий сохраняло культурные традиции Великого Новгорода, именно здесь долгое время продолжали существовать ценнейшие образцы культурного наследия средневековой Руси – былинный эпос, традиции храмостроительства, писания икон и многое другое. Считая себя потомками отважных новгородских землепроходцев, заонежане, в то же время, донесли до нас немало ценного из того, чем была богата культура представителей иных народов, тех, кто населил этот край задолго до появления новгородцев, и тех, кто переселялся сюда позднее. Заонежье долгое время являлось зоной тесных межэтнических контактов, что немало способствовало формированию особого культурного феномена, который получил название «Культура русских Заонежья».
Процесс наследования культурных традиций достаточно противоречив, представители молодого поколения всегда были склонны критически относиться к идеям, вкусам, взглядам своих предшественников. В этом – залог прогресса человечества, и, вместе с тем, причина невосполнимых утрат. Сегодня мы с большим сожалением говорим и о тех людских потерях, которые Заонежье понесло в ХХ веке, и о деградации народной культуры этого края. Время, исторические обстоятельства, а, порой, и варварское отношение потомков привели к гибели многих сторон традиционной культуры заонежан. В этом отношении сегодня чрезвычайно велика роль музеев, призванных, наряду с другими учреждениями науки и культуры, не только сберечь то культурное наследие, которое все же удалось сохранить, но и обобщить, в какой-то мере, культурно–исторический опыт народа, осмыслить его и донести до современников. Одним из таких музеев является и музей–заповедник «Кижи». Его исторически возникший центр – всемирно известный сегодня Кижский архитектурный ансамбль, пережил многое на своем веку, не раз он оказывался на грани уничтожения, но, тем не менее, продолжал существовать: то благодаря счастливому стечению обстоятельств, то старанием и радением прихожан, а то и ценой гражданского мужества людей, чья судьба пересеклась с его историей. Сегодня это не только выдающийся памятник архитектуры, для многих возродилось и его духовное значение.
Процесс культурной преемственности – это не механическое собирание и хранение достижений материальной и нематериальной культуры. Сохраняется только то, что продолжает жить и волновать человека, последующие поколения. Вместе с тем, стремительный темп современной жизни, натиск технического прогресса, порой, не оставляют времени на осмысление того, что в действительности составляет неоспоримую ценность для каждого из нас, для всего человечества. Порой именно потребность такого осмысления и приводит нас в музей. В современном мире, в котором зачастую происходит выветривание или подмена веками существовавших культурно–нравственных понятий, когда мы наблюдаем их несовпадение на различных уровнях социума – возрастном, конфессиональном и др., музей зачастую выступает островком стабильности в противовес хаотичности окружающего мира, и хранителем культурных кодов. Очень важной представляется и возможность включения музейного наследия в современную культуру.
Изучение истории отечественной культуры всегда имело исключительно важное общественное значение. Бурные политические и социально–экономические потрясения современной эпохи, радикально меняющие весь облик России, уходят корнями в нашу тысячелетнюю историю. Изучение культуры Отечества предполагает и изучение культуры своего края. История и культура Заонежья являются благодатным материалом, знакомство с ним помогает нам осознать истинную цену, уникальность и значимость нашего культурного наследия, его невероятную хрупкость и ту меру ответственности, которая неизменно ложится на плечи человека, решившего, по роду своей деятельности, стать посредником между этим наследием и общественным сознанием, которое музеи стремятся постепенно формировать путем своей разнообразной просветительской деятельности. Современный опыт показывает, что роль музейного экскурсовода сегодня очень велика. Ни путеводитель, ни аудиогид, ни компьютерные технологии не могут заменить посетителю музея живого общения, ведь давно сказано, что человеку нужен человек – с его собственным отношением и к жизни, и к интересующей нас теме – традиционной культуре русских Заонежья.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.