Предисловие @kizhi
Посвящается удивительным людям и моим друзьям Павлу Тергоеву (д. Трофим-Наволок), Лео Контканену (п. Калевала), Тайто Малинену (д. Юшкозеро), Валентину Гаврилову (В. Видлица), Михаилу Копполову (д. Селецкое), Тойво Сергееву (д. Кимасозеро), Александру Вассара (д. Вокнаволок) и другим мастерам-лодочникам, сохранившим традиции карельского судостроения.
«Венех» – так на карельском языке называется основное малое водное транспортное средство нашего края – деревянная лодка из досок.
Знакомство автора с темой исследования началось в 1980-х гг. в Кижских шхерах и продолжалось в экспедициях на судах клуба «Полярный Одиссей», возглавляемых руководителем всех проектов Карельского Морского центра Виктором Дмитриевым. Никакой методики исследований народного судостроения тогда не существовало, но был интерес к традиционным судам и морским походам поморов. За 12 лет экспедиционной работы и участия в судостроении накопились опыт и знания, которые позволили в 1999 г. начать в музее «Кижи» многолетнюю работу по теме «История и современное состояние народного судостроения и судоходства». Тогда были сделаны первые шаги в изучении традиционных русских лодок Кижского архипелага. В первый же год у мастеров-лодочников и коренных старожилов удалось записать много информации об особенностях местных лодок, технологии их постройки и терминологии, деревенских мастерах и колхозной верфи на острове Волк-остров. Тогда нам удалось зафиксировать более 50 старых лодок-кижанок и провести первую «Кижскую регату». В первой гонке участвовали 16 деревянных лодок, из них было одиннадцать кижанок. Одна из них была построена в 1965 г. мастером И. Ф. Вересовым. Хозяин берёг её 35 лет, как будто специально для этого события. Итоги первого полевого сезона показали, что в Кижских шхерах местные жители сохраняют навыки традиционного судоходства, свои местные лодки и ещё есть мастера, которые продолжают их делать и помнят секреты ремесла. Стало понятным, что существует возможность собрать такую же информацию и о традиционных лодках в других районах Республики Карелия.
Карельские лодки первый раз были зафиксированы автором в ноябре 1999 г. во время экспедиции музея-заповедника «Кижи» в локальный центр карел Пряжинского района Республики Карелия – на озеро Сямозеро. С учётом полученного в Кижских шхерах опыта работа сразу началась с поиска известных в округе старых мастеров-лодочников, у которых можно получить наиболее полную информацию по местному судостроению. За два дня работы удалось познакомиться с мастерами П. И. Тергоевым, А. С. Алёккиным и И. Ф. Яковлевым и узнать у них об особенностях озера, занятиях населения и судоходстве Сямозерья. Были записаны первые сведения о старых мастерах, о технологии постройки карельских лодок и карельских лодочных терминах, об особенностях местного судостроения.
Главный результат работы на озере Сямозеро – подтверждение гипотезы, что в этом локальном центре судоходства, как и в Кижских шхерах, существует судостроительный потенциал, достаточный для всей округи, и свой тип лодки, которую автор по аналогии с лодкой- кижанкой назвал «сямозеркой». Из полученной информации стало понятным, что во все времена на этом озере было много лодочников, которые строили лодки для себя или своих родных, но были и мастера, работающие по заказам соседей-земляков.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В дальнейших музейных экспедициях автору пришлось проехать по многим центрам традиционного судоходства от Онежского и Ладожского озёр до Северной Двины и Белого моря, от Ильменя и Волги до Белого озера и Сухоны. В деревнях с русским, карельским и вепсским населением, где ещё остались лодочные мастера, удалось зафиксировать старые и новые местные лодки, технологию и терминологию отдельных локальных центров. Многолетняя программа позволила не только изучать, собирать и сохранять, но и по-новому представить традиционные лодки в музее «Кижи». Для этого автору пришлось разработать не только методику изучения традиций судостроения и судоходства, но и принципы музеефикации традиционного судостроения, исходя из специфики музейной деятельности. Подготовка предложений по музеефикации результатов исследований и собранных экспонатов по традиционному народному судостроению и судоходству выполнялась автором впервые в экспозицитарной деятельности музея-заповедника «Кижи».
Был получен первый в России опыт развития музейной экспозиции по теме исследования, организации фестиваля народного судостроения и традиционной гребли «Кижская регата» и создания экспозиционно-выставочного комплекса «Кижская гавань».
С самого начала работу автора с интересом поддержали Д. Д. Луговой – директор музея «Кижи» в 1998–2000 гг., Э. В. Аверьянова, сменившая его на этом посту, замдиректора по науке И. В. Мельников, завотделом истории и этнографии С. В. Воробьёва, доктор архитектуры В. П. Орфинский и «адмирал» российского исторического флота В. Л. Дмитриев. Большую помощь в работе постоянно оказывали все сотрудники музея-заповедника «Кижи» и местные жители, мастера- лодочники и коллеги по Морскому центру «Полярный Одиссей» и Ассоциации «Морское наследие России». В поиске подходов к научной обработке собранной информации автор благодарен своим единомышленникам: научному руководителю к. и. н. К. К. Логинову, заместителю директора института «Наследие» к. ф.-м. н. П. В. Боярскому, капитану и судостроителю канд. арх. А. П. Скворцову и историку российского флота к. и. н. П. А. Филину.
Одна из главных задач работы автора – способствовать дальнейшим исследованиям и актуализации народного лодкостроения с учётом этнографических и историко-географических особенностей конкретных районов. Как и все народы нашей страны, карелы веками сохраняли богатство традиций этой части своей материальной культуры, что проявляется в наличии мастеров и особенностях технологии и терминологии судостроения, в разнообразии и схожести лодок в различных районах традиционного проживания карел. Это подтверждают фотографии первой половины ХХ в., сохранившиеся в архивах, и современные фотографии деревянных лодок, сделанные автором. В предлагаемой вниманию читателей книге представлены результаты исследований богатой истории, традиций и современного состояния карельского судостроения и судоходства.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.