Введение @kizhi
... традиции, региональные версии — естественное следствие сложной истории освоения Севера и последующей многовековой эволюции. Ю. А. Новиков [1]
Темой исследований автора являются крестьянские лодки [2] , которые бытовали или ещё используются на внутренних водных путях и озёрных водоёмах Республики Карелия и сопредельных территорий с конца XIX в. по настоящее время. Специальные этнографические исследования, посвящённые карельским лодкам, отсутствуют. Между тем в некоторых районах Республики Карелия и Северо-Запада России благодаря удалённости от основных дорог и труднодоступно- сти традиционное судостроение ещё сохранилось. В силу дефицита и высокой стоимости современных маломерных судов заводского изготовления десятки мастеров продолжают строить деревянные лодки. Мастера, сохраняющие традиции, могут сообщить также сведения об истории местного судостроения и судоходства, что и легло в основу исследований.
Изучение автором современного состояния традиционного судостроения позволило увидеть разнообразие типов плавсредств, выработать принципы и подходы к сбору информации и обработке результатов. В самом начале работы были подготовлены предложения по Программе, которая, кроме поиска и изучения источников, включала ежегодные экспедиционные поездки, постепенно расширяющие границы исследования. В экспедициях 1999–2016 гг. удалось выявить носителей традиционной технологии судостроения и хранителей информации по его истории, с их помощью собрать новые сведения об этой части народной культуры, о лодках и технологиях, старых мастерах и современных лодочниках. В результате появилась возможность определить общие закономерности в историческом развитии народного судостроения и судоходства, зафиксировать его современное состояние и отметить локальные различия традиций. Стало понятно, что настоящий период характеризуется быстрым уходом из жизни мастеров – хранителей местных традиций, существенной трансформацией технологий постройки и исчезновением традиционных типов лодок, а вместе с ними и материальных следов былого деревянного судостроения.
В более 100 населённых пунктах Северо-Запада России по маршрутам 23 экспедиций автором были проведены натурные исследования, включающие опрос местных жителей по разработанной им анкете, фотофиксацию и обмеры традиционных лодок. Было опрошено более 160 информантов, в основном мастеров-лодочников или рыбаков. Удалось также записать фамилии более 500 мастеров, из которых около 100 ещё работали на момент опроса. Было зафиксировано около 1000 лодок, все экспедиционные записи, фото-, аудио- и видеоматериалы автора хранятся в научном архиве музея «Кижи». В ходе работы над темой удалось также познакомиться с музейными коллекциями традиционного судостроения и судоходства Национального музея Республики Карелия, Российского этнографического и ряда музеев Новгородской, Псковской, Тверской, Вологодской и Архангельской областей. Таким образом, в экспедициях сформировался уникальный банк данных и практически – научная база по истории и современному состоянию традиционного судостроения и судоходства районов Карелии и сопредельных территорий.
Специальные этнографические исследования, посвящённые карельским лодкам, отсутствуют. В экспедициях 1999–2016 гг. удалось выявить носителей традиционной технологии судостроения карел и хранителей информации по его истории, с их помощью собрать новые сведения об этой части народной культуры, о лодках и технологиях, старых мастерах и современных лодочниках. По мнению автора, значимость монографии определяется рядом моментов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Во-первых, в научный обиход вводятся ранее неизвестные описания особенностей традиционного судоходства и типов народных лодок отдельных локальных центров карел.
Во-вторых, важно, что записи производились у работающих мастеров конкретного центра, одновременно с новыми фиксировались и найденные старые лодки и изображения лодок на фотодокументах в разные исторические периоды, что позволяет проверять и вести сравнительный анализ полученных сведений.
В-третьих, самостоятельную ценность для дальнейших исследований имеют все полученные сведения и типы лодок, которые удалось зафиксировать, представляющие почти утраченные в настоящее время традиции локальных центров карел.
Значимость собранного и записанного материала определяется также возможностью дальнейшего пополнения представленной информационной базы по отдельным районам проживания карел новыми сведениями, интересными для историков, этнографов и краеведов, что, надеемся, будет способствовать более глубокому изучению локальных традиций.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.