Методика исследований, обзор источников и литературы @kizhi
О методике исследований
Крестьянская лодка – неотъемлемая часть народной культуры. Велика ее роль в хозяйственной, производственной, бытовой и других сторонах народной жизни. По мнению автора, отсутствие у судостроителей интереса к лодкам внутренних водных путей связано с локальностью их использования и обыденностью лодок в крестьянском хозяйстве. Этнографы же имели свой круг интересов, связанных с главными составляющими быта и основными обрядами жизненного цикла крестьян. Поэтому особенности водного транспорта и судоходства различных народностей, крестьянские лодки, их значение для изначального освоения Русского Севера и хозяйственно-экономического использования населением природных богатств региона всё ещё мало изучены. Основные трудности исследовательской работы связаны не только с удалённостью центров, где сохранились традиции судостроения, и спецификой изучения плавсредств и судоходства. Когда автор начинал работу, отсутствовала исследовательская методика, единые принципы сбора информации и описания лодок.
Наша работа по теме исследований изначально велась по Программе, подготовленной автором. Основной её целью было комплексное изучение истории и современного состояния традиционного народного судостроения и судоходства на территории бывшей Олонецкой губернии и смежных областей. Для осуществления Программы предусматривалось:
- изучение архивных документов и исторических источников,
- организация серии экспедиций с целью фото- и видеофиксации современного состояния и сбора информации по истории народного судостроения и судоходства,
- проведение натурных обследований и обмеров лодок,
- сравнительный анализ развития и современного состояния судостроения в различных локальных центрах.
Для исследования традиционного крестьянского судостроения автором был предложен термин «народное судостроение и судоходство», понимаемые как «строительство и использование различными этносами разнообразных средств передвижения по воде в местах их постоянного проживания для ведения традиционного хозяйства» [1] . Под «народным» (или крестьянским) судостроением было предложено понимать изготовление различных местных плавсредств и лодок, в независимости от того, делались ли они на заказ или для личного пользования.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В целях осуществления всего комплекса научных исследований, для реализации целей и задач Программы проделана следующая работа:
- Велся поиск, накопление, сравнительный анализ и систематизация собранных материалов по теме в литературе, архивах и фондах музеев.
- Осуществлены 23 экспедиции: 13 экспедиций в районах Республики Карелия, 6 экспедиций в пограничные районы Архангельской и Ленинградской областей и 4 рекогносцировочные поездки – в Вологодскую, Тверскую, Новгородскую и Псковскую области.
- Исходя из приобретаемого опыта, автором разрабатывались методика исследований и классификации традиционного народного судостроения и судоходства, а также были сделаны предложения по его музеефикации на основе ТЭО развития музея-заповедника «Кижи». По мере возможности изучался также аналогичный опыт работы в России и за рубежом.
Сбор и систематизация материалов невозможны без определённого алгоритма работы, который даёт способ получения наиболее полного объёма информации по каждому локальному району исследований, создаёт возможности для их сравнения по единым параметрам. Такого алгоритма не было, поэтому автор взял за основу подхода к сбору и анализу материалов по теме эмпирически разработанную им методику исследования [2] , описания различных плавсредств и классификации крестьянского традиционного судостроения.
Основной источниковой базой для анализа истории и современного состояния народного судостроения карел стали материалы полевых исследований автора. Дополнительными источниками, расширяющими временные рамки исследований, стали документы и фотографии, связанные с народным лодкостроением, из архивов и музейных фондов Карелии, Санкт-Петербурга и сопредельных территорий, исторические исследования и редкие сведения из опубликованных этнографических работ, трудов русских и иностранных путешественников, работ, связанных с описаниями рыбного промысла, и иных публикаций.
Особенностью работы стало непротиворечивое соединение всех материалов, полученных автором в результате изучения истории и современного состояния народного судостроения и судоходства, когда сведения из архивов и письменных источников сравнивались с полевыми этнографическими и натурными исследованиями. Основными нашими информантами были народные судостроители, владельцы традиционных лодок, рыбаки и местные старожилы. Опыт практической полевой работы показал, что опрос по разработанной автором методике и анкете действительно позволяет получить максимальный объём информации о судостроении каждого района, его потенциале и связях с другими сопредельными районами в разные периоды истории нашей страны.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Согласно методике сбор информации вёлся по разделам:
- особенности судоходства в районе, типы, размеры и назначение традиционных местных лодок;
- материалы и технология строительства местных лодок и лодок других районов;
- оснастка, виды использования и ходовые качества различных типов местных лодок и известных лодок других районов;
- местная терминология традиционного судостроения и судоходства;
- сведения о мастерах и мастерских, где строились лодки, и о состоянии местного судостроения в советский и постсоветский периоды.
Указанные разделы позволили автору собрать достаточно полную информацию о народном судостроении как исторически развивающейся части материальной культуры населения и экономики района. На основании собранной информации удалось сделать вполне обоснованные выводы о развитии в каждом исследованном районе традиций судостроения и судоходства и их современном состоянии. Методика автора получила признание, оказалась вполне востребованной [3] и вызвала интерес у историков российского флота [4] .
В экспедициях постоянно велась фото- и видеофиксация местных лодок, включая уже брошенные старые и руинированные лодки, мастеров и мастерских, этапов строительства и технологии судостроения, особенностей местного судоходства, построек, приспособлений и иных артефактов, связанных с народным судостроением и судоходством.
Собранный в соответствии с принятой структурой разделов фактический материал позволил автору описать и провести сравнительный анализ особенностей судостроения на разных водоёмах, продолжить составление авторской разработки основ «Классификации народного судостроения» и совместно с работниками фондов музея отрабатывать методику описания лодок.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основными письменными источниками для научной работы являлись архивы, фонды музеев и полевые дневники автора. Для подготовки книги использованы документы и фотографии Национального архива Республики Карелия (далее – НА РК) и музея «Кижи», в том числе не публиковавшиеся ранее материалы экспедиционных дневников, научных отчётов и других работ автора.
Обзор источников
На европейских средневековых картах изображалась территория проживания карел, в трудах европейских и восточных путешественников встречались сведения о карелах [5] . Некоторые общие сведения о судостроении и судоходстве карел конца XVIII – середины XIX в. можно встретить в описаниях Олонецкой губернии известных государственных деятелей и чиновников Российской империи.
Весьма краткие и сильно разрозненные материалы, содержащие сведения о карелах, содержатся в отчетах за 1785 г. поэта и первого Олонецкого губернатора Г. Р. Державина [6] и наместника Олонецкой губернии Т. И. Тутолмина [7] , которые совершили первые в истории России экспедиции с целью изучения подведомственных территорий. В своём отчёте о путешествии Г. Р. Державин сообщает о карелах Повенецкого уезда, которых он называет «лоплянами» (как жителей Лопских погостов), упоминает о древнем водно-волоковом пути от Повенца к Белому морю и весьма бегло – о карелах Петрозаводского уезда (Сямозерской, Кондопожской и Сегозерской волостей). Т. И. Тутолмин сделал описания всех уездов губернии, в его отчёте содержатся первые сведения о судостроении и судоходстве края, в том числе и о водно-волоковом пути по реке Кеми с Белого моря во внутренние земли Лопских погостов и Шведскую Финляндию.
В описаниях путешествий академика Н. Я. Озерецковского есть некоторые сведения о местах проживания, занятиях и быте карел [8] на побережье Ладожского озера, но в маршрут его экспедиции не входили другие районы с карельским населением. К. Ф. Бергштрессер в «Опыте описания Олонецкой губернии» за 1838 г. впервые говорит о судоходстве на Онежском озере. Перечисляются конкретные грузы для перевозки в северную столицу: чугунные изделия, пушки и балласт; уголь, дрова, хлеб с бассейна Волги, а из Санкт-Петербурга везут товары купцам и людей в разные места Олонецкой губернии. Он сообщает, что многие крестьяне, которые имеют свои суда, получают «немаловажные выгоды» [9] или работают по найму на судах шкиперами, лоцманами, матросами, а живущие вдоль водного пути зарабатывают тем, что обслуживают проходящие суда. В «Описании Олонецкой губернии» И. И. Пушкарёва [10] также есть сведения о водных путях, судостроении и судоходстве губернии на территории проживания карел. В работах путешественников и этнографов, для которых изучение лодок вовсе не было главной целью, имеются лишь отдельные сведения о судоходстве и судах. В своих трудах указанные авторы не называют карел в числе судостроителей, но ими зафиксированы верфи, где крестьяне строили большие суда, в местах проживания карел. Можно предположить, что и крестьяне-карелы участвовали в коммерческом судостроении и судоходстве. В соответствии с историческими границами бывших уездов и современных районов постоянного проживания карельского населения можно использовать сведения по Олонецкому уезду и частично по уездам Лодейнопольскому, Петрозаводскому, Повенецкому и Кемскому.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Важными источниками информации являются Памятные Книги Олонецкой Губернии за 1856–1902 гг., Олонецкие сборники за 1870– 1902 гг. К сожалению, в них крайне мало сведений по народному судостроению и крестьянскому судоходству, но общую картину судостроения губернии во второй половине XIX в. можно представить благодаря статистике и описанию судоходства. Общая информация по судоходству Олонецкой, Архангельской и Выборгской губерний важна для понимания роли водных путей в особенностях развития судостроения в карельских локальных центрах по сравнению с русскими и вепсскими районами.
В Памятной Книге Олонецкой Губернии за 1856 г. сообщается о том, что губерния приписана к ведомству II округа путей сообщения, и описываются судоходные реки и Мариинский канал. Опубликована Ведомость «О речном судоходстве в Олонецкой Губернии в 1854 году» [11] . В Олонецком сборнике 1870–1876 гг. описывается судостроение губернии за пять лет и указано, на каких озёрах и реках производилась постройка судов. «Судостроение вообще производится на берегах озёр и рек, удобных для спуска судов на воду и находящихся в ближайшем по возможности расстоянии от тех лесных дач, из которых получается лесной материал на постройку» [12] . В сборнике особо отмечается, что промышленным или коммерческим судостроением занимаются жители вокруг Онежского и Ладожского озёр, на реке Свири и её притоках, они издавна славятся своим мастерством и были первыми мастерами на казённой Лодейнопольской верфи, учреждённой императором Петром Великим в 1702 г. [13] Интересные сведения, подтверждающие народные корни деревянного судостроения, даже коммерческого, содержатся в следующем сообщении: «Мастера строят суда без всяких чертежей, по известным уже образцам, руководствуясь в увеличении или уменьшении размеров судна навыком; никаких усовершенствований в судостроении не вводится» [14] . В этом же сборнике перечислены верфи в карельских деревнях Олонецкого уезда на Ладожском озере, в устьях рек Олонки и Видлицы, на реке Тулоксе [15] . Приведём ещё одно сообщение о постройке больших судов: «Оснастка строящихся судов большей частью производится сряду по спуске судна на воду, иногда же судно окончательно отделывается в Санкт-Петербурге» [16] . Есть описание озёрных и речных судов разных типов, технологии строительства крупных судов и конструкции стапеля для строительства и спуска судов на воду. В таблицах сборника есть сведения о количестве судов всех типов, построенных в уездах губернии за пять лет [17] .
В Олонецком сборнике за 1894 г. приводятся интересные сведения из истории карельского народа и о его связях с древними славянами и Новгородской республикой; о судостроении и судах в былинах и преданиях пишет Е. В. Барсов [18] . Он сообщает, что в записанных на Ладожском озере народных рассказах сохранились сведения о «свайных постройках» и древнейших жилищах на плотах [19] . В сборнике отмечается, что естественные условия губернии благоприятствуют судостроению, но «не приходится видеть быстрых успехов в судостроительном деле» [20] , и приводится Таблица судов, построенных с 1871 по 1891 г. [21] , из которой видно, что регистрируется в основном строительство судов для коммерческих перевозок, а народное судостроение для нужд крестьянских хозяйств не фиксируется. Из построенных за 20 лет более 1500 судов указано всего 53 соймы, которые строились во всех уездах, кроме Вытегорского, а больше всех в Олонецком – 31 и Лодейнопольском – 10, но крестьянские лодки статистикой не учитывались. Во второй половине XIX в. увеличение количества пароходов привело к уменьшению строительства в Олонецкой губернии деревянных мореходных судов [22] . Предполагалось, что дальнейшему развитию судовой промышленности может помочь устройство искусственного водного пути между Белым морем и Онежским озером [23] и других путей в обход опасностей Ладожского и Онежского озёр и порогов на реке Свири по древним водно-волоковым путям Межозерья.
В «Ведомости о судостроении за 1897 год» отмечается строительство «при селении Видлицах» [24] двух судов – полулодки и берлинки длиной более 30 м для перевозки грузов по Ладожскому озеру, что свидетельствует о потенциале и, очевидно, о древности этого центра традиционного судостроения на реке Видлице. В Олонецком сборнике за 1902 г. указывается, что в судостроении и судоходстве губернии было занято более 10 тыс. крестьян (половина работали на погрузке и выгрузке судов, больше 20 % составляли команды судов), несомненно участие в этой промышленности карельских судовладельцев и наёмных работников [25] . Здесь же приводятся таблицы числа рабочих и заработков по отдельным видам деятельности в уездах Олонецкой губер- нии [26] , доходы в лесопромышленности, статистика речного судоходства [27] и описание судоходных озёр, каналов и рек, питающих систему существующих каналов и шлюзов [28] .
Эти данные весьма приблизительные, так как нужно учитывать несовершенство механизмов сбора сведений для статистики, но благодаря им мы можем иметь представление о роли судопромышленности в крестьянских промыслах XIX – начала XX в., в том числе для карел, проживающих на берегах водоёмов вблизи главных водных путей, соединяющих бассейны трёх морей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В сборнике «Кустарные промыслы и ремесленные заработки...» [29] приведены первые статистические сведения о лодочных промыслах, лодочниках-кустарях и ремесленниках Олонецкой губернии начала XX в., сделан анализ и подготовлены предложения по развитию этих промыслов. В НА РК пока не найдено письменных источников 1917–1940 гг. о судостроении карел, возможно, они были утрачены в период 1940–1944 гг. В качестве источников были использованы и другие не публиковавшиеся ранее документы и фотографии из архивов и экспедиций автора.
Обзор литературы
Хотя разрабатываемая автором и предлагаемая вниманию читателя тема традиционного судостроения и судоходства карел специально ранее не изучалась, она имеет достаточно разнообразное отражение в литературе. Некоторые материалы можно найти в трудах специалистов, которые ставили своей задачей описания, включающие, в частности, специфику водоёмов, традиционного судоходства, судостроения и рыболовства Олонецкой губернии. Исследователи жизни и быта карел Х1Х–ХХ вв. фиксировали использование лодок в жизни и на промыслах, но не анализировали особенностей лодкостроения в локальных центрах с карельским населением. Краткие сведения о карельских лодках содержатся в работах этнографов советского времени – в разделах, посвящённых транспортным средствам карел. Встречается информация о лодках и в периодической печати дореволюционного периода, а также в газетах и журналах советского времени. В связи с этим автору пришлось просматривать самую разнообразную литературу, чтобы получить хотя бы малое количество конкретной информации о судостроении карел и особенностях судоходства, связанных с географией и историей заселения территории постоянного проживания и жизнедеятельности карел.
Литературу по теме исследования можно разделить на два временных периода, которые отличались состоянием традиционного судостроения [30] :
- До начала ХХ в., когда ещё широко бытовали традиционные крестьянские суда и промыслы.
- С 1920-х гг. по настоящее время, когда многовековые традиции народного лодкостроения постепенно разрушались.
Использованную литературу можно разделить на три раздела:
- Общие историко-географические сведения о районе исследований.
- История российского флота и традиционного судоходства и судостроения.
- Традиционное судостроение и судоходство в этнографии, топонимии, фольклоре и художественной литературе.
В числе историко-географических трудов можно отметить описание так называемой Озёрной Области 1900 года [31] . В нём отмечается богатство и разнообразие водных ресурсов, невысокие водоразделы, через которые благодаря волокам шло транспортное сообщение и велась торговля между бассейнами Балтийского, Белого, Чёрного и Каспийского морей. Приводятся данные по основным занятиям населения, включая рыболовство и охоту, анализируется и подчёркивается основополагающая роль судового промысла и водных путей в развитии края и всей России как в прошлом, так и в будущем.
В советский период вопросы происхождения и истории карельского народа стали активно изучаться учёными разных специальностей, наиболее полно и всесторонне эта тема раскрыта в трудах Д. В. Бубриха – известного специалиста по прибалтийско-финским народам России [32] .
Из работ по истории, содержащих последние научные открытия археологии и архивоведения о различных периодах истории карел, опубликованных в советский период, хочется выделить некоторые работы второй половины ХХ в. Выводы, сделанные в монографии[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Карельского НЦ РАН по истории Карелии [33] , взяты нами за основу интерпретации исторических процессов, связанных с освоением карелами современной территории расселения и во многом определяющих развитие судоходства и судостроения у карел. Освоению территории способствовали тесные контакты с развивающейся Новгородской феодальной республикой, северные границы которой к XIII в. достигли берегов Северного Ледовитого океана. Карельские роды [34] , как союзники славян, расселялись на север от Карельского перешейка, владели обширными земельными угодьями до побережья Белого моря, занимаясь охотничьим и рыболовным промыслами, сельским хозяйством, сбором налогов и торговлей с саамами. В развитии Российского государства изначально важную роль играло участие карел в совместных с новгородцами торгово-промышленных предприятиях и защите от захвата Швецией пограничных земель.
В коллективной монографии – сборнике археологической конференции «Финно-угры и славяне» [35] – многие авторы отмечали, что с середины I тысячелетия карельские племена находились под влиянием новгородских славян и русской материальной и духовной культуры, определяющим дальнейшее развитие прибалтийско-финских племён на восточных берегах Финского залива, в Приладожье и Прионежье. Финский археолог А. Эря-Эско отметил, что на возникновение культуры карельских родов никак не повлияли походы викингов и развитие её связано с более высокоразвитой культурой Великого Новгорода [36] , что подтверждает важность совместной деятельности карел и славян в формировании Русского государства. В XVII в. часть карел переселилась с Карельского перешейка во внутренние районы страны, что означает самоидентификацию карел в тесной связи с историей России, а не с близкой по языку Шведской Финляндией. После побед в Северной войне со Швецией карелы участвовали в строительстве Санкт-Петербурга, Петрозаводска, работали на новых заводах и верфях, что создавало возможности для их дальнейшего развития.
Изучение традиционного судостроения и судоходства России на государственном уровне началось при Петре I, когда стали заниматься описанием различных типов судов и изготовлением их моделей. В середине XVIII в. Екатерина II, создав «Устав водоходства», приказала «...делать модели и составлять чертежи речным судам» [37] и собирать сведения о различных типах российских судов.
Эти работы активизировались в середине XIX в. [38] , в исследованиях специалистов и историков флота было собрано много информации о судоходстве в разные периоды развития Российского государства. В книге С. В. Максимова «Год на севере» [39] особо отмечается роль карел в судостроении Поморья [40] , что подтверждают и современные исследования. В Таможенных книгах за 1728–1748 гг. по Карельскому Берегу указаны 11 судостроителей, из них 8 карел; в записях Соловецкого монастыря за 1734–1756 гг. – 7 мастеров, из которых 6 из карельского села Подужемье [41] . Как уже отмечалось, по аналогии можно предположить, что карельские мастера и в других районах, близких к важным водным магистралям, строили не только лодки, но и коммерческие суда.
Профессиональный судостроитель П. А. Богославский впервые изучил и описал основные типы судов и особенности судоходства Белого моря, но, к сожалению, в его книге ничего не говорится о лодках и традициях карельского судоходства [42] . В исследовании Н. П. Боголюбова [43] есть информация о судостроении и особенностях судоходства Ладожского озера, на побережьях которого проживает карельское население. В другом его исследовании [44] изложена история судостроения и судоходства прибрежных народов с древнейших времён, сделана первая попытка сравнительного анализа конструктивных элементов и судов разных типов у различных народов. Например, штевни, так же как руль, мачты, паруса и другая оснастка и украшения, рассматриваются им как отличительные особенности внешней конструкции судов, что следует учитывать при изучении особенностей карельского судостроения разных районов. Отмечена зависимость развития судоходства и особенностей мореплавания у разных народов от географического положения и особенностей водоёма. В работах профессиональных судостроителей XIX в. сведений о традиционном судостроении карел встречается крайне мало. В начале XX в. вышел обобщающий труд Н. П. Загоскина [45] , посвящённый истории судоходства и его роли в становлении и развитии России. Автор, исследуя генезис русских судов бассейнов Балтийского и Белого морей, указывает, что в российском судостроении, кроме технологий, имеющих славянское происхождение, всегда использовались как местные, аборигенные традиции, так и заимствованные у соседних народов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В советский период специальное изучение истории и комплексные исследования традиционного лодкостроения не проводились. Важную роль в изучении традиций судостроения и судоходства сыграла разработанная в конце 1980-х гг. к. ф.-м. н. П. В. Боярским методика комплексного подхода к изучению памятников науки и техники как важной составляющей историко-культурного наследия народов России [46] .
Очень полезной для сравнения результатов исследований и анализа традиционного судостроения и судоходства является монография
польского историка флота Йержи Литвина [47] , который в 1970-1990-х гг. произвёл «инвентаризацию» традиционных плавсредств и судоходства на всех водных бассейнах Польши, фиксируя технологию, терминологию и мастеров-лодочников. Большой фактический материал монографии, методика и сделанные им выводы помогли автору подтвердить важность изучения современного состояния народного лодкостроения и понимания историко-географических и других факторов влияния на процессы развития и сохранения местных этнолокальных традиций. Можно отметить историческую своевременность и исключительную важность этой работы для современных исследований традиционного судостроения.
Необходимо отметить книгу П. Е. Сорокина [48] , в которой рассматривается развитие судоходства и судостроительных традиций на внутренних водных путях северо-запада России в Средние века. Автором сделан детальный анализ терминологии судостроения, архитектуры и конструкций древних судов новгородского периода, но район его исследований ограничен бассейнами озёр Ильмень, Псковского, Чудского и Ладожского и не затрагивает территорию расселения карел. Интересна монография А. В. Окорокова, посвящённая анализу развития судостроения в древнейшие времена на основе археологических находок на территории России, включая наш регион. В его работе предлагаются критерии изучения возможного взаимовлияния культур в традициях строительства лодок [49] . В самом начале ХХI в. появилась работа коллектива авторов «История северорусского судостроения», посвящённая теоретическим вопросам истории развития судостроения и судоходства [50] . В книге перечисляются лодки нескольких коренных финно-угорских народов, но, к сожалению, народное судостроение и судоходство карел в ней не рассматриваются.
В статье В. Р. Чепелева о традиционных плавсредствах народов Дальнего Востока отмечается устойчивость с ХГХ в. у коренного населения традиций судостроения и судоходства при сохранении традиций промыслов и ведения хозяйства. Все местные типы лодок сохранились почти без изменений и до сих пор используются рыбаками и охотниками [51] , что соответствует обнаруженным тенденциям в современном карельском лодкостроении.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В опубликованных трудах этнографов и путешественников XIX – начала ХХ в. также нет специальных исследований народного судостроения и судоходства, типы традиционных лодок и особенности локальных центров судостроения не изучались. Во второй половине XIX в. И. С. Поляков сообщает о важности лодок и водного сообщения в повседневной жизни карел в самых глухих местах края, где вода – «единственное средство общения... главная кормилица» [52] .
Упоминания о карельских лодках и их использовании встречаются и в некоторых трудах советских этнографов второй половины XX в. Одна из главных работ советского периода о карелах – книга Р. Ф. Тароевой [53] . В разделе «Способы и средства передвижения» приводятся сведения о карельских традиционных лодках и водноволоковых путях. В монографии есть рисунки лодок, впервые перечисляются основные типы плавсредств карел и их карельские названия [54] , даётся краткое описание технологий их изготовления, приводится терминология.
В изданном РАН в 1964 г. труде «Народы мира» в главе о карелах есть краткая информация о судостроении и судоходстве карел [55] . В других монографиях о карелах [56] сообщается много сведений о расселении карел и значении судоходства. Есть сообщения о трёх типах плавсредств с их карельскими названиями [57] , приводятся некоторые сведения об использовании лодок [58] . Плоты связываются с древнейшим периодом освоения водоёмов края, долблёнки названы первым типом лодки, упоминается о трёх типах дощатых лодок – морских, озёрных и речных [59] – и об использовании на больших водоёмах прямого паруса (пурьё) из холста. Важные сведения для уточнения истории расселения карел есть в одной из последних монографий о прибалтийско-финских народах России [60] . К сожалению, в указанных монографиях нет информации о конкретных лодках различных районов судоходства, почти нет карельской терминологии и отсутствует иллюстративный материал.
Много информации о народном судостроении и типах лодок, в том числе и карельских, содержится в работах известного карельского этнографа К. К. Логинова. В своих многолетних исследованиях материальной и духовной народной культуры он собрал много конкретных сведений о традиционном судоходстве, верованиях и обрядах, связанных с ним [61] , зафиксировал традиции лодкостроения, которые и до настоящего времени сохранились у заонежан, водлозёров и других локальных групп русских, где сошлись карельская, вепсская и русская культуры [62] .
Одной из последних опубликованных работ, посвящённых специально судостроению и судоходству карел, стала глава «Традиционные лодки Сямозерья» в коллективной монографии «История и культура Сямозерья» [63] . В работе авторы впервые рассматривают особенности народного судостроения карел-людиков Сямозерья и северных карел озера Куйто. Крайне важно, что история и особенности народного судостроения карельских районов рассматриваются в сравнении с традиционным судостроением русского района Кижских шхер Онежского озера. На примере изучения лодок карел Сямозерья, Калевалы и русских Заонежья высказаны предположения о возможных путях генезиса карельских судостроительных традиций, предлагаются варианты эволюции народных судов. В книге впервые делается попытка описать особенности традиционного судостроения различных этнических групп с целью представить народное судостроение как социоприродный и историко-культурный феномен, который требует серьёзного изучения. Некоторые материалы о карельском судостроении есть также в опубликованных автором статьях [64] и книгах по истории и современному состоянию традиционного судостроения и судоходства.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В литературе по топонимии [65] и гидронимии [66] сделаны выводы о происхождении географических названий в процессе освоения региона и исторического взаимовлияния двух культур – прибалтийско-финской и русской, которые позволяют увидеть некоторые параллели с процессами формирования и развития традиций лодкостроения и использования плавсредств в различных этнолокальных центрах.
Неоднократные упоминания о лодке как одном из главных средств передвижения находим в рунах «Калевалы», составленных из исторических песен карел, записанных в XIX в. в Карелии. В произведениях многих писателей Карелии также встречаются сведения о традиционных карельских лодках и их использовании, о карельских лодочниках и рыбаках. В художественно обработанной форме информация о карельском народном судостроении есть в рассказах В. И. Пулькина – писателя и этнографа [67] . Изображения карельских лодок и промыслов, связанных с традициями судоходства и судостроения Карелии, встречаются в графике и живописи художников, которые жили и работали в этом историческом крае. Особо можно отметить иллюстрации к эпосу «Калевала» и другие работы заслуженного художника России М. М. Мечева, некоторые из них использованы в настоящем издании.
- [1] Наумов Ю. М. «Кижанка» — лодка Онежского озера: Исторический очерк о судоходстве и судостроении Кижских шхер. Петрозаводск, 2011. С. 9.
- [2] Наумов Ю. М., Орфинский В. П., Скворцов А. П. Традиционные лодки Сямозерья // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 461–496; Наумов Ю. М. К вопросу о методике изучения народного лодкостроения // Методика полевых работ и архивация фольклорных, лингвистических и этнографических материалов: Материалы VI науч.-практ. семинара ИЯЛИ КарНЦ РАН. Петрозаводск, 2013. С. 201-211.
- [3] Логинов К. К. О крестьянском лодкостроении Водлозерья // Сб. Материалов Междунар. конф. «Рябининские чтения». Петрозаводск, 2015. С. 80–83; Он же. Лодка-кенозерка на Водлозере // Сб. материалов Междунар. конф. «Кенозерские чтения».Архангельск, 2015. С. 322.
- [4] В 2012 г. ответственным секретарём Ассоциации «Морское наследие России» к. и. н. П. А. Филиным была разработана «Методика фиксации типов народных судов и традиций судостроения», которая представляет собой вопросник для сбора конкретных сведений о народных плавсредствах, технологии их постройки, конструктивных особенностях и терминологии.
- [5] Кочкуркина С. И., Спиридонов А. М., Джаксон Т. Н. Письменные известия о карелах. Петрозаводск, 1990.
- [6] Державин Г. Р. Подённая записка, учинённая во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным // Пименов В. В., Эпштейн Е. М. Русские исследователи Карелии (XVIII в.). Петрозаводск, 1983.
- [7] Тутолмин Т. И. Исторические примечания о древности Олонецкого края и о народах, прежде там обитавших, и топографическое описание о городах и уездах Олонецкого наместничества [1785 г.] // Научный архив Карельского научного центра РАН (далее - НА КарНЦ РАН), разряд VI, оп. 6, д. 122.
- [8] Озерецковский Н. Я. Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.
- [9] Бергштрессер К. Ф. Опыт описания Олонецкой губернии. СПб., 1838. С. 119.
- [10] Пушкарёв И. И. Описание Олонецкой губернии. СПб., 1845.
- [11] НА РК, ф. 14, оп. 2, д. 1/10, л. 23-24.
- [12] Олонецкий сборник. 1870-1876 гг. С. 59.
- [13] Олонецкий сборник. 1870-1876 гг. С. 55.
- [14] Там же. С. 69.
- [15] Там же. С. 57.
- [16] «Большая часть судового вооружения приобретается за пределами губернии, преимущественно в столице; железо, якоря и гвозди покупаются, но не всегда, на Куйтежском железоделательном заводе Серебряковых в Олонецком уезде» (там же. С. 68).
- [17] Там же. С. 68.
- [18] Барсов Е. В. Об Олонецких древностях // Олонецкий сборник. 1894. С. 170-179.
- [19] «В домольщину стародавнюю... ездили на плотах, не умели ещё делать лодок; на плотах же и собирались девицы и молодцы. слышится изстаринное предание – о первобытном житье на плотах. едва ли ни есть единственное живое предание в этом роде среди всех народов в Европе» (там же. С. 171-174).
- [20] Там же. С. 282.
- [21] Там же. С. 283.
- [22] «Причину уменьшения строительства большемерных озёрных судов на прибрежьях Онежского озера относят к быстрому развитию пароходства, которое по скорости движения предпочитается судоходству и отняло у судохозяев значительное количество грузов» (Барсов Е. В. Об Олонецких древностях. С. 283).
- [23] Там же. С. 291.
- [24] НА РК, ф. 27, оп. 1, д. 33/1, л. 8-9.
- [25] Олонецкий сборник. 1902. С. 59-60.
- [26] Там же. С. 60-61.
- [27] Там же. С. 62-66.
- [28] Там же. С. 66-69.
- [29] Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1905.
- [30] Начало работы и такой подход к литературе по теме исследования народного судостроения описан в книге автора «„Кижанка“ – лодка Онежского озера...».
- [31] Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под общим руководством П. П. Семёнова. СПб., 1900. Т. III. Озёрная область.
- [32] «В его состав вошли основные части древнего племени Karjala (Корела) и важные части древнего племени Vepsa (Весь). Название племени Karjala при этом оказалось перенесено на весь карельский народ» (Бубрих Д. В. Догосударственный период истории балтийско-беломорского Севера. Петрозаводск, 1947).
- [33] История Карелии с древнейших времён до наших дней / Под ред. Н. А. Кораблёва, В. Г. Макурова, Ю. А. Савватеева. Петрозаводск, 2001.
- [34] «...Карельская родо-племенная знать становилась полноправными феодалами – военными вассалами Новгорода. в XV веке Вымольцы, Курольцы, Ровкульцы, Валдала и Наволоч род. „пять родов корельских детей“ и владели тогда почти всей северной частью Карелии. Постоянная военная угроза с запада вынуждала Новгород признавать и даже стимулировать развитие корелы, своего надёжного вассала» (История Карелии. С. 73-80).
- [35] Эря-Эско А. Славяно-карельские культурные связи в IX-XIII веках // Финно-угры и славяне. Л., 1979. С. 49-51.
- [36] «.карельская культура была создана поселившимся на постоянное жительство земледельческим населением, и что она вблизи Ладоги сохранилась более прочно, чем колонии викингов.» (там же. С. 50-51).
- [37] Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. II.
- [38] Андреев А. П. Ладожское озеро. В 2-х т. СПб., 1875; Боголюбов Н. П. История корабля. В 2-х т. М., 1880; Веселаго Ф. Ф. Материалы для истории русского флота. СПб., 1865; Висковатов А. В. Краткий исторический обзор морских походов и мореходства вообще до исхода XVII столетия. СПб., 1994; Загоскин Н. П. Русские водные пути и судовое дело. Казань, 1910; Максимов С. В. Год на севере. В 2-х т. Т. 1: Белое море и его прибрежья. СПб., 1859; Богославский П. А. О купеческом судостроении.; Эш Г. В. Руководство для любителей парусного спорта. СПб., 1895.
- [39] Максимов С. В. Год на севере. В 2-х т. Т. 1: Белое море и его прибрежья. СПб., 1859; Т. 2: Поездка по северным рекам. СПб., 1859.
- [40] «Большое и едва ли не главное подспорье для поморского народа доставляет корельское племя в другом промысле своём, давнишнем. в умении прочно и красиво строить морские суда: ладьи, раньшины, боты, и понимать чертежи наглядно, быстро и безошибочно. В этом отношении замечательна деревня Подужемье, расположенная в 15 верстах от г. Кеми. Здесь городская доморощенная верфь. в этот ковш реки Кеми ежегодно спускают по одному, по два, нередко по три и по четыре крупных морских судна, назначаемых для дальних морских плаваний. .кемские суда лучше постройкой, красивее глядят своей внешностью, чем все другие суда» (Максимов С. В. Год на севере. В 2-х т. Т. 1: Белое море и его прибрежья. СПб., 1859. С. 501-505).
- [41] Овсяников О. В., Ясински М. Н. Западное Беломорье: из истории крестьянского судостроения Поморья первой половины XVIII в. // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. В 2-х т. Т. 2. М., 2010. С. 81-98.
- [42] БогославскийП. А. О купеческом судостроении...
- [43] Боголюбов Н. П. Ладожское озеро. СПб., 1870.
- [44] Боголюбов Н. П. История корабля. Т. I. М., 1880.
- [45] Загоскин Н. П. Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России, с приложением атласа карт. Казань, 1910.
- [46] Боярский П. В. Введение в памятниковедение науки и техники. М., 1990.
- [47] Litvin J. Polskie szkutnictwj ludowe XX wieku. Gdansk, 1995.
- [48] Сорокин П. Е. Водные пути и судостроение в северо-западной Руси в Средневековье. СПб., 1997.
- [49] Окороков А. В. Древнейшие средства передвижения по воде. Калининград, 1994.
- [50] Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. История северорусского судостроения. СПб., 2001.
- [51] «Ко времени присоединения Приамурья и Сахалина к России водные средства передвижения у коренных народов этого региона были уже довольно разнообразны и состояли из бревенчатых плотов и трёх основных типов лодок: долблёных, дощатых и берестяных, различавшихся между собой как по способу постройки, так и по назначению» (Чепелев В. Р. Традиционные водные средства передвижения у коренных народов Нижнего Амура и Сахалина // Изучение памятников морской археологии. Вып. 8. СПб., 2004. С. 141-160).
- [52] Поляков И. С. Письма в Русское географическое общество. 1871 год // Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991. С. 201-202.
- [53] Тароева Р. Ф. Материальная культура карел. Л., 1965.
- [54] «Важнейшими и древнейшими средствами передвижения в крае рек и озёр летом являлись лодки: долблёнки (люд. hongoi, ливв. kuitti), шитики (veneh), карбасы (kar- bas) и плоты (люд. lautt, сев.-карел. -a, ливв. -u), появление которых следует отнести к древнейшим периодам заселения Севера» (Тароева Р. Ф. Материальная культура... С. 65).
- [55] «...на севере летних сухопутных дорог почти не было. основными средствами передвижения в крае рек и озёр были лодки-долблёнки, лодки-шитики, карбасы и плоты. Широко известны у карел двухвёсельные лодки-шитики, которые шили сами крестьяне. В прошлом столетии славились. мастерством изготовления не только лодок, но и более крупных морских судов в с. Подужемье» (Карелы // Народы мира. Народы Европейской части СССР. Ч. II. М., 1964. С. 343).
- [56] Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983; Кочкуркина С. И., Спиридонов А. М., Джаксон Т. Н. Письменные известия о карелах. Петрозаводск, 1990; Прибалтийскофинские народы России // Народы и культуры. М., 2003.
- [57] «...лодки: долблёнки (куйтти, хонгой – люд., лив.), шитики (венех), карбасы (венех) и плоты (лаутта)» (Карелы Карельской АССР. С. 133).
- [58] «На ней перевозили грузы, сено с покосов, ловили рыбу, во время свадьбы она заменяла праздничную конную повозку, наконец, в последний путь карела везли также на лодке, так как большинство карельских кладбищ располагалось на островах. на могилу мужчины обычно клали корму (возможно, потому, что лодкой всегда правил мужчина), а на женскую могилу – носовую часть» (там же. С. 133, иллюстрация на первой вкладке).
- [59] «лодки-шитики. делятся на морские, озёрные и речные, между которыми разница заключается только в размерах. речные лодки всегда короче, уже и с более низкими бортами»; «.отдельные карельские деревни славились прекрасными мастерами- лодочниками, которые часто шили лодки не только для себя, но и на продажу» (там же. С. 133).
- [60] Прибалтийско-финские народы России. С. 168–179.
- [61] Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья Х1Х-ХХ вв. СПб., 1993.
- [62] Логинов К. К. Материальная культура.; Он же. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2006.
- [63] Наумов Ю. М., Орфинский В. П., Скворцов А. П. Традиционные лодки Сямозерья.
- [64] Наумов Ю. М. О мастерах плотниках и судостроителях Заонежья и Карельского Поморья // Рябининские чтения-99. Петрозаводск, 1999. С. 386–393; Традиционное судостроение Кижской волости – изучение и музеефикация // Актуальные проблемы развития музеев-заповедников. Петрозаводск, 2006. С. 130–134; Наумов Ю. М. Результаты экспедиций 2000–2009 гг. по изучению истории и современного состояния традиционного народного судостроения бывшей Олонецкой губернии // Полевые этнографические исследования: Материалы 8-х СПб этнограф. чтений. СПб., 2009. С. 97–102; Талых А. А., Наумов Ю. М., Королёв С. П. Народное судостроение Карелии. Ч. 1. Петрозаводск, 2014; Ч. 2. Петрозаводск, 2015.
- [65] Керт Г. М., Мамонтова И. Н. Загадки карельской топонимики. Петрозаводск, 1982; Муллонен И. И. Топонимия Присвирья. Петрозаводск, 2002; Муллонен И. И. Топонимия Заонежья. Петрозаводск, 2008.
- [66] Муллонен И. И. Топонимия Присвирья. С. 49–51.
- [67] Пулькин В. И. «Происхождение красоты». Петрозаводск, 1980.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.