* * * @kizhi
Исследованная автором территория размером более 500 км с севера на юг и до 200 км с запада на восток включает все районы традиционного проживания карел. Хронологически основные материалы
по истории судостроения карел охватывают период конца XIX – начала XXI в. Для многих жителей края деревянная лодка и сейчас остаётся важным транспортным средством, поэтому автору удалось познакомиться с работающими мастерами, зафиксировать некоторые местные традиции и собрать сведения об истории и современном состоянии лодкостроения, которые отражены в экспедиционных дневниках и хранятся в научном архиве музея «Кижи».
Благодаря собранным материалам представляется возможным показать особенности строительства и использования карелами в локальных центрах различных плавсредств, что позволит читателям узнать новое о лодках карел, поможет лучше понять значение этой части наследия традиционной материальной культуры, которая обеспечивала развитие хозяйства, промыслов и торговых связей карельского народа. На фотографиях лодок, сделанных автором в экспедициях, можно увидеть, что традиции лодкостроения в локальных центрах сохранялись до конца XX в. Конечно, хотелось бы представить лодки карел разных исторических периодов с достаточной степенью достоверности, но в археологических раскопах карельские лодки пока не обнаружены, потому временные рамки данного исследования ограничены концом XIX – началом XXI в.
В одной из глав книги «История и культура Сямозерья» [1] автором с коллегами впервые подробно рассматриваются общие вопросы народного судостроения карел и возможные причины зарождения и сохранения традиций судостроения. В частности, В. П. Орфинским отмечается, что крестьянская лодка – неотъемлемая часть народной культуры, особенно в таких регионах, как Карелия, где водные пути зачастую превалируют над сухопутными. Различные лодки – основное транспортное средство, как пассажирское, так и грузовое; основа коммерческой деятельности и промыслов, используются в культовых и религиозных обрядах, для отдыха и развлечений. Трудно переоценить ее роль в хозяйственной, производственной, бытовой и других сторонах крестьянской жизни. Форма, размеры, оснащение и отделка деталей лодок продиктованы особенностями природно-климатических условий конкретных территорий и навигационной спецификой водоемов, практическими нуждами жителей и эстетическими предпочтениями сообщества и отдельного мастера. Поэтому лодки, бытующие в одном бассейне, характерны и узнаваемы, но, сохраняя единую или близкую друг другу основу, несколько отличаются от лодок других локальных районов. Лодка как социоприродный феномен, как элемент, глубоко «встроенный» в народную культуру и отражающий ее уникальность, требует к себе пристального внимания и ждёт серьезного научного изучения.
Сравнивая рисунки и фотографии лодок локальных центров конца XIX в. с фотографиями, сделанными автором в начале XXI в., можно увидеть, что местные традиции лодкостроения устойчиво сохраняются. Показательно, что в силу различных обстоятельств на северо-западе России уже перестали строить традиционные типы домов, но в некоторых центрах судостроения сохранились местные лодки, которые строятся по вековым традициям, а не по прихоти заказчика. Причиной этого является не только традиция и навык, но и оптимальные форма и конструктивный набор корпуса, соответствующие району плаваний и назначению лодки. Проследив устойчивость и схожесть основных конструктивных приёмов в локальных центрах, взяв за основу этой устойчивости консерватизм народной культуры и многовековую традицию лодкостроения, можно будет в дальнейшем реконструировать типы карельских лодок, процессы зарождения и тенденции развития судоходства и лодкостроения карел в исторической ретроспективе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Местные традиции судоходства и особенности лодкостроения представлены из записей бесед с карельскими лодочниками. Не все выводы автора являются неоспоримо доказанными, но полученные результаты и представленные в монографии материалы помогают определить направления дальнейшей работы. Порядок изложения материала соответствует периодам расселения карел с Карельского перешейка – из Балтийского бассейна на север и восток через водоразделы до бассейна Белого моря, затем на юго-восток до бассейна реки Волги.
- [1] Наумов Ю. М., Орфинский В. П., Скворцов А. П. Традиционные лодки Сямозерья // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 461–496. ,JL_ 55 _Л.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.