Судостроение и судоходство северных карел на озёрах и реках бассейна Белого моря @kizhi
Северные карелы живут по берегам водоёмов бассейна Белого моря в деревнях Муезерского, Кемского, Калевальского и Лоухского районов современной Республики Карелия. Эта территория примыкает к Карельскому берегу Белого моря (рис. 1). Бассейн реки Кеми включает многочисленные реки и озёра, недалеко от верховьев Кеми начинается река Волома, впадающая в Сегозеро, имеющая сток в реку Выг и далее в Белое море. Выг и Кемь – самые крупные реки Карельского берега бассейна Белого моря. Немного южнее Сегозера исток реки Суны, которая впадает в большое Гимольское озеро, далее течёт на юго-восток и впадает в Кондопожскую губу Онежского озера. В среднем течении реки Суны недалеко от озера Поросозеро верховья двух рек – Ирсты и Таасйоки, по которым через озеро Суоярви можно попасть в реку Шую и по ней в Петрозаводскую губу Онежского озера. Южнее озера Суоярви верховья небольших рек – притоков реки Тулемайоки, которая впадает в Ладожское озеро недалеко от деревни Салми. Бассейны этих рек от Ладожского и Онежского озера на юге и до Белого моря на севере, от реки Выг на востоке до государственной границы с Финляндией представляли удобную водно-волоковую транспортную систему всей территории, которую освоили для своего проживания северные карелы.
Хозяйственная деятельность северных карел зависела в первую очередь от рыболовства, охоты и животноводства, земледелие являлось вспомогательной деятельностью, так как скудные урожаи хлеба не обеспечивали крестьянские семьи и его приходилось докупать. Поэтому важным занятием местных жителей была торговля, которая активно осуществлялась по водно-волоковым путям, известным карелам с древности [1] . Торговля, в том числе и приграничная, включала обмен самыми различными товарами русских и карел с населением сначала шведской, а потом российской Финляндии (рис. 2).
Вокруг систем крупных озёр образовалось несколько локальных густонаселённых центров проживания северных карел. Труднодоступность и удалённость большинства деревень от административных и промышленных центров вынуждала людей использовать и развивать заложенные предшествующими поколениями традиции. До ХХ в. здесь сохранились эпические песни карел – руны, в которых звучали древние мифы карельского племени. В этих же центрах в начале ХХ! в. ещё сохраняются традиции народного судоходства и судостроения карел. Здесь ещё помнят имя духа воды – водяного Ветяхине, которому поклонялись все местные жители-карелы. Даже могилы северных карел закрывали частью перевёрнутой лодки: кормовой – мужчину, носовой – женщину (рис. 3). До сих пор в д. Юшкозеро летом родные и близкие везут в последний путь умерших родственников из дома на кладбище на лодках. Из Юшкозера на лодках спускались по реке Кеми и перевозили товары и паломников в Соловецкий монастырь до моря и обратно. Многие карелы уходили на промыслы с поморскими артелями на Белое и Баренцево моря.
Древнейшие плавсредства – плоты – использовались для ловли рыбы, для переправы через реки и заливы и имелись на каждом маленьком озерке-«ламбушке». Плоты были длиной 4–5 м, заострёнными с носа. Их «вязали» из 3–4, а то и из пяти брёвен, скреплённых в пазах двумя шпонками по ширине плота. Передвигались на плотах с помощью шестов, реже – на вёслах, вытесанных из жердей, которые вставлялись в уключины, прибитые к бортовым брёвнам. Интересно, что здесь наши информанты никогда не видели долблёных лодок и даже не помнят рассказов стариков об этих плавсредствах.
Основным видом водного транспорта здесь были сделанные из досок лодки-«венех». На таких лодках-«шитиках» ловили рыбу, везли снасти и улов, ездили на покосы, перевозили скотину и сено, охотники уходили на промысел и доставляли к дому свою добычу, добирались семьями до своих лесных угодий, привозили домой заготовленные ягоды и грибы. Не только из исторических источников, но и из сообщений, записанных автором у местных жителей, известно, что на лодках с торговыми целями по системам рек через волоки переходили в соседние водные бассейны (рис. 4).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
У северных карел автором впервые получены сведения о том, что все основные операции обработки дерева в изготовлении лодок выполнялись топором. В Юшкозере автором записан рассказ о том, что два старика ходили рыбачить за 40 км на Пустошозеро. При этом они брали с собой весь необходимый инструмент, заготовляли кокоры, валили лес, из расколотых клиньями брёвен тесали бортовые доски. В лесу же шили лодку корнем, и на ней привозили домой выловленную рыбу (рис. 5).
Здесь сохранилось и старое название лодки, шитой корнем, – «ошендавенех», в Кимасозере их называют «койманта». Такие лодки находили в озерах, иногда они всплывают на поверхность или выбрасываются бурей на берег. Деды нынешних информантов ещё ездили на таких лодках. Про строительство лодки старики говорили «омела» – по-русски значит «шить», но сейчас современные карелы уже используют слово «ракентуа», т. е. «строить» или «делать», либо «луадье венех» – «делать лодку». Здесь на севере ещё сохранились верёвки и канаты, свитые из бересты (рис. 6).
Основные составляющие традиционного хозяйственного уклада жизни, связанные с природой этого края, ещё сохраняют многие карельские семьи, проживающие в деревнях. Поэтому лодка не потеряла своего хозяйственного значения. Лодки северных карел, как говорят сами местные жители, однотипны, т. е. имеют общие для всего этого края конструктивные особенности, но незначительно отличаются в оснастке и некоторых технологических приёмах и терминологии, что связано с локальными традициями. Хотя долблёнки местным жителям здесь не были известны, но некоторые лодочники думают, что они могли быть как «корыто», по-карельски «аллаш». Интересно также происхождение некоторых названий, которые связаны с судоходством и судостроением разных исторических периодов и соседних народов. На вопрос о больших лодках-соймах отвечают, что таких не было, а «шойми» – это ясли или кормушка с сеном в хлевах для скота. О плохом мастере старики говорили: «Опять лотти делает», а «лотти», по мнению местных старожилов, – это «лодьи», ещё одно местное название – «баркасси», т. е. слишком большие лодки, которые не нужны в повседневной жизни.
Интересно, что при гребле одной парой вёсел, когда лодкой управляли только одним веслом с кормы, такой способ называют «по-карельски», а если и на корме гребли двумя вёслами – то «по-фински» (рис. 7).
Местное название якоря «анкурри», очевидно, пришло к ним из Европы через соседей финнов или через контакты с норвежцами на море. Сейчас широко употребляется финский термин «вене» вместо карельского «венех» – лодка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Здесь сохранились и были записаны местные названия традиционных лодок, в зависимости от их назначения: «руатовенех» – рабочая лодка, «шоуттовенех» – гребная лодка, «лаппикокивенех» – лодка для порогов. Высота борта последних – всего три доски, а длина – около 10 м [2] . Эти названия лодки имеют с незапамятных времён, а во второй половине ХХ в. появились и новые – «моторовенех», или по-русски – моторные лодки. Плоскодонки старики называли русской лодкой – «рюссявенех», так как считали, что такую технологию сюда с юга принесли солдаты, когда возвращались со службы. Здесь, на севере, карельские лодочники говорят, что на Сямозере у карел язык другой, поэтому и лодки другие и называются иначе.
Во всех карельских деревнях многие занимались строительством лодок для себя, но только хорошие мастера делали лодки на продажу. В каждой большой деревне было нужно много лодок, поэтому были и свои мастера, способные выполнить все заказы. Местные жители считают, что старики все строили по одному принципу, других лодок никто не помнит, и от Кестеньги до Костомукши все озёрные лодки одинаковые, а на море они другие. Но размеры местных лодок зависели от водоёма и транспортных целей: на малых озёрах лодки шили небольшие, по условиям местного рыболовства, а на большом озере лодки были более мореходными и грузоподъёмными. Например, лодки озера Куйто отличались тем, что у них выше борта, поэтому их сильно сносило ветром при лове на сетках. Вёсла у них немного длиннее, и поэтому грести труднее, зато эти лодки берут больше груза и в сильный ветер безопаснее на большом озере Куйто.
Лодки малых озёр бассейна реки Кеми
Обследованные автором деревни – Лувозеро, Кимасозеро, Тик- ша – располагаются по берегам небольших озёр бассейна реки Кеми – главной транспортной магистрали, соединяющей всё пространство расселения северных карел (рис. 8). Эти озёра протоками соединяются рекой Чирка-Кемь, которая впадает в Юшкозеро, откуда берёт начало река Кемь (рис. 9).
Чтобы жить и вести своё хозяйство, коренные жители этого озёрного края и в наши дни сохраняют свои промысловые традиции. Мастеров почти не осталось, но во многих деревнях ещё сохраняются старые лодки. Дощатые лодки на малых озёрах традиционно строили летом на улице у дома или прямо на берегу озера (рис. 10). Многие жители могли построить лодку для себя и своих родных. Т. П. Сергеев (1936 г. р., д. Лувозеро) построил 4–5 лодок для себя и начал делать ещё одну. Он рассказал о местных лодочниках. У кого были лодки больше, у кого быстрее, у кого больше грузу берёт, у кого красивые, у кого – как получится, а у кого и не получается. Хороший мастер делал так, что все хотели заказать лодку у него. Цена тоже влияла на количество заказов – заказывали у того, кто дешевле продавал свои лодки. Раньше сосед соседу делал не спеша, старался. На всех малых озёрах шили лодки одного типа, но каждый мастер делал по-своему (рис. 11–14).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В фондовой коллекции Российского этнографического музея хранится карельская лодка начала ХХ в., «шитая» по старой технологии. Оба штевня крепятся к килю-«эмя» деревянными нагелями, борта корпуса из трёх широких досок, сшитых корнем-«вицей», доски пришиты к килю и штевням-кокорам, подобранные и обработанные шпангоуты-«куоррет» из сосновых суков вставлены в корпус и корнем пришиты к доскам. Верхние кромки бортов тоже укреплены пришитыми брусками, уключины сделаны из брусков берёзы с суком-«ханга», оставленным для упора весла. Этот ценный образец карельского лодкостроения позволяет нам, в сравнении с современными лодками, увидеть, насколько постоянны основные формы и конструкции корпуса лодок северных карел (рис. 15).
Недалеко от г. Костомукши на озере Венеярви (русск. «Лодочное озеро» или «Суднозеро») в 1915 г. финскими этнографами была обмерена традиционная лодка этого небольшого озера (рис. 16). В начале
2000-х гг. со дна этого озера подняли лодку 1950-1960-х гг. постройки – при сравнении можно увидеть сходство корпусов и конструкций этой лодки и лодок как начала ХХ в., так и современных лодок (рис. 17).
В администрации современного города Костомукши говорят, что у местных мастеров-карел умение строить свои лодки сохраняется «на генетическом уровне». Примерно то же отмечали в центрах традиционного судостроения и судоходства на Белом море исследователив XIX в. [3] , и сейчас нам удалось зафиксировать у северных карел сохранившиеся традиции строительства лодок и обучения этому процессу.
Лодкостроение системы озёр Куйто
Менее чем в ста километрах от Костомукши начинается озеро
Куйто – одно из крупных озёр Карелии и бассейна реки Кеми, которое после строительства плотины состоит из системы трёх озёр – Верхнее, Среднее и Нижнее, соединённых проливами. Эти озёра богаты рыбой, которая является главным продуктом питания, поэтому основное население края сосредоточено в больших сёлах и деревнях по берегам озёр Куйто. На малых озёрах и лесных речках с ограниченным рыбным ресурсом в удобных урочищах располагались небольшие деревеньки и хутора. Сток трёх озёр Куйто через озеро Юшкозеро рождает полноводную реку Кемь.
Географическое положение озера Куйто интересно тем, что оно располагается в районе, наиболее удобном для перехода и перевозки грузов из бассейна Балтийского моря в бассейн Белого моря. Первое описание этих водно-волоковых путей и торговли оставил наместник Олонецкой губернии Т. И. Тутолмин [4] . Здесь, собирая дань с саамов и лопи – коренных племён Поморья, в древности проходили викинги, а позже новгородцы. После них карелы осваивали эти земли на века. В XVI в. карельские крестьяне уже обжили эту землю. Они развивали натуральный обмен и мелкую торговлю продуктами и изделиями своих промыслов, а некоторые торговали с финнами крупными партиями железных изделий, хлеба, мехов и рыбы.
После завершения строительства Кемского каскада ГЭС уровень воды поднялся, система озёр Куйто стала единым искусственным водохранилищем с естественным стоком через реку Кемь. Через её приток – реку Чирка-Кемь – по-прежнему можно попасть в озеро Нюк и через небольшой водораздел на самой границе с Финляндией – в озеро Эннятиярви, ещё далее на запад в озеро Онтоярви, которое по системе рек и озёр имеет сток в Ботнический залив Балтийского моря. Севернее системы озёр Куйто расположено большое озеро Топозеро, соединенное с Белым морем рекой Куземой, а протоками – с озёрами Пяозеро и Ковдозеро, имеющими свой сток в Кандалакшскую губу Белого моря (рис. 18).
Полноводные озера Куйто благодаря системе реки Кеми, впадающей в Белое море, всегда были богаты рыбой, в том числе сиговых и лососёвых пород, а на нерест заходила беломорская сёмга. До 1980-х гг. рыбацкие колхозы из местных деревень занимались промысловым ловом рыбы. По берегам озёр и рек располагалось несколько десятков больших и малых деревень, жители которых кормились в основном рыболовством и охотой, при этом каждая семья, насколько позволял климат, занималась скотоводством и земледелием. Коренное население в районе озёр Куйто – северные карелы. Их традиционная культура во многом отличается от традиций других районов с карельским населением. Это проявляется в планировке деревень, архитектуре крестьянских домов, бытовом укладе и, конечно, в типах лодок. Традиционные лодки во множестве строились здесь ещё в 1960-1970-х гг., и сейчас в нескольких сёлах и деревнях ещё работают мастера, благодаря которым сохранились традиции местного судостроения (рис. 19).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Специальные исследования по народному судостроению на системе озёр Куйто до экспедиций автора не проводились, не собиралась информация об особенностях лодок, традициях, истории и потенциале местного лодкостроения, в литературе отсутствовали сведения о мастерах- лодочниках. Описание истории и современного состояния судостроения северных карел начнём со старинного карельского села Вокнаволок, которое широко раскинулось по берегам и заливам озера Верхнее Куйто.
Из этого села можно на лодках пройти проливами через все три озёра и попасть в Юшкозеро и далее по реке Кеми в Белое море. У самого известного лодочника Александра Фёдоровича Валтонена (1950 г. р.) была получена первая информация о традициях лодкостроения на озере Верхнее Куйто [5] . Рядом с домом он недавно построил из брёвен отапливаемую мастерскую, а раньше он вместе с Николаем Ваттаненом шили лодки только летом на брёвнах около дома. Рядом с мастерской стоит новая просмолённая лодка, которую А. Ф. Валтонен построил зимой 2009–2010 гг. (рис. 20).
В Вокнаволоке на берегу озера много лодок, в том числе и новых. Больше всех лодок строят И. И. Ремшуй и В. В. Вассара, и ещё несколько человек могут сделать лодку на заказ [6] .
Современные лодочники не только продолжают строить лодки, но и хранят в памяти много информации о старых местных мастерах, об истории и терминах местного лодкостроения, которые не сохранились у южных и сегозерских карел. Многие конструкции, характерные для местных лодок, больше нигде не встречаются, что важно для изучения процессов зарождения и развития карельского лодкостроения. Например, в каждой местной лодке была «пентури» – доска почти посредине лодки, которая скрепляла борта. В этой доске делали отверстие для установки мачты с прямым парусом или дерева – «зелёного паруса». И сейчас для прочности корпуса северные карелы ставят эти доски на свои лодки. У форштевня борта соединяет узкая вертикальная доска с вырезом или пазом для захвата рукой при вытягивании лодки на берег или перетягивании её по порогам (рис. 21).
По старинной традиции, которая не встречается у карел других районов, лодки держали в срубных сараях на берегу озера. Эти постройки были зафиксированы на фотографиях начала и первой половины ХХ в. (рис. 22). Сейчас их заменили сараи из досок для хранения в летний период моторов, инструмента и бензина.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По свидетельствам местных жителей почти каждая семья имела лодку, а в некоторых их было даже по несколько штук. Длина лодок была разная, но на таких озёрах, как Куйто, она больше 5 м, максимальная ширина такой лодки около 180 см, высота в носу 80 см, а в корме 40 см, такая же, как и высота борта в середине. Килевой брус толщиной 6–7 см и шириной 12–14 см тесали из подсохшей ели диаметром около 20 см, к нему крепятся два штевня-кокоры, причём носовую кокору ставили под углом 20–25 градусов, а кормовую более отлого – под углом 15–17 градусов. Бортовые доски тонкие – 11–12 мм. Сейчас они чаще еловые, а раньше их делали из сосны, иногда из осины, если могли найти нужное количество хороших деревьев. На малых озёрах лодки были длиной менее 5 м. Для промысловой рыбалки на больших озёрах и для перевозки грузов лодки делали длиной около 6 м. На лесосплавных работах использовали лодки и более 7 м длиной, а в сёлах на побережье Белого моря (для прибрежного промыслового лова рыбы) шили карбасы ещё больших размеров. Хотя лодки северных карел были одного типа, на каждом водоёме мастера строили по своим традициям, зависящим от местных условий судоходства. Лодки одного водоёма также имели небольшие отличия, что было связано с опытом и квалификацией мастера. Работу каждого мастера издалека можно узнать по форме и характерному профилю носа его лодки (рис. 23).
Как и везде, мастера делали лодки для себя или в свою деревню, ведь в других деревнях жили и работали свои лодочники. Мастер делал лодку как мог быстрее, чтобы не затягивать работу. Обычно из готового материала шили лодку за пять дней, но были мастера, которые могли сделать небольшую лодку за сутки. Это говорит о высоком уровне развития у северных карел ремесла лодочника и технологии лодкостроения. По мнению местных жителей, хороший мастер за свою жизнь мог построить на заказ около 200 лодок. Сейчас мастера, с учётом всех своих личных дел и заготовки необходимых материалов, берутся выполнить заказ за месяц.
О технологиях шитья лодок карелами уже рассказывалось, эту информацию можно только дополнить полученными здесь сведениями, в том числе и об особенностях местных традиций. Лодки шили в основном весной и летом: от окончания посевной и до сенокоса успевали сделать 3–4 лодки. Потом начиналась заготовка на зиму грибов, ягод и рыбы, было не до постройки лодок. Строили лодки чаще всего прямо на земле около дома, иногда выбирали хорошее место за своим домом, очень редко делали лодки на сарае. Осень и зима на севере – тёмное время года. Но с появлением электричества и особенно в последние годы мастера строят специальные сараи из досок или рубленные из брёвен, где лодки можно делать круглый год. Традиционный стапель для шитья лодок здесь был из двух брёвен (диаметром 20 см), в которых для упора киля лодки делали прямоугольные пазы. Киль («эмя») здесь часто был цельным с ахтерштевнем. Его тесали из ели с «саморослым» корнем, который обращали в кормовую кокору, что характерно для всего бассейна Белого моря, начиная с Сегозера. Форштевень («нока» или «ненапуу») изготовляют из ели с таким же корнем-кокорой (по-карельски «кокка») и под углом 10–15 градусов соединяют с «эмя» на три или четыре круглых нагеля в косой замок, называемый «линтош». Это основа лодки, или «эмяпуу», – «материнское дерево». Практически все лодки северных карел имеют фальшкиль, который делали из тонкой ели, круглой или распиленной пополам, приколачивая снизу к килю (рис. 24).
Бортовые доски – «венехлауват» – старые мастера пилили вручную из сосны, которой здесь было много, но сейчас используют и еловые доски, так как трудно стало выбрать хорошую сосну. В старину доски получались широкими. Для бортовых досок здесь иногда применяли и осину, но сложно было найти не тронутое внутри гнилью, хорошее дерево. Осину, да и сосну или ель, лучше сушить два года, так как при сушке древесину скручивает. Высохший ствол распиливали на доски, которые раскладывали на прокладки и сушили ещё год, – лодки из подготовленных так досок служат дольше. В готовый корпус вставляли шпангоуты («куаррет») из суков и маленьких ёлочек, которые обычно искали в густых ельниках – там стволы ровнее и у них меньше сучков.
Перед установкой и креплением подготовленный шпангоут, чтобы он легче гнулся, прогревали на печке или распаривали в горячей воде.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
У форштевня борта соединяет специальная доска с пазом, за которую можно взяться рукой или привязать верёвку для якоря или волока. Только у северных карел есть традиция устраивать и крепить в носу лодки настил, который служит сиденьем для гребца и размещения части груза («шоуттателлёт» или «этуистун», «пянки»). От переднего настила до кормы на дно лодки укладывается «похьятеллёт» – нижний съёмный настил, на котором размещают рыболовные снасти и ёмкости для улова. В корме лодки имеется «перяистун», или «пенки», – задняя скамейка, на которой сидит рулевой (рис. 25).
Раньше для укрепления борта вверху изнутри приколачивали вытесанный из сосны или берёзы целиковый брусок, который шёл от носа до кормы («парраспуу» – «хорошее дерево») с суком («ханга»), служившим в качестве уключины. Сейчас уключину-«ханга» делают как вставку (рис. 26). Брусок для крепления борта из сосновой доски шириной 6 см, по-карельски «лайтопуу», начинаясь от кормы, доходит до сука- уключины. Обычно на лодках бассейна озёр Куйто было две пары уключин: передние с суком для упора – «ханга» и съёмные в корме. К «лайто- пуу» в корме крепятся «таппиману» – накладки для съёмных кормовых уключин-упоров. В накладках есть отверстия для вставления двух «ханки» – деревянных круглых пальцев («хайропюуре») или плоских штырей («кочатникка»), которые снимались, когда ставили сети.
Вёсла традиционно делали из лёгкой ели, передние вёсла, служившие
для гребли, называли «айрот», а «мела» или «хуобари» – это кормовое рулевое весло. Иногда, сидя на корме, гребут от себя кормовой парой вёсел, помогают и подруливают – управляют движением. Под парусом («пур- ри») ходили только на озёрах, на реках и маленьких озёрках парусами не пользовались. Мачту ставили от носа на 1/3 длины лодки в отверстие поперечной доски («пентури»). При отсутствии паруса на попутных ветрах по старой традиции ставили в носу лодки или в «пентури» густое деревце – берёзу или ёлку. По полученной информации паруса были разные. Прямой, крепившийся на рее парус считался традиционным, старинным (рис. 27). Наши информанты здесь даже не упоминали про рейковый парус – видимо, нетрадиционный для карел этого региона.
Смолят лодки каждый год или через год, а некоторые говорили о том, что старики смолили очень редко, чтобы дерево «дышало». Сейчас, как и раньше, смолу гонят сами лодочники из смоляного сырья, которое укладывают в двухсотлитровой металлической бочке со срезанным дном, переворачивают на специальном настиле с трубой, отводящей смолу, и вокруг бочки разводят костёр. Продукт возгонки по трубе течёт в вёдра, из хорошего сырья получается до 20 литров смолы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кроме традиционных лодок в Калевальском и Кемском районах делают из досок «рюссявенех», или «плоскодонки», – лодки с плоским дном и прямыми бортами. Все говорят, что эти лодки не местные, что их стали иногда делать для себя специалисты, приезжающие на работу в леспромхозы.
Необходимо отметить, что существовали традиции обучения мастерству, которые были связаны с выбором ученика. Говорят, что кого попало старики раньше никогда и ничему не учили, а смотрели на способности молодого человека. Когда делали лодки и кто-то из посторонних заходил в мастерскую, они даже работу в сторону откладывали, чтобы не выдать свои секреты. Сохраняли в тайне и хорошие места промыслов. Про ягодные и грибные места тоже не говорили, только рукой махали в сторону, мол, там где-то, сам ищи. Когда просили сделать лодку, все говорили: «сделай сам» и никто не подсказывал, каким образом. Поэтому первая лодка, как правило, строилась долго и не без ошибок. Традиционно на севере мастера строили лодки на брёвнах прямо на улице около дома. Иногда шили в старых ригах, могли строить и на берегу под крышей рубленых навесов для хранения лодок или «на сарае» – на втором уровне хозяйственной части большого дома. Специальных лодочных мастерских не было, многие мастера-информанты подтверждали, что если бы у них был большой дом, то они всё равно шили бы лодки на сарае. С развитием рыбацких колхозов и государственных лесозаготовительных предприятий в крупных сёлах стали появляться специализированные лодочные мастерские и мастера. Династий лодочников информанты не помнят и специальность лодочника не считают наследственной, в отличие от семейного ремесла кузнецов, в котором важным является не только технология, но и оборудованное помещение и унаследованная ниша заказов. Можно было услышать, что мастерство человеку достаётся от родителей, но свою профессию в современной жизни человек выбирает сам.
В 2003 г. состоялось первое знакомство автора с лодками озера Среднее Куйто. Местные жители называют все лодки по-карельски «шоутовенех» – гребные лодки (рис. 28). Тогда в посёлке Калевала лодки делали Леонид Петрович Контканен, Павел Александрович Лесонен и Иван Петушков. Они сообщили много интересной информации о лодкостроении и судоходстве. В 1930-е гг. в с. Ухта (ныне п. Калевала) была финская коммуна, в которой шили лодки до 1941 г. После войны и в 1960-1970-е гг. уже в мастерской леспромхоза небольшая бригада мастеров делала по 40–50 лодок за сезон. Сплавные лодки были такие же, как и все обычные, и даже легче, чтобы можно было без труда вытаскивать их на плот или на сплавное судно. Но были лодки и более 7 м длины для буксировки плотов по озёрам.
В первые годы перестройки (в конце 1980-х гг.) стали выделять лес на корню для заготовки частным предпринимателям. Раз появился материал, то многие люди начали строить дома, но в 1980-1990-х гг. два мастера ещё шили лодки в помещении мастерской инвалидов. В 1991 г. очень хороший лодочник Л. П. Контканен подготовил проект новой лодочной мастерской для артели инвалидов, даже получил здание бывшего общежития, размером 20 х 60 м. В то время никто не поддержал проект финансами, оборудованием и заказами, в итоге свои проектные предложения мастер сжёг в печке.
В начале 2000-х гг. всех малых предпринимателей, как говорят, «выгнали из леса» – запретили заготовку древесины, поэтому их основной работой стало изготовление на заказ мебели, окон, рам, дверей. Некоторые предприниматели в районе начали делать лодки. Например, в Вокнаволоке продолжают шить лодки, там есть мастерские-сараи и есть заказы, в том числе и от жителей близкого города горняков Костомукши.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Судостроение и судоходство на озере Юшкозеро и реке Кеми
В Юшкозерской сплавной конторе была мастерская, в которой в год делали 50—60 больших сплавных лодок и гребных лодок «шоутове- нех» (рис. 29).
Сейчас в деревне Юшкозеро из старых мастеров традиционные лодки ещё делают Тайто Тойвович Малинен, Эйно Андреевич Карельский и Константин Данильев (рис. 30).
Самый известный мастер Т. ему было 9 лет, его дядя делал шить лодки начал лет в 45, перед пенсией. Учился у дяди, потом у мастеров-лодочников сплавной конторы. Он начал шить лодки вместе с самым известным в деревне старым мастером Тарасовым, который сделал очень много лодок. После его смерти продолжил трудиться с Фёдоровым и с братьями Лесоненами. Для сплава Тайто Тойвович сшил около 100 лодок, для леспромхоза – около 60 лодок. Потом построил из брёвен свою мастерскую размером 8 х 6 м с утеплёнными воротами и дверью. В ней сделал уже больше 150 лодок. Сейчас ему часто помогает сосед Михаил Николаевич Фёдоров (1958 г. р.) (рис. 31).
Летом Т. Т. Малинен редко занимался лодками, а за зиму делал раньше по 10–15 лодок, иногда по 2–3 штуки в месяц. Сейчас он делает лодки с транцем под подвесной двигатель. Длина у такой лодки между наружными кромками верха кокоры и транца 560 см. Как настоящий мастер, он мечтает сшить лодку, которой никогда не делал: по-старинному, с помощью корней и деревянных нагелей. Он считает, что это хорошая технология: «Лодка не должна быть жёсткой, как бревно, а должна играть, быть живой. Тогда она лучше идёт по порогам и на волнах, на всех курсах». Тайто Тойвович обучал бригаду лодочников из Панозера, и каждый год у него есть ученики из других деревень, которые продолжают строить лодки на своих озёрах. Его приглашают на мастер-классы по строительству лодок даже в Финляндию. Специально по заказу музея «Кижи» в 2010 г. он сшил традиционную «шоуттовенех» – лодку-карелку с двумя штевнями, участвовал с ней в конкурсе мастеров-лодочников и гонках «Кижской регаты», где был победителем в своей номинации. Сейчас его лодка выставлена в главной экспозиции музея «Кижи» (рис. 32). В 2011 г. за семь дней был снят этнографический видеофильм о постройке Т. Т. Малиненом в его мастерской лодки от закладки киля до спуска на воду (дневник строительства этой лодки с фотофиксацией всего процесса см. в приложении 2).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Юшкозере есть ещё мастерские братьев Лесоненов и Урбановичей. Первые уже мало строят. Три брата Урбановичей мальчишками помогали отцу, а после 40 лет, ещё работая в леспромхозе, стали по шаблонам отца сами делать по 3–4 лодки в год. Потом уже на пенсии в год до 26 лодок делали, хотя и всем домашним хозяйством, огородами и рыбалкой тоже занимались. В августе 2011 г. за месяц 6 лодок сделали длиной по 6 м по заказу на озёра Куйто и Нюкозеро. Братья шьют под конкретный заказ, поэтому спрашивают у заказчика, на какое озеро, под какой мотор и даже сколько весит хозяин. Они делают лодки длиной до 7 м, шириной до 2 м, высота борта у их лодок 85–90 см из 7 досок- набоев. Для каждой лодки они определяют свои пропорции: если кокора длинная, её нужно «посадить» (т. е. поставить) повыше под углом больше 25 градусов, а если короткая, то пониже. Если кокора стоит «низко», отлого, то нос узкий и лодка получается неустойчивая («кач- ливая»), а если «высоко» – доски трудно загибать и крепить к штевню, поэтому нужна золотая середина. Мастерская Урбановичей оборудована самым современным инструментом, есть даже электронный уровень и дальномер, прибор, который помогает глазомеру. Технология строительства самая современная, гидроизоляция и отделочные материалы лучших европейских фирм (рис. 33).
Сейчас им заказывают и «карелочки» («шоутовенех») с двумя кокорами, с уключинами «по-карельски» – деревянными пальцами- упорами и кольцом, заплетённым из веток, или с железными уключинами – «по-русски». Уключины по-карельски хороши и на сетках, и на порогах, поскольку вёсла быстро убираются в петли. Есть заказы в Германию, Норвегию и Швецию, а один финн привёз из Финляндии старую лодку как образец и заказал сразу пять таких лодок.
У северных карел хорошие соседи в Финляндии. Известный мастер Сеппо сделал 500 лодок, но он всю жизнь только этим и занимается. Мастер Эрне Микконен из Ристиярве в Кухмо каждый год собирает желающих и учит группы по 9–10 человек. Он сам и каждый из его учеников делают лодки из своих материалов. Он же научил всех клеить составные кокоры и шпангоуты. Сейчас братья Урбановичи из Юшкозера получили приглашение в Финляндию делать лодки по новой технологии. Для этого листы водостойкой фанеры по 3 м длиной и толщиной 10 мм распускают на полосы по 18 см, которые склеивают до нужной длины, а потом уже делают лодку, как из досок. В мастерской Урбановичей заказы есть всегда, но они не стремятся к количеству, работают по плану – решили по шесть лодок в год строить и выгонять по 100 литров смолы для себя и на продажу.
Благодаря этим мастерам старинное карельское село Юшкозеро с окрестными деревнями стало сейчас главным центром лодкостроения всей Республики Карелия – здесь каждый год строится не один десяток лодок (рис. 34). Опытные мастера обучают всех желающих земляков, и пока можно надеяться, что ученики продолжат традицию местного судостроения и судоходства.
Из озера Юшкозеро вытекает река Кемь, в 40 км ниже по ее течению по обоим берегам реки расположена старая карельская деревня Панозеро (рис. 36–37).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Раньше лодки были в каждом доме, у некоторых хозяев было и по две – всё на лодках: рыбалка, охота, ягоды, грибы. Мастера-лодочники в деревне были свои, но не много. Традиционные деревенские лодки были с одной парой вёсел, и одно рулевое весло на корме, для перевозок грузов у некоторых хозяев было и по две пары вёсел – в середине и в корме. Рыбацкие лодки небольшие, длиной от 4 м, борта по 4–5 набоев. Парусов не было, сильное течение – вверх лодка не пойдёт, а идти вниз по течению – парусов не надо (рис. 38).
Сено косили далеко по берегам, домой перевозили на двух связанных лодках. Поперёк лодок до переднего сиденья («теллю»), на котором сидели гребцы, укладывали на борта жерди – «палки», которые привязывали верёвками к корпусам. Между лодками оставляли расстояние больше 50 см, чтобы волна проходила и не плескала, не мочила сено. По противоположным бортам лодок ставили вертикальные жерди, связывали их с горизонтальными палками – на этот настил укладывали сено. На передних сидениях гребцы работали каждый одним веслом. В корме лодок стояло по человеку, которые подгребали и правили длинными вёслами («хуопари»). При попутном ветре к палкам, которые держали сено, привязывали большую тряпку и использовали как парус (рис. 39). Длина лодок для перевозки сена – около 6 м. Сплавные лодки делали длиннее, и борта у них были выше – по 6 набоев. Раньше на реке редко рыбачили, больше на озёрах-ламбах или уходили на Белое море и там устраивались в промысловую «ватагу». На небольшие озёра зимой возили лодки на лошади или перетаскивали волоком. Долблёных лодок в д. Панозеро не было. Рыбачили на плотах, связанных корнями или берёзовыми ветками крест-накрест [7] .
В д. Панозеро, по инициативе Фонда О. Степанова с участием специалистов из Финляндии, идут работы по сохранению старой карельской деревни и традиционной культуры северных карел, ведётся реставрация домов и изготовление лодок. Порадовало количество местных лодок, стоящих у причалов и хранящихся на берегу. Несколько лодок за вечер проплыли по реке на рыбалку, местные жители переправлялись на лодках с берега на берег. Это очень необычная картина для наших дней.
В посёлке лесопромышленников Новое Панозеро на якоре или просто вытащенные на берег стоят полтора десятка лодок. Все эти лодки сделаны в мастерской, созданной по финскому проекту сохранения и возрождения старой деревни Панозеро (рис. 40).
Строить лодки по проекту начали в 1999 г., потом делали лодки каждый год: в 2002 г. зимой – 7 лодок, в 2003 – 14. В 2004 г. прошли обучение в Юшкозере у Тайто Малинена и продолжили работать в мастерской д. Панозеро (рис. 41). В 2005 г. зимой на деньги европейского проекта сделали 23 лодки и в праздник подарили их жителям своей деревни. В 2006 и 2007 гг. сшили на заказ для Финляндии по 11 лодок, а после 2008 г. заказов стало мало. На продажу лодки идут плохо, долго лежат на складе в деревне (рис. 42). Причина, как считают старые лодочники, в качестве работ – оно желает быть лучше, потому что работают бригадой и не на конкретного заказчика, поэтому мастера не заинтересованы в своей личной репутации и торопятся при выполнении заказа.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В нижнем течении реки Кеми карелы также строили и использовали свои традиционные лодки (рис. 43–44).
На Белом море для прибрежного промысла рыбы и перевозок карелы, как и русские поморы, строили большие морские лодки-«карбасы» (рис. 45).
В 17 км от моря на берегу реки Кеми было большое село Подужемье, где жили карелы-корабелы (рис. 46). Документы архива Архангельской портовой таможни и Соловецкого монастыря 1728–1748 гг. сообщают, что в первой половине XVIII в. карелы Кемского Поморья в своих деревнях занимались строительством больших судов [8] . В XIX в. карелы- строители шхун и других морских судов известны по всем берегам Белого моря как самые лучшие мастера (рис. 47). Их работа ценилась в Поморье и даже у иностранных купцов. В книге «Год на Севере» С. В. Максимов отмечает развитую традицию и значимую роль карел в поморском судостроении [9] .
Во второй половине ХХ в. после заполнения водохранилища новой ГЭС и затопления с. Подужемье подужемские карелы продолжали заниматься лодкостроением и строили в г. Кеми поморские карбасы, составляя конкуренцию русским мастерам (рис. 48–49).
Последние исследования автора дополняют информацию об этом известном на Белом море карельском центре судостроения и будут представлены в публикации о поморском судостроении.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] «В Карелии издавна известно несколько водных магистралей, которые связывали отдельные её районы. Одной из таких магистралей на севере являлась, например, река Кемь, её притоки и система озёр Куйто. В прошлом важный торговый путь, соединяющий Поморье с Приботнией, проходил по р. Кеми, затем через систему мелких рек, озёр и волоков соединялся с оз. Ниэлишярви, отсюда шёл к г. Каянеборгу и далее по реке Улео к Ботническому заливу. Верхние притоки р. Улео служили связующим звеном между Приботнией и Приладожьем. Путь, соединяющий Обонежье с Поморьем, начинался в северной части Онежского озера (близ места, где впоследствии возник г. Повенец) и шёл через Маткозеро к р. Выгу» (Тароева Р. Ф. Материальная культура карел. Л., 1965. С. 61).
- [2] Из материалов К. К. Логинова известно, что такого типа лодки в три набоя русские Водлозерья и Пудожья называли лодками-«куйто».
- [3] «Мастер, поразведя умом, закладывает судно и - создает его», руководствуясь «не наукой, а одним практическим навыком, одною опытностью или, говоря по-русски, - одним смеканьем дела» (см.: Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 27); «...мастера не знают ни чертежей, ни планов и руководствуются при строении судов только навыком и каким-то архитектурным чутьём» (см.: Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 1871. С. 281).
- [4] Тутолмин Т. И. Исторические примечания о древности Олонецкого края и о народах, прежде там обитавших, и топографическое описание о городах и уездах Олонецкого наместничества [1785 г.] // НА КарНЦ РАН, разряд VI, оп. 6, д. 122, л. 198. ^Ll47j^
- [5] «Каждая семья имела лодку и даже несколько. Лодки делали только летом – 3–4 лодки до осени. Я раз лодку сшил один за 4 дня... а последнюю лодку колотил всю зиму из-за болезни Альцгеймера. Смолю лодку каждый год, гоню смолу в бочке на 200 литров, выход 2 ведра. Цвет смолы зависит от „смоляка“: с корней получается тёмная, с комельков – желтоватая, она светлее. Раньше, до войны ещё, лодки хранили и берегли, держали в сараях – рубленных с промежутками в одно бревно. Это мне мать говорила» (Экспедиционные дневники автора // Архив музея «Кижи», ф. 1, оп. 3, № 4114, л. 9–11).
- [6] Экспедиционные дневники автора // Архив музея «Кижи», ф. 1, оп. 3, № 4114, л. 10.
- [7] Экспедиционные дневники автора // Архив музея «Кижи», ф. 1, оп. 3, № 4114, л. 7.
- [8] Овсяников О. В., Ясински М. Н. Западное Беломорье: из истории крестьянского судостроения Поморья первой половины XVIII в. // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. М., 2010. С. 81–82.
- [9] «Большое и едва ли не главное подспорье для поморского народа доставляет корельское племя в другом промысле своём, давнишнем... в умении прочно и красиво строить морские суда: ладьи, раньшины, боты, и понимать чертежи наглядно, быстро и безошибочно» (Максимов С. В. Год на севере. В 2-х т. Т. 1: Белое море и его Прибрежья. СПб., 1859. С. 501-505).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.