Судостроение и судоходство тихвинских и тверских карел на водоразделе Балтийского и Волжского бассейнов @kizhi
После обзора лодкостроения карел Республики Карелия представим немногие сведения о традициях судоходства карел, которые удалось собрать за её пределами. В XVI–XVII вв. и до окончания Северной войны со Швецией карелы активно переселялись не только на восток и на север от Ладожского озера, но и на юг и юго-восток, заселяя разорённые войнами, пустующие земли. За ХУЛ в. около 50 тысяч человек с Карельского перешейка переселились в северо-восточные уезды Новгородской и Тверской губерний. Массовый исход карел с западных рубежей России является свидетельством, во-первых, активного участия карел в российской внутренней и внешней политике, во-вторых, преемственности внутренней политики Новгородской республики, Московского царства и Российской империи. После побед Петра I, начала строительства Санкт-Петербурга и завершения войн со Швецией северо-западный регион, где проживали карелы, стал активно развиваться в хозяйственном и промышленном отношении.
Карелы расселились на водоразделе между волжско-каспийским и балтийским бассейнами, их поселения оказались в некоторых районах современных Тверской, Ленинградской, Новгородской и даже Московской областей (рис. 1). Тверские карелы-«тиверцы» говорили на собственно карельском языке, который сохранил некоторые архаичные формы. Расселившиеся от Волхова до Волги карелы включились в общие процессы развития края, сохраняя при этом свои исторически сложившиеся этнические и межэтнические контакты, культурные и хозяйственные традиции, многие карелы продолжали придерживаться старообрядчества.
Многовековой опыт использования водно-волоковых путей и навыки судостроения и судоходства позволили карелам быстро освоить новые территории и не терять связи с исторической родиной. Из бассейна Волги через верховья рек Ояти и Паши можно было попасть в реку Свирь и Онежское озеро, по реке Тихвинке – в реку Сясь и Ладожское озеро, по реке Мсте – в озеро Ильмень, а рекой Тверцой – в Волгу. Многочисленные озёра здесь соединены протоками и малыми реками, которые впадают в притоки Волги: реки Колпь, Суда, Чагода, Молога, текущие в восточном направлении. Через этот район по водно-волоковым системам проходили древние торговые пути с Волги на Балтику.
К началу XIX в. вместо старых волоков были прокопаны каналы, построены шлюзы и созданы подпитывающие водохранилища трёх водных систем: Тихвинской, Мстинской, Вышне-Волоцкой, которые связывали Санкт-Петербург с Центральной и Южной Россией. Благодаря новым транспортным магистралям активно развивались экономика и торговля, судостроение и судоходство всего северо-западного региона России.
Тихвинские и тверские карелы занимались земледелием и скотоводством в более благоприятном климате по сравнению с бедными и холодными землями Карелии: лето теплее и дольше, а значит, урожаи выше и кормов больше. Большое количество лесов, небольших рек и озёр в верховьях рек бассейна Волги позволяло вести охотничий и рыбный промыслы. Близость Москвы и Петербурга, водные магистрали, густая сеть городов и промышленных предприятий, связанных дорогами, позволяли «южным» карелам получать дополнительные доходы для ведения своего крестьянского хозяйства. В первой половине ХХ в. в этом Карельском крае проживало до 150 000 этнических карел, имелась культурная автономия, развивались карельская письменность и культура, в школах преподавался карельский язык. В годы коллективизации, репрессий и в послевоенный период политика советской власти в отношении карел менялась, поэтому многие стали уезжать в города и терять свою национальную идентичность. Сейчас карел насчитывается всего около 15 тысяч человек, местное культурное сообщество продолжает поддерживать традиции, ведётся изучение языка и истории края, издаются книги на карельском языке. Но урбанизация и современное разрушение земледельческой деревни влияет на эти процессы, независимо от национальностей происходит общая для всех сельских сообществ деградация традиционных материальной и духовной культур.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Карельский край, как и весь российский северо-запад, жил и развивался благодаря пересекающим его старым водным системам, которые во второй половине ХХ в. оказались ненужными и заброшенными. Сейчас земли, на которых в XV–XVII вв. поселились карелы, находятся в самых глухих пограничных районах Ленинградской, Новгородской, Тверской и Вологодской областей. Удаленные от областных центров, эти земли – в советское время так называемая «глубинка» – были труднодоступны из-за плохих дорог, поэтому до 1970– 1980-х гг. сельские жители ещё активно использовали старые водные пути по речкам и протокам из озера в озеро, удобные для передвижения на различных местных плавсредствах. Постепенно условия традиционного судоходства ухудшались: во время активного лесосплава брёвна засоряли русла рек, из-за мелиорации земель и осушки болот уровень воды упал, из-за индустриализации сельского хозяйства произошло нарушение экологии – загрязнение воды из-за стока удобрений с полей и фекалий с ферм в небольшие ручьи и речки. В малых реках произошёл застой воды и продолжается нарушение естественного водного режима: накапливается грязь, валежник, берега и русла зарастают травой, осокой и камышом. Бобровые плотины затрудняют сток воды, сейчас по бывшим водным путям трудно пройти даже на резиновых лодках. Вследствие такой хозяйственной деятельности зарастают даже большие реки (Тихвинка, Молога, Мста, Тверца), которые были судоходными ещё во второй половине ХХ в. На бывшей территории Карельского края только у трёх информантов-карел удалось получить некоторые сведения о лодкостроении в локальных центрах судоходства. Немного информации по теме удалось собрать у вепсов и русских, некоторые сообщения информантов-лодочников приведены ниже, полные интервью хранятся в архиве музея «Кижи».
Судостроение и судоходство бассейна Тихвинской водной системы
Северная граница ареала расселения тихвинских и тверских карел примыкает к бывшей Тихвинской водной системе и водоразделам бассейнов рек Свири, Волхова и Волги. В настоящее время район Посвирья в основном заселён русскими, верховья рек Паши и Ояти и Вепсская возвышенность – вепсами.
Первая информация о карелах и географических особенностях региона была получена на Вепсской возвышенности в д. Корвала Бокситогорского района Ленинградской области от местного жителя В. В. Соловьёва (1956 г. р.), вепса, который прошёл водными путями с отцом и самостоятельно по всем угодьям водораздела. Охотник и рыбак, он хорошо знает свой край, сам делал традиционные лодки, поэтому у него удалось зафиксировать особенности местного вепсского лодкостроения, чтобы иметь возможность сравнить с информацией, полученной в карельских деревнях с одинаковыми условиями водопользования (рис. 2).
Он описал водный путь из небольшого Корвальского озера по реке Лижме в Курбозеро, из которого по реке Курбе попадали в реку Колошму, по ней в реку Суду, которая сейчас впадает в Рыбинское водохранилище и далее в Волгу. В 15 км от д. Корвала из Екшозера начинается река Колпь, которая тоже впадает в реку Суду. До сооружения в 1930-х гг. Рыбинского водохранилища река Суда была притоком реки Шексны, которая и связывала Вепсскую возвышенность с бассейном реки Волги. На северном водоразделе река Генуя из Леринского озера течёт в реку Копшу – приток реки Паши, впадающий в реку Свирь. У Леринского озера были плотины для сплава леса, ещё в 1970-х гг. на них были работающие затворы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Южнее моста у д. Сомино были шлюзы, река Соминка раньше была судоходная и текла здесь в обе стороны.
Судостроение и судоходство бассейна Волжской системы
В Бокситогорском районе в деревнях Климово и Бирючёво рядом
с вепсскими сёлами – центр карельских деревень. На озёрах северной границы проживания тихвинских карел автору удалось познакомиться с карельским лодочником В. И. Шкапиным (1945 г. р.). От его бани в озеро идут мостки на забитых столбах-сваях, под навесом хранятся мерёжки и вентери, а на воде у берега стоит лодка-плоскодонка, которой хозяин пользуется, и ещё три старые перевёрнутые плоскодонки лежат рядом на болотистом лугу. Все четыре лодки для рыбалки – плоскодонки, сделаны из оцинкованного железа. «Служат они года 3–4», – говорит сам мастер. Он рассказал о четырёх традиционных плавсредствах: трёх типах лодок и плотах, которые были распространены в карельских деревнях этого сельсовета ещё во второй половине ХХ в. Его рассказ содержит новую конкретную информацию о судостроении и судоходстве карельских деревень района.
«В деревне было около 50 домов, а сейчас осталось 33, многие пользовались долблёнками и многие делали их. Товчинское озеро, на котором стоит деревня, имеет протоку в Бирючёвское озеро и дальше в Каргорское, а потом идёт проток в реку Чагода, которая впадает в реку Молога и далее в Рыбинское водохранилище и реку Волгу. Раньше косили траву на островах, для заготовки сена делали большие лодки из досок на пять человек. Эти же лодки использовали и для рыбалки – они поднимают трёх человек и снасти. Доски для лодок брали дюймовые, еловые, желательно, чтобы без сучков, а раньше использовалась сосна – она прочнее, не даёт трещин и служит дольше.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Мой родственник Г. И. Мотроин (1880–1968) делал долблёнки, я помогал ему делать две последние „венех“. Он прошёл четыре войны – японскую, империалистическую, финскую и Великую Отечественную, работал мельником, не один дом в деревне построил – всё умел делать и всё хорошо! После войны многие старые мастера делали долблёнки, по-карельски называли венех. Долбили их из осины-хуаба специальным теслом – кокка. Выбирали осину и вытёсывали внутри, со шпеньками 15–20 мм через 40 см вверху, а в днище – через 30 см. Потом грели на костре, поворачивая над углями, и разводили борта рябиновыми сучьями – сначала тонкими, потом толще. После костра продолжали выбирать начисто – дед Григорий не давали мне этого делать. Могли сутки и двое лодкой заниматься. Носы были заострены, корма сзади потупей. К специально оставленным внутри корпуса выступам (клампам. – Ю. Н.) привязывали три коромысла – шпангоута из вереса (можжевельника.– Ю. Н.), которые тоже загибали на огне. Сиденья привязывали к верхним выступам внутри лодки или к бортам. Обычно венех делали на двух-трёх человек, длина около 4 м, ширина – не меньше 90 см, высота борта около 30 см – очень устойчивые были лодки и служили больше 7 лет. Весло для венех – лабий или лабьи. Как в других деревнях говорят, затрудняюсь сказать.
Были ещё ройки из двух выдолбленных стволов осины, их соединяли длинными шпонками в носу и корме, и три короткие шпонки соединяли борта. Ройки делали в других деревнях. В соседней деревне были свои мастера, а к нам привозили из д. Забелино, в нашей деревне ройки не делали. Плоты делали себе сами, но ими особенно не пользовались. В 1990-е гг. после долблёнок начали строить плоскодонки из досок, а сейчас я их делаю из жести, только шпангоуты деревянные. Я сделал первую плоскодонку в 1988 г., приспособили под мотор, а вёсел с уключинами не было, и потом после долблёнок вёсла так и не привились.
Дед Григорий рыбачил до 1980-х гг. Здесь было очень много рыбы – сетками ловили и лучили с острогой. Раньше щуки по 9–12 кг попадались. В 1950-е гг. приезжали бригадами вологодские рыбаки и всю рыбу подчистили. В 1980-е гг. рыболовство стало ухудшаться: во-первых, от сельского хозяйства – от ферм много навоза и аммиака, во-вторых, запустили бобров, они всё перепортили, и из-за их плотин нет теченья. Все речки почти стоят, а не текут. Раньше траву даже в воде выкашивали, а сейчас одни бобры работают – всё тащат и в реку валят. Озеро маленькое – длиной до 1 км, шириной около 200 м, вода и здесь пахнет дустом, в сетях грязь, а раньше плавали с открытыми глазами, как в море, – не знаю, что с озером будет!?»2.
Недалеко от Старой Руссы в д. Старая Ловать произошла интересная встреча с замечательным лодочником Евгением Николаевичем Корниловым, который хранит предания о прибалтийско-финском народе емь и свой род причисляет к этому племени. Он родился на реке Свири, начал шить лодки со своим отцом в большом селе Свирица. Работал начальником лесосплавной конторы, поэтому хорошо помнит все типы плавсредств на реке Ловати и её притоках. В бассейне озера Ильмень и далее по участку маршрута экспедиции через Новгородскую область до озёр Селигер и Валдай население русское и про карел никто не слышал. Местные жители помнят старые двухштевневые лодки и рассказывали о том, что на всех озёрах были свои лодки. Описание традиционного русского лодкостроения края в задачи нашего исследования не входит. Поэтому информация, собранная автором в этой и других экспедициях, в настоящем очерке не приводится, за исключением некоторых сведений, общих для понимания истории и современного состояния народного судостроения и судоходства региона.
На озере Селигер в советское время было несколько рыболовецких колхозов. В д. Гуща у С. Н. Цепляева (1946 г. р.) были записаны сведения о карелах, которые иногда приезжали рыбачить на Селигер, некоторые даже оставались жить в деревнях. С. Н. Цепляев сделал сам более 10 лодок и помогал другим деревенским мастерам. Местные судостроительные термины никак не связаны с карельской терминологией [1] . У него записано интересное наблюдение: «В деревне могли забыть[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
свои традиционные лодки, но новых – не придумывали». В деревнях традиционных лодок не удалось зафиксировать, а в г. Осташкове сохранились несколько старых местных лодок, в музее есть информация о рыболовстве на озере Селигер, фотографии лодок, но нет никаких сведений о карелах-лодочниках или промысловых рыбаках.
В городском музее г. Валдая сообщили, что о лодкостроении на озере Валдай у них нет никакой информации. По свидетельствам старожилов, судостроением в городе не занимались и местных лодок не помнят, потому что рыболовство не было значительным промыслом – рыбачили в основном только для себя. Интересно, что на озере Валдай в Николо-Столбненском монастыре до 1920-х гг. была единственная промысловая артель из осташковских рыбаков с озера Селигер, возможно, что они привозили с собой селигерские лодки.
На север от Валдая в городе Боровичи Новгородской области на реке Мсте в краеведческом музее выставлено много материалов по Волховско-Мстинской водной системе, есть макеты шлюзов, грузовых барж и других судов. По свидетельствам сотрудников музея, никакого лодкостроения в районе сейчас нет, но некоторые помнят, что в середине ХХ в. здесь ещё были «челны» из одного ствола. В музее хранят сведения о карелах на севере района – там, где есть много озёр, на реке Рикше, в сёлах Каменка и Кончанское. В музее-усадьбе А. В. Суворова в с. Кончанское сообщили, что раньше карелы жили здесь, но сейчас нет. На ближних к усадьбе озёрах Шерегозеро (в 2 км) и Ямное (в 9–10 км) удалось зафиксировать долблёнки-«ройки», которые, по сведениям информанта, делали прямо на местах лова рыбы по малым озёрам и рекам. Употребление русскими прибалтийско-финского термина «ройка» очень интересно для ретроспективы карельского судостроения – оно свидетельствует о постоянном и длительном проживании здесь карел, так как это название закрепилось в среде русскоязычного населения. В местном музее считают, что Кончанское – это конец или граница поселений карел, а севернее ещё должны быть карельские деревни на озёрах Корбожа, Великое, Меглино, но никто из руководства района и местных жителей уже ничего не помнит о карелах.
Полученные сведения удалось проверить в с. Кабожа на озере Великом. Один из последних местных лодочников Б. П. Фёдоров (1946 г. р.) о карелах ничего не знает. Он сообщил о плотах, «лавенках» – причалах для лодок и о долблёнках у местных русских жителей. Такие лодки здесь выдалбливали из большой осины и «разводили» в лесу, потом везли домой доделывать, обрабатывать рубанком поверхность внутри корпуса после долбления и «обнабаивать» – прибивать по одной доске к бортам. Озеро большое, традиционные тесовые лодки здесь длиной от 4–5 до 6 м. Интересно, что в местных лодках две пары вёсел и одно – кормовое. Рулевое весло на лодках из досок традиционно для карел, у русских же автору в своих экспедициях таких вёсел не удалось зафиксировать. Ещё один лодочник в д. Броди В. И. Соколов (1950 г. р.) тоже не помнит карел. Он строил лодки с 20 лет и за жизнь сделал более 100 лодок. Терминология у него только русская: лодки «обшивали» досками, киль – «днище», шпангоуты – «улуки», были и «тесовые челноки», у которых нос и корма острые – они лучше ходят взад и вперёд по прибрежным тростниковым зарослям [2] .
Через город Вышний Волочёк проходит известная в истории водного транспорта России Волжско-Мстинская система. В музее города сообщили, что в районе более 80 озёр, но ни карел, ни карельских лодок нет, хотя в 1970-х гг. в с. Удомля в 50 км севернее города сотрудники музея видели большие долблёнки из одного ствола и поменьше – из двух скреплённых стволов. Поездка на озёра, а также на реку Волчину (которая могла раньше называться Волочина, так как впадает в реку Мологу и близко подходит к одному из притоков реки Тверцы) не принесла никаких новых сведений о карелах и карельских лодках. Самая старая жительница д. Ряд на озере Удомля А. П. Барабошина (1927 г. р.) сказала, что карел здесь не было. На её памяти севернее её деревни карел было много, но сейчас тоже нет, а в Спировском районе в деревне Максатихе и вокруг жили одни карелы и ещё живут, но там обмелевшая река Молога и лодок нет. От неё зафиксировано, что у каждого рыбачившего хозяина была своя лодка, в деревне были мастера, которые делали лодки себе и соседям. Сетки ставили на этом озере, но в округе известно много других озёр, на которых рыбачили жители этой и других деревень. На север от д. Удомля на озере Ящинском (размеры около 2 х 4 км) в д. Ящины мастер А. В. Никитин (1946 г. р.) делал много лодок. Он рассказал про свою многонациональную родословную: «Бабушка моя – карелка, из Белавина, за д. Ряд. Дед был местный, после войны с турками здесь ещё и грек стал жить – родня отца. А мать – москвичка, поэтому я и карел и грек – значит русский»5.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
От города Торжка наш маршрут проходил через бывший центр карел – село Лихославль и далее к одному из сохранившихся центров карельской традиционной культуры – селу Толмачи. За г. Торжком по обеим сторонам дороги широко раскинулись распаханные поля. Проехали речку Роська, в с. Лихославль были зафиксированы праздничные плакаты и флаги с карельским крестом. Дальше увидели гряды холмистых возвышенностей, покрытых лесами, чем-то напоминающих горизонт большинства районов Республики Карелия. В частном музее – библиотеке села Толмачи – собрано много информации о карелах разных районов Тверской области, есть книги о карелах, в которых встречаются упоминания и о лодках.
Последняя встреча в бывшем Карельском крае была с карельским поэтом С. В. Тарасовым (1937 г. р. из д. Залазенье), который живёт в деревне Васильки на реке Медведице – притоке р. Волги (рис. 3). В советское время его не печатали, но с 1990-х гг. он стал хорошо известен в своём регионе. Он прекрасно двуязычен, традиционно культурен и по-советски хорошо образован – имеет высшее образование, по профессии был лесничий. Всю свою жизнь работал лесничим в родном краю. Приведём в сокращении его интересный рассказ о деревне, лодках, реке и рыбалке.
«Мой дом построен моим прародителем в д. Залазенье. Бабушка в нём родилась, когда вышла замуж, дом разобрали и перевезли в эту деревню. У нас в д. Васильки была мельница, а всего на реке Медведице до Нового Стана на 35–40 км было 5 мельниц. Река раньше была глубокая – такая, что с крыши мельницы ныряли в воду. Через реку было три перехода – два моста и плотина мельницы. Три раза в год мельник открывал плотину, сливал всю воду и говорил „Пожалуйста, черпайте рыбу“!
Лодки помню только плоскодонные, с „килем“ не было. Делали сами для себя, маленькие и большие по 3,5–4 м для переправы на четыре человека. Я с отцом сделал из досок одну такую лодку-плоскодонку. Ловили рыбу и „лучили“ – промышляли с острогой – зажигали смолянистые дрова на железной решётке и рыбачили всю осень, пока река не замёрзнет. В деревне было 5–6 лодок (на 74 дома! – Ю. Н.). Только у рыбаков и охотников, а другие брали с разрешения хозяев. Если кто взял без спросу, то ему больше никто не давал лодку, и даже с берега на берег не переправляли. Держали лодки на замках, ключ был только у хозяина.
О вепсах слышал, но не знаю, где они были. Был Карельский край, а сейчас нет – весь карел вышел. Скоро карельский народ исчезнет, растворится. Моя бабушка по-русски не понимала, а мои дети не понимают по-карельски. Измельчилось всё – река обмелела и людей, настоящих крестьян, не стало. Пустеет земля, уезжают деревенские, а приезжают дачники, которые живут за заборами»6.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В окрестностях деревни были четыре озера, где деревенские рыбачили на всех типах лодок и на плотах и держали все плавсредства на берегах озёр. Использовали лодки и плоты и на реке и на озёрах для рыбалки и для переправы, и ездили сено косить или в лес, за ягодами и грибами. Плоты сколачивали из «сушняка» – стволов сухостойной ели или сосны. Были и долблёнки из осины, внутри долбили теслом, по-карельски – «чёсло», топор тоже использовали – дерево валили, ствол корили и снаружи отёсывали. «Куутит» – две долблёнки соединённые вместе, а «куути» – одна долблёнка. «Ройки» – тоже были, так называли двойные долблёнки. Весло для куути – широкое и длинное, в основном одно, или использовали шест. Куути служили долго, сколько человек живёт, – на тех, которые он в детстве видел, совсем недавно ещё рыбачили. Были ещё «шуовенех» – болотные лодки, очень лёгкие на вес. Борта у них были из осиновых или еловых досок, или это были развёрнутые долблёнки с тонкими бортами – он не видел и не знает (рис. 4).
Карельские названия С. В. Тарасов уже почти забыл, но помнит, что лодка – «венех», впереди штевень-«брус», доски для лодок использовали еловые и сосновые, тонкие – 15 мм. Старались найти хорошие сосновые доски. Мастера лодки никак не украшали, парусов не было, нигде их не применяли и он никогда о них не слышал. Он сообщил, что на реке Мологе в д. Максатиха были такие же лодки и, наверно, где-нибудь должны ещё остаться старые. В Спасо-Клинье тоже такие же лодки были, хотя озеро большое. Сейчас в Максатиху по асфальту на машинах ездят на рыбалку – там есть озёра. В Весьегонске ещё живут карелы. Там рыбалка хорошая, но про судостроение он не знает. О других судах, кроме лодий Афанасия Никитина, С. В. Тарасов не слышал.
По дороге из центра Карельского края к Волге радуют глаз несколько небольших стад коров – до 20 голов, яблоневые сады и большие поля, засаженные картофелем. В г. Бежецке широкое русло реки Мологи заросло и выглядит как болото с протекающим ручьём, иногда исчезающим из виду в зарослях осоки и кустов. А это была судоходная река! По полученной в одной из деревень информации, на берегу озера Вересково хранятся лодки. Берега сильно заросли, и озеро превратилось в непроходимое болото с большой лужей посредине, не зная тропы, к берегу не пройти, с дороги не видно, поэтому лодок не удалось зафиксировать. Их смогут найти только хозяева, одно хорошо – лодка целее будет. Село Еськино очень большое – 202 дома, две кирпичные церкви – огромная церковь в центре и другая, на кладбище. Но школы нет, значит, нет и перспективы, хотя на поле у маленькой речки пасётся небольшое, около 30 голов, стадо. В магазине, бывшем старом купеческом доме, коренная жительница немного рассказала: «Карел нет и не было здесь, только в Максатихе. В нашей деревне были свои мастера, лодки делали и из досок, и долблёные. Были они разных размеров, и только у рыбаков. У нас была долблёнка из одного ствола, потом к ней пришивали борта из досок. Сейчас некоторые в деревне лодки из железа делают. На реке старых лодок уже нет – сейчас там по колено, а раньше глубже было»7. Одну железную лодку с набойными бортами (прибито по одной доске с борта) удалось обнаружить на огороде у одного дома, а это значит, что традиция набойных челнов здесь ещё теплится. В г. Весьегонске на берегу реки Мологи была зафиксирована последняя старая лодка – «баркас». Удалось здесь познакомиться с последним местным лодочником – А. М. Лоскутовым (1938 г. р.). Он отличный мастер, ещё делает две-три лодки в год, но сам он не карел и не помнит, что здесь когда-нибудь жило карельское население.
Маршрут экспедиции от реки Свири через озеро Ильмень до реки Волги и далее на север до устья реки Мологи позволил заметить новые особенности в карельском лодкостроении и по-новому оценить их. Можно констатировать, что ещё во второй половине ХХ в. у тихвинских и тверских карел использовались следующие виды древних плавсредств: плоты, круглые однодеревки-корыта, спаренные долблёнки, соединённые в носу и корме шпонками; долблёнки- однодеревки – «набойные» лодки с увеличенной высотой борта – и долблёнки-осиновки с разведёнными бортами. На озёрах и реках бассейнов рек Мсты и Волги карелы строили и дощатые лодки разных размеров, как полукилевые, так и плоскодонные. Не удалось у местных карел зафиксировать долблёнки-однодеревки с обработанным корпусом с балансирами из тонких деревьев или толстых досок. Во всех районах бывшего Карельского края с изменением уклада жизни и постепенным растворением карельского населения в цивилизационном процессе исчезают все традиционные плавсредства и даже память о самих карелах.
Материалы этой экспедиции позволили получить много новых сведений о развитии и передаче традиций судоходства и народного судостроения не только карел и вепсов, но и русских северо-запада России, уточнить сведения, собранные в других экспедициях, и сравнить особенности традиционных плавсредств районов с различным этническим населением. Например, теперь становится понятно, что вепсы на всей территории постоянного проживания сохранили свои традиционные развёрнутые лодки-осиновки – «венех», а русские в устье реки Мсты на западе и на реке Мологе на востоке до конца ХХ в. делали свои долблёные челны с набоями. Но возникают вопросы: пришли ли карелы в этот регион со своими лодками и сохранили их или они воспользовались местными технологиями лодкостроения вепсов? Может быть, славяне пришли со своими дощатыми лодками, продолжали их строить и научили этому карел, а славянские набойные челны на западе и на востоке региона указывают на тот водно-волоковой путь, который объединил русских, карел и вепсов? Эти вопросы ждут дальнейшего изучения, новых экспедиций и анализа собранного материала. Они будут рассмотрены в следующих публикациях по истории народного судостроения северо-запада России.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] «Старики всё называли по-своему: „матка“ – киль, „стойки“ – штевни в носу и корме крепятся к матке, нос с кормой для жёсткости связывают доской – говорят „оттягивается“, потом к килю и стойкам-шпангоутам крепили доски „в накрой“, к „матке“ прибивают скобками „ласты“, которые уплотняют стык киля с первым набоем, шпангоуты-„кокоры“ были дубовые. На Селигере лучшие лодки строили в Слободе для рыбаков – под невод, длиной 12–15 м, трёхвёсельные, там был колхоз, а у нас – артельки. Несколько лодок- „селигерок“ остались ещё в городе Осташкове, но только две деревянные, другие уже из железа или борта из досок, а шпангоуты железные» (Экспедиционные дневники автора // Архив музея «Кижи», ф. 1, оп. 3, № 4114, л. 47).
- [2] _L_180_jL
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.