Приложение 2 @kizhi
В 2010 г. удалось познакомиться с одним из самых известных карельских мастеров Тайто Тойвовичем Малиненом из карельской д. Юшкозеро, который сказал, что постройка лодки занимает семь дней. Договорились, что в следующем году будем снимать фильм о строительстве лодки у него в мастерской. Мастер начал подготовку к строительству – изготовление из ели с корнем штевня-кокоры, киля и транцевой доски.
Дневник строительства лодки (11–22.11.2011 г.) [1]
Вдвоём с научным сотрудником музея «Кижи» Борисом Москиным, который будет вести видеосъёмку и фотофиксацию, приехали в д. Юшкозеро и разместились в доме семьи Малиненов. Осмотрели мастерскую, в ней уже работает сосед Т. Т. Малинена – Михаил Николаевич Фёдоров (1958 г. р.), он много лет помогает Тайто делать лодки, сейчас он плющит концы круглых 60 мм гвоздей для загибания при сколачивании бортовых досок. Вместе они уже подготовили килевую доску, кокору-«кокка» для штевня и щит для транцевой кормы под мотор – по желанию заказчика. Обсудили планы на неделю. Завтра в восемь утра на работу – это ежедневный график, даже по выходным дням.
12 ноября. Первый день
Мастерскую (8x6x2 м) Т. Т. Малинен сам срубил из брёвен. Мастер занимается подготовкой, разметкой, обработкой и установкой кокоры на киль, помощник Михаил куёт, как и вчера, оттягивает гвозди. Для закладки Тайто изготовляет четыре круглых красивых нагеля- «таппи», со шляпками, которые потом будут спиливаться («я не оставляю шляпки, чтобы под ними грязь не собиралась и дерево не гнило») и расклиниваться.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Начало строительства:
«Старики делали лодки на брёвнах на улице у дома. Шили только летом, после окончания посевной, до и после сенокоса, а осенью дожди да грибы-ягоды и рыбалка».
Киль-«эмя» из пластины (180–190 х 80 см), выпиленной из сердцевины бревна, доски с краёв идут на борта. Т-образный. Выступ вниз 40 мм, боковые кромки тоже по 40 и 20 мм толщиной. «Кокка» из ели с корнем, мастер тешет её по шаблону, который сделал сам, к килю крепит на глаз под углом примерно 15–20 градусов. Соединяется с килем в замок с косым торцом, площадка 400 мм, крепится на 4 нагеля – «таппи». Раньше всё топором делали, сейчас мастер уже привык к электроинструменту, но говорит, что «иногда топором быстрее будет».
13 ноября. Второй день
Установка транца – ширина 95 см. Длина лодки между наружными кромками верха кокоры и транца – 560 см.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Установка «ложного» шпангоута – «валэкуари» в 400 мм от замка для загибания первых набоев к форштевню-кокке.
Причерчивание и подгонка первых набоев-«лаута», еловая доска 18 мм нестроганая, расстояние между гвоздями 11 см. Раньше доски пилили вертикальной пилой, тесали полностью бревно с двух сторон – плоскую верхнюю кромку, чтобы стоять было удобнее, а нижнюю «горбом» – под форму набоя, меньше стёсывать по краям («в Заонежье искали горбом – нет, у нас брали только ровные сосновые брёвна»). Распускать бревно всегда начинали с вершины.
14 ноября. Третий день
До обеда 2-е набои, после обеда – 3-е (с обеда без Михаила).
15 ноября. Четвёртый день.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
До обеда 4-е набои, после обеда – 5-е (с Михаилом). Тайто: «Мечтаю сшить лодку с двумя кокорами по-старинному – вицей».
Четвёртый день к вечеру. Обшива корпуса из пяти набоев (фото автора, 2011 г.)
16 ноября. Пятый день
«Куари, куаррэ» (ед. и мн. число) – шпангоуты из «няри, няри-пуу» – маленькой ёлки или сосны, лучше сырые, которые растут на болоте, заранее их не загибали. Толщина – 30 мм, ширина – 40–45 мм, шпация – 350 мм.
Тайто: «Надо, чтобы лодка не была жёсткой, как бревно, – она должна играть, быть живой – лучше идёт на волнах на всех курсах».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
До обеда (11.45) – подготовка куарэ (окорка, оттеска, острожка), связали борта двумя верёвками через палку (развал уменьшился со 160 до 153 см). Поставили четыре шпангоута с кормы (90 см от транца).
До 14.00 – поставили ещё три куари.
До вечера поставили ещё четыре куари (всего 11 штук через 35 см), стёсанных в верхней части.
До конца дня ещё причерчены, подогнаны (закрывают верхние торцы шпангоутов) и установлены на клещах две «паррашпуу» – внутрение доски, вытесанные из половинок сосенки Д=12 в комле (Тайто: «они же усиливают борт»).
17 ноября. Шестой день[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С утра доски-паррашпуу закреплены и установлена средняя скамейка – после этого развязаны верёвки.
Установлены кормовое и носовое сиденье-настил «неняателлёо» и носовая кница («раньше не было, мы придумали, и пошла мода», – сказал Тайто).
Установлена носовая доска с пазом для рук – «ветопуу» – для выи перетаскивания лодок. «Раньше была „кача“, по-моему, так называлось кольцо в носу-неняа, заплетённое из веток, для верёвок, его пропускали в отверстие сквозь носовую кокору», – сказал Т. Т. Малинен.
О вёслах и уключинах: «Ханги – старые уключины из сука, я всегда делаю из сосны, из берёзы быстрее гниёт. В корме съёмные пальцы для упора вёсел – в Юшкозере называют „хуопарилуакла“, а в Вокнаволоке – „труллипуйко“».
Сняли сиденья и перевернули лодку. Загибаем гвозди и забиваем их в доску.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
18 ноября. Седьмой день
Завершающие работы по корпусу – оттёска носовой кокки и острожка кромок киля, транца и бортовых досок до обеда.
После обеда идём в школу. На три занятия пришло около 70 детей и 7 взрослых. Провели опрос и получили очень интересные результаты: лодки в семьях имеют 90% учащихся, причём у 90% семей – лодки деревянные. Дети знают 13 мастеров-лодочников, некоторые из школьников говорили, что их дедушка или отец делают лодки. Четыре старшеклассника захотели помочь нам спускать лодку. Быстро справились – по снегу без катков дотянули до берега и спустили на воду. Воды практически не поступило! Так же быстро вытянули лодку, дотянули до мастерской и поставили на место. Молодцы юшкозерские школьники!
Прошло семь рабочих дней и лодка построена, спущена на воду и снова поставлена в мастерскую для просмолки. Наш видеофильм, который снимал и монтировал научный сотрудник музея «Кижи» Борис Москин, так и называется «Семь дней с мастером Тайто Малиненом. Строительство карельской лодки».
19 ноября[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Подготовка к смолокурению – колка и распиловка «смоляка» на длинные, узкие полешки и мелкие «клинья» для крепкой забивки двух слоёв в бочке до её установки на место стока смолы костра. Михаил смолит днище. Забили и докатили бочку, сняли предыдущую с углями, почистили место, поставили новую и принесли четыре ведра глины для заделки стыка. Мощный костёр сначала на оставшихся углях запалили с жидкостью для розжига, закрыли от ветра и напилили больших чурок и брёвнышек.
Сначала пошёл газ, а уже через полчаса смола начала капать из облака газа, через час – ведро, через 1,5 – ещё полведра самой чистой смолы. Всего около двух вёдер со «скипидаром» и водой. Подогревая смолу на печке-буржуйке, Михаил закончил работу по осмолке новой лодки.
- [1] В тексте дневника строительства в кавычках приводятся комментарии мастера Т. Т. Малинена.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.