Метки текста:
Древнерусская книжность Заонежье Кижский вестник Книги Коллекция музея-заповедника «Кижи» Корнилов Медиевистика Музейные коллекции Рукописи ТекстологияБабалык М.Г. (г.Петрозаводск), Пигин А.В. (г.Петрозаводск)
Древнерусский апокриф «Беседа трех святителей» в кижской рукописи из коллекции крестьян Корниловых
@kizhi
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №04-04-00291а.
В 1993–1997 гг. в фонды музея–заповедника «Кижи» поступила коллекция различных предметов старины, принадлежавших роду коренных заонежан крестьян Корниловых. Среди письменных источников коллекции – 62 рукописи XVII – начала XX века. [1] Ранее из этой коллекции уже были опубликованы некоторые списки заговоров, молитв и различных прогностических текстов. [2] Но большая часть рукописных памятников остается неизученной и неопубликованной.
Настоящая статья посвящена списку известного древнерусского апокрифа Беседа трех святителей (далее – Беседа), который входит в состав рукописи из коллекции Корниловых (КП-4261/4). Данная рукопись представляет собой небольшой сборник начала XX века, писанный полууставом, на 52 листах, форматом в 4-ю долю листа, в картонно–кожаном переплете. Кроме Беседы, в состав сборника входят другие апокрифы: Слово Климента папы Римского о 12 пятницах, Сон Богородицы и Свиток Иерусалимского знамения. Здесь же находится молитва Кресту («Да воскреснет Бог…»), которая в прицерковной среде наделяется особым магическим свойством оберегать человека от всяких напастей, что сближает ее с заговорами. Близкие по составу статей сборники в поздней рукописной традиции встречаются достаточно часто. [3]
Содержание Беседы составляют вопросы и ответы, которые изложены от имени трех иерархов Православной Церкви – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (впрочем, их имена называются далеко не во всех вариантах памятника). Своими корнями Беседа уходит в глубокую древность. Так, самыми ранними из известных науке являются латинские списки этого апокрифа VI‑VII вв., которые происходят от греческого несохранившегося протографа. [4] На русскую территорию Беседа попадает в домонгольский период. [5] Многие вопросы и ответы становятся афоризмами. Сохранилась новгородская берестяная грамота XIV века с вопросом–загадкой из Беседы: «Есть град межу нобом и землею, а к ному еде посол без пути, сам ним, везе грамоту непсану» [6] (сходная загадка содержится и в кижском списке, вопрос №44). Беседа была очень популярным чтением в народе, особенно в старообрядческой среде. В рукописной традиции она бытовала вплоть до середины XX века и известна в огромном числе вариантов. Беседа – достаточно хорошо изученный памятник. [7] Но из‑за большой вариативности текста до сих пор нет удовлетворительной генеалогической классификации его списков и редакций.
Тематическое ядро Беседы составляют вопросы о библейской истории. Со временем круг вопросов расширяется, и поздние русские списки носят энциклопедический характер, поскольку содержат вопросы и ответы на самые разные темы. [8] Именно к этой группе списков близок кижский список, так как тематика вопросов в нем весьма разнообразна. Здесь встречаются не только вопросы о ветхозаветной и новозаветной истории, но и блоки вопросов об устроении храма, о символическом смысле служения священника и дьякона, а также об облачении клириков (вопросы №14–23). Имеются вопросы, разъясняющие символику икон (вопросы № 1, 2, 4, 5), а также вопросы–загадки (№87–93).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Название Беседы в рукописях очень вариативно. В кижском списке апокриф озаглавлен: «Краткие вопросы и ответы, избранные от Святаго Писания». В изученных нами списках из Древлехранилища ИРЛИ встречаются другие заглавия: «Притчи и толкования от Божественнаго Писания» (Усть–Цилемское собрание, №22, №91), «Беседа святых триех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, выписано из Патерика Римскаго» (Латгальское собрание, №344), «Святых отец беседа» и «Триех святителей вопросы» (Латгальское собрание, №455), «Вопросы и ответы» (Латгальское собрание, №384), «Огадате(л)ныя вопросы» (Мезенское собрание, №135), «Вопрошение бесед святых Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, выписано их пророчество от Иблии, и Евангелия, и Апостола» (коллекция Богословского, №63).
Количество вопросов в списках также вариативно – это может быть один вопрос и ответ, выписанные отдельно (как в случае с новгородской грамотой), а может быть свыше ста вопросов и ответов под одним заголовком, из них некоторые могут дублировать друг друга, словно писец забывал, о чем писал ранее.
Структура кижского списка Беседы такова: сначала следуют 86 вопросов и ответов, после чего стоит еще один заголовок – «Вопросы ндравоучительные», и помещены 7 вопросов–загадок, а также сказание о рукописании Адамовом, которое оформлено как вопрос и ответ. Такой составной характер Беседа имеет иногда и в других списках. Бывает, что вслед за одним вариантом Беседы писец переписывал и какой‑то другой вариант, и два списка практически сливались в один, разделяясь лишь подзаголовком, порою едва заметным. Так выглядят списки: ИРЛИ, коллекция Маслова, №22; Пинежское собрание, №16; Латгальское собрание, № 344 и 455.
Среди огромного количества списков Беседы, несмотря на сильную вариативность памятника, встречаются списки, близкие кижскому по составу вопросов и ответов. Например, в коллекции Маслова №22 (ИРЛИ) до вопроса №82 за некоторым исключением текст совпадает. В Пинежском собрании №16 (ИРЛИ) всего 30 вопросов и ответов, и все они идентичны вопросам кижского списка, начиная с вопроса № 1. В Латгальском собрании №257 (ИРЛИ) до 11-го вопроса списки одинаковы, затем вопросы совпадают тематически, но следуют в разном порядке. Список из коллекции Смирновой №3 (ИРЛИ) представляет собой настенный листок, на котором в симметрично расположенных кругах написаны пять вопросов и ответов, соответствующие первым пяти вопросам кижского списка.
Многие вопросы кижской Беседы находят параллели в русских народных загадках. По нашим наблюдениям, 22 вопроса кижского списка (№ 9, 25, 26, 27, 31, 38, 39, 40, 44, 46, 47, 48, 61, 62, 65, 68, 69, 83, 87, 90, 91, 93) встречаются в форме загадок в сборнике Д.Садовникова. [9] Например, вопрос № 40 «Что суть: твой отец мне отец, тебе дед, а мне муж, ты же мне брат, а я тебе мать?» имеет следующую параллель у Д.Садовникова: «Твой отец – и мой отец, мой муж, а твой дед, ты мне брат и сын» (Ответ: дочь Лота и ее сын). [10] Вопросу №46 «Что суть: жив гроб хождаше, а в нем мертвец пояше?» в сборнике Д.Садовникова соответсвует такой вариант: «Плывет гроб по морю, а в нем мертвец «Иже херувимы» поет» (Ответ: пророк Иона во чреве китовом). [11] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В кижском списке Беседы содержатся также вопросы–притчи. Таков, например, вопрос №56: «Некий человек имел у себя едину жену, двадесять дщерей, 150 сынов, и при том же имел у себя горнее место. Ис того же места изтекали два источника. Теми источниками очищал грехи своя» (царь Давид, его псалтырь, в которой 20 кафизм и 150 псалмов, источники – слезы покаяния). Этот вопрос в более пространном варианте под заголовком «Притча премудрая» входит в состав рукописного сборника XVIII в. (РГБ, собр. Большакова, №314, л.47–50 об.) как отдельная статья. [12] Несколько вопросов кижского списка (№ 47, 83 и др.) встречаются в русском памятнике рубежа XVII‑XVIII вв. – в Повести о португальском посольстве. [13]
Особый интерес представляет связь кижского списка с апокрифическими сочинениями, и в частности – с циклом апокрифов об Адаме, где повествуется о сотворении Адама, о пребывании первых людей в раю и об их дальнейшей судьбе после изгнания из рая. К апокрифическому «Сказанию, како сотвори Бог Адама» восходят вопросы № 29 («От коликих частей сотвори Бог перваго человека?») и №33 («Како сотвори Бог Адама?»). [14] К влиянию этого же цикла можно отнести и обширный ответ на вопрос №94: «Святый апостол Варфоломей вопроси святаго апостола Андрея Первозваннаго: како и киим образом праотец наш Каин родися, и како рукописание прадед наш Адам даде диаволу?». Апокрифическая традиция знает несколько версий сюжета о рукописании Адама. Наиболее распространенной из них является та, в которой расписка дается Адамом с целью получить от дьявола возможность возделывать землю после изгнания прародителей из рая, так как дьявол обманывает Адама и говорит, что Богу принадлежит небо, а ему, дьяволу, земля. [15] Реже встречается вариант, где после изгнания из рая Адам увидел ночь (в раю ночи не было) и испугался. Дьявол обещает после подписания с ним договора вернуть Адаму свет, зная о предстоящем рассвете. [16] Существует вариант, в котором Адам дает дьяволу рукописание, желая исцелить своего сына Каина от струпьев. [17] Кижский список Беседы содержит также интересный вариант – здесь Каин страждет, но не от струпьев, а от двенадцати змеиных голов: «Прадед наш Каин сквернав родися: глава на нем, яко и на протчих человецех, на персех и на челе его дванадесять глав змииных име». Эти головы жалят Каина и мать его Еву, когда она кормит ребенка, причиняя страдания, ради избавления от которых и соглашается Адам на сделку с дьяволом. Такой вариант тоже известен как апокрифической литературе, [18] так и народной легенде. Согласно одной из легенд, младенец Евы со змеиными головами – это детеныш Сатаны, которым он подменил ее первенца. [19] Примечательно, что в рукописях Беседа иногда соседствует с апокрифами об Адаме (ИРЛИ, Латгальское собрание, №384).
Влияние еще одного апокрифа на кижский список Беседы отражает вопрос № 82: «Кто отца убив и на матери женился?», который входит в блок вопросов об Иуде, предателе Христа (№77–82). Источником этого вопроса является апокрифическое Сказание Иеронима об Иуде Предателе, входящее вместе с Повестью о папе Григории и Повестью об Андрее Критском в группу повестей о кровосмесителях. Объединяет эти произведения эдипов сюжет, приписывающий главному герою биографию греческого царя Эдипа, которому суждено было убить своего отца и жениться на матери. [20] Сказание Иеронима об Иуде Предателе также встречается в тех же рукописных сборниках, что и Беседа. О таком соседстве может свидетельствовать, например, сборник 1839 года – ИРЛИ, собрание отдельных поступлений, опись 24, №58.
В самом конце кижского списка Беседы, после сказания о рукописании Адама содержится указание: «Выписано из древних и рукописных Страстей Христовых харатейных». Страсти Христовы – еще один популярный на Руси апокриф, повествующий о последних днях Иисуса Христа (излагаются события от Лазаревой субботы до Пасхи, с описанием изведения праведных из ада). Произведение состоит обычно из 32 глав, где в качестве заключительной главы выступает «Сказание Иеронима об Иуде Предателе». [21] Ссылка на Страсти Христовы в кижском списке является ложной. Апокриф этот не содержит ни рукописания Адамова, ни самой Беседы. В поздних старообрядческих рукописях достаточно часто встречаются такие ложные ссылки на различные авторитетные источники. [22]
Еще с одним литературным источником связан 55–й вопрос кижской Беседы: «Что суть: единаго искахом, а три обретохом, а истиннаго не познахом, но показа нам мертвая девица. Ответ: Егда благоверный царь Константин и царица Елена восхотеша любовию своею взыскати крест Господень, и обретоша три креста, и не познаша, который крест Господень. Егда же принесоша мертвую девицу и положиша оныя кресты на ню, от двух крестов не бысть знамения, от Господня же креста бысть велие и неизреченное чюдо: положиша крест Господень, тогда девица оживе. И прославиша Бога о познании креста Христова». Этот вопрос восходит к житийным сказаниям о равноапостольных Константине и Елене, которые обрели в IV в. крест Христов. Согласно Житию Константина и Елены в редакции святителя Димитрия Ростовского (21 мая) [23] и его же «Сказанию о Воздвижении честнаго и животворящего креста Господня» (14 сентября), [24] крест возлагали на «мертвеца», а не на «девицу». Правда, святитель в примечании к этому месту упоминает о существовании нескольких вариантов возложения креста: на мертвую вдову, на больную вдову, на больную вдову и мертвеца, на мертвую девицу. [25] В Летописце Еллинском и Римском (XV в.), в статье «О Елене царици, како ходи в Иерусалим на възыскание честнаго креста», говорится о том, что крест возлагали на только что умершую «жену некую». [26] В кижском же списке, напомним, речь идет о «девице». Такой вариант сюжета известен по статье Пролога «Воздвижение честнаго и животворящего креста Господня» (14 сентября): «…изнесоша девицу некую мертву. Тогда Макарий патриарх повеле носящым ю стати, и полагаше кресты по единому. Егда же положиша Христов крест, абие оживе и воста девица мертвая, силою божественнаго креста Господня». [27] Та же версия содержится и в древнерусской Палее, в апокрифической статье о рае, где тоже говорится о воскресшей мертвой девице. [28] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С ветхозаветным преданием связан и вопрос №64 кижского списка: «Кому посла Бог первую грамоту на землю? Ответ: Сифу, сыну Адамову, котораго по повелению Божию ангел святый взят на высоту небесную и показа ему движение планет небесных, звездное украшение и течение солнца и луны, и научи того грамоте, и писать, и всякой премудрости». Традиционно в апокрифической литературе восхищается на небеса и познает тайны мироздания праведник Енох. Об этом повествует славянский вариант Книги Еноха. [29] Однако и Сифу древнейшие сказания приписывают знания астрономии и изобретение письменности. В апокрифе из древнерусской Палеи сообщается, что Сифу «вдана бысть еврейская письмена», от чего «нача быти грамота». [30] В Летописце Еллинском и Римском говорится только, что Сиф «сотвори имена звездам всем», «и о дву светилнику указа, и грамоту жидовскую». [31] Близкий кижскому списку вариант сюжета содержится в «Синопсисе» Димитрия Ростовского. Когда Сифу исполнилось 40 лет, как сообщается здесь, он был восхищен ангелом на высоту и научен знанию многих тайн Божиих. На небесах Сиф увидел солнце, луну, звезды, уразумел неведомое, а через 40 дней вернулся домой и поведал обо всем родным. По возвращении он изобрел еврейские письмена, и началось звездочетное и книжное учение. Приводя эти сведения, святитель Димитрий ссылается на хронограф греческого историка Георгия Кедрина. [32]
Мы рассмотрели некоторые литературные и фольклорные параллели к вопросам и ответам кижского списка Беседы. Обилие этих параллелей позволяет охарактеризовать Беседу как своеобразную «библейскую энциклопедию» или, точнее, «народную Библию» русского средневековья.
Кижский список Беседы публикуется с заменой некоторых устаревших букв. Эта замена произведена следующим образом: «ять» = е, «юс малый» = я, «юс большой» = у, «оу» = у, i = и; «ъ» на конце слова опускается, а в середине слова сохраняется. Знаки препинания расставляются в соответствии с современными правилами. Титла раскрываются; выносные буквы, а также приписанные позже слова вносятся в строку. Буквенное обозначение чисел передается арабскими цифрами. Исправленные чтения выделяются курсивом, исправления оговариваются в примечаниях. Номера вопросов проставлены нами (для удобства их анализа в статье), в рукописи их нет.
// (л.1) Краткия вопросы и ответы, избранные от Святаго Писания
1. Вопрос: Что суть у Спасителя нашего Бога 9 чинов на венце?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: То есть: 1.Престоли, 2.Господьствия, 3.Начала, 4.Власти, 5.Силы, 6.Херувими, 7.Серафими, 8.Архангели, 9.Анггели.
2.Вопрос: Что суть // (л.1об.) у Спасителя нашего Бога на венце Его между чинами надпись словами «От О Н»?
Ответ: То есть [33] : «От» – От небес прииде во своя, и свои Его не познаша; «О» – Они же Его не прияша; «Н» – На кресте Его распяша – то есть жидове.
3.Вопрос: Что суть десятаго чина несть?
Ответ: Отпаде Са// (л.2)танаил, за гордость свержен бысть с престола и наречеся Сатана.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
4.Вопрос: Чем отпадшее место наполнитися имать?
Ответ: Праведными душами, от века сего угодившими Богу.
5.Вопрос: Что суть у Богородицы надпись словами «МРФУ»?
Ответ: То есть: «М» – Мария, «Р» // (л.2об.) – родив, «Ф» – фарисеям, «У» – учителя.
6.Вопрос: Что суть у Богородицы на главе ея три звезды?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: То есть [34] первое: прежде рожества Дева, второе: в рожестве Дева, третие: и по рожестве паки пребывает Девою.
7.Вопрос: Что суть высота небесная, широта земная, глубина морская?
Ответ: // (л.3) Высота небесная – Отец, широта земная – Сын, глубина морская – Дух Святый.
8.Вопрос: Что суть рози на земли?
Ответ: То есть четыре евангелиста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
9.Вопрос: Что суть восточнии высокопарнии орли едино яйце сънесли?
Ответ: То есть четыре евангелиста святое евангелие написаша и святей Церкви предаша // (л.3об.) верующим во Христа Бога нашего.
10.Вопрос: Кого Бог нарече перваго на земли?
Ответ: Денницу, иже свержен бысть за гордость свою за четыре дни создания Адамова.
11.Вопрос: Что суть: «Премудрость созда себе храм»?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Премудрость – Христос, Сын Божий, а Храм – Пресвятая Богородица.
12.Вопрос: Что // (л.4) суть «утверди столп седмь»?
Ответ: То есть седмь святых отец вселенския соборы.
13.Вопрос: Что суть святое Евангелие?
Ответ: Христос, истинный Бог наш.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
14.Вопрос: Что суть Престол в Церкви Святей?
Ответ: То есть гроб Господень.
15.Вопрос: Что суть в церкви Царския врата?
Ответ: То есть предверие гроба Господня.
16.Вопрос: // (л.4об.) Что суть завеса у Царских врат?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Ризы Пресвятыя Богородицы.
17.Вопрос: Что суть Жертвенник?
Ответ: То есть ясли Господни.
18.Вопрос: Что суть Агнец на блюде?
Ответ: То есть Младенец в яслех.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
19.Вопрос: Что суть аббон в церкви против Царских врат?
Ответ: То есть камень гроба Господня.
20.Вопрос: Что суть диакон на аббоне // (л.5) ектению провозглашает?
Ответ: Тогда проповедает ангел Господень о вопрошении слове Божии.
21.Вопрос: Что суть священник в церкви?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: То есть апостол Мелхиседек и служитель престолу Христову и святым тайнам Его.
22.Вопрос: Что суть скуфия священническая?
Ответ: То есть терновый венец. // (л.5об.)
23.Вопрос: Что суть у скуфии четыре клина?
Ответ: То есть четыре Евангелиста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
24.Вопрос: Кто восхищен бысть до третияго небесе?
Ответ: Святый апостол Павел.
25.Вопрос: Чего у Бога несть?
Ответ: То несть неправды в Нем.
26.Вопрос: Кто нерожден умре, а рожден не умре, и в столп слан претво// (л.6)рися, а не растле?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Адам нерожден умре, а рожден не умре – Илия и Енох, а в столп слан претворися Лотова жена за ослушание слова Господня, и стояти будет до втораго и страшнаго пришествия Христова.
27.Вопрос: Кто бысть первый пророк на земли?
Ответ: Адам, егда сотворен // (л.6 об.) бысть от Бога. По сотворении его вложи в него Бог сон тяжек вельми, и по сне том вопроси его Гоподь двоекратно: «Адаме, Адаме, что видел еси во сне?». Он же рече: «Видел еси, Господи, Петра апостола в Риме распята, а Павла апостола в Дамасце усечена мечем. А Тебе, Господи, видел во Иерусалиме // (л.7) над моим лбом распята». И тако сбысться пророчество Адамово.
28.Вопрос: Кто сниде в рай прежде Христа?
Ответ: Благоразумный разбойник, иже при кресте Господни был распят.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
29.Вопрос: От коликих частей сотвори Бог перваго человека Адама?
Ответ: От осми творе// (л.7об.)ний: 1 – от земли; 2 – от моря; 3 – от каменя; 4 – от огня; 5 – от солнца; 6 – от облак; 7 – от ветра; 8 – от Святаго Духа. Толкование: тело – от земли, кровь – от воды, кости – от камени, теплота – от огня, очи – от солнца, мысль – от облака, дыхание – от ветра, душа – от Святаго Духа.
30.Вопрос: Много ли со// (л.8)ставов в человеке?
Ответ: Двести сорок шесть.
31.Вопрос: Много ли жил в человеке?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Триста шестьдесять пять.
32.Вопрос: Много ли зубов в человеке?
Ответ: Тридесять два.
33.Вопрос: Како сотвори Бог Адама?
Ответ: 1 – рукама сотворил его Бог, 2 – дух вложи // (л.8об.) в него, 3 – слово дарова ему, 4 – ради его рай прекрасный насади на востоце, 5 – жену ему, Евву, помощницу созда, 6 – самовластием почте его, 7 – царем его именова.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
34.Вопрос: Много ли Адам время пребысть в раю?
Ответ: От шестаго // (л.9) часа и до девятаго.
35.Вопрос: По изгнании из рая, где Адам жилище имел?
Ответ: В земли Мадиамстей, идеже повеле ему Господь трудитися, от поту лица своего снести хлеб свой, а жене его, Евве, рече, яко в печалех родити чада своя, и тако дод// (л.9об.)несь пребывает в мире.
36.Вопрос: Кто состаревъся в матерь свою вшед?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Адам от земли сотворен и в землю пошел. И потому земля – мати, а Адам – сын ея.
37.Вопрос: Сколько лет Адам жил на земли?
Ответ: Девятьсот триде// (л.10)сять лет. Тогда и умре, и погребен во Иеросалиме.
38.Вопрос: Кто бысть первый мертвец на земли?
Ответ: Авель, сын Адамов, которой убиен бысть от брата своего Каина зависти ради.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
39.Вопрос: Кто дважды смерть вкуси?
Ответ: Лаза// (л.10об.)рь четверодневный – его воскреси Господь от мертвых на уверение своему воскресению уже четверодневна суща лежаща во гробе, и по востании [35] своем поживе во острове Кипрском, и там паки вторицею умре.
40.Вопрос: Что суть: твой отец мне // (л.11) отец, тебе дед, а мне муж. Ты же мне брат, а я тебе мать?
Ответ: Лот праведный, живый в Содоме и Гоморе, а не прикоснуся к беззаконию их, а однако же, когда изведен бысть из Содома со дщерми своими, тогда от них упоен бысть хмелным квасо// (л.11об.)м. И падоша с ним блудно, и быша ему в жены. Егда же родиша себе детей, тогда же быша детем по отце сестре, а по смешению и по рождению чад своих матери быша им.
41.Вопрос: Что есть: водян замок, древян ключь, заяц убеже, а // (л.12) ловец утопе?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Водян замок – чермное море, древян ключь – жезл Моисеев, заяц убеже – Моисей с людьми израильскими, а ловец – гонимый за ним фараон со всем воинством своим утопе.
42.Вопрос: Что суть четыре вещи содержат мя пе// (л.12об.)чалию века сего суетнаго?
Ответ: 1 – яко имам умрети, 2 – не вем когда, 3 – каково разлучение будет души от тела, 4 – не вем, тамо где обрящуся.
43.Вопрос: Кто поп непоставлен, а диакон – отметник, а певец – блудник?
Ответ: Поп // (л. 13) непоставлен – Иоанн Предтеча, иже Христа крести во Иордане, а диакон отметник – Петр апостол, егда во время страсти Христовой три краты отвержеся Христа, и паки покаяся, и прият бысть, а певец блудник – царь Давид, иже ради жены Иурию убити // (л.13об.) сотвори.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
44.Вопрос: Стоит град на пути, а пути к нему нет, идет посол нем, несет грамоту ненаписану, дает читать безграмотному.
Ответ: Град есть Ноев ковчег плавал по водам потопным, а посол нем – то есть чистая го// (л.14)лубица, а грамота неписана – масличный сучец, и принесе к Ною в ковчег, а безграмотный – Ной праведный.
45.Вопрос: Где тот ныне Ноев ковчег?
Ответ: На горах Араратских.
46.Вопрос: Что суть: жив гроб хождаше, а в нем мертвец пояше?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Жив // (л.14об.) гроб – в мори кит рыба, а в нем мертвец был Иона пророк, три дни и три нощи Богу моляся.
47.Вопрос: Что есть море на пяти столпех? Царь рече: «Сие море – потеха моя». А царица рече: «Сие море – погибель моя».
Ответ: Море толкуется – чаша с вином, а пять столпов – пять пер// (л.15)стов держат чашу. Царь же есть тело, а царица – душа. Тело убо утешается, а душа трепещет.
48.Вопрос: Когда весь мир возрадовася?
Ответ: Тогда, когда Ной из ковчега изшел.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
49.Вопрос: Коликих лакот Ноев ковчег сотворен бысть?
Ответ: Триста лакот в // (л.15об.) длину, двести лакот в ширину, тридесять – в высоту.
50.Вопрос: Кто научи кланятися на восток?
Ответ: Моисей пророк и боговидец на горе Синайстей.
51.Вопрос: Кто протолковал о Святей Троице?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Святый апостол Иоан Богослов.
52.Вопрос: Который святый непогре// (л.16)бен есть?
Ответ: Святый апостол Иоанн Богослов.
53.Вопрос: Кто пядию землю измеривый, а дланию небеса покры?
Ответ: Святый Иоанн Предтеча, положивый руку наверх Господень, крестивыи во Иордане.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
54.Вопрос: Кто есть еще во чреве матерни Богу поклонил// (л.16об.)ся?
Ответ: Святый Иоанн Предтеча, когда во чреве матерни взыграся и поклонися Богу. И рече Елисаветь: «Се прииде мати Господа моего ко мне».
55.Вопрос: Что суть единаго искахом, а три обретохом, а истиннаго не познахом, но показа нам мертвая // (л.17) девица.
Ответ: Егда благоверный царь Константин и царица Елена восхотеша любовию своею взыскати крест Господень, и обретоша три креста, и не познаша, который крест Господень. Егда же принесоша мертвую девицу и положиша оныя кресты на ню, от двух кресто// (л.17об.)в не бысть знамения, от Господня же креста бысть велие и неизреченное чюдо: положиша крест Господень, тогда девица оживе. И прославиша Бога о познании креста Христова.
56.Вопрос: Некий человек имел у себя едину жену, двадесять дщерей, 150 сынов, и притом же имел у се// (л.18)бя горнее место. Из того же места изтекали два источника. Теми источниками очищал грехи своя.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: То есть царь Давид: имел у себя един псалтырь, двадесять дщерей, то есть 20 кафизм, 150 сынов – 150 псалмов, горнее место // (л.18об.) – глава его, два [36] источника – то есть очи его, ис которых текли слезы, которыми очищал грехи своя.
57.Вопрос: Что есть тайна сия?
Ответ: Словеса сия – печать дара Духа Святаго.
58.Вопрос: Видех жену, висящу посреди моря, и змия, лежаща при ногу ея. Егда хоще// (л.19)т родити отроча, а змий пожираше и.
Ответ: Жена, висящая при мори, – церковь, а море есть мир, а змий – диавол есть. Егда хотяше вернии спастися и приходят в церковь стояще, а диавол возбраняше им и превращает их в путь погибельный.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
59.Вопрос: Что суть че// (л.19об.)тыре гоголя на земли?
Ответ: Восток, юг, запад, север.
60.Вопрос: Кто бежит, а кто гонит?
Ответ: День бежитъ [37] , а нощь гонит.
61.Вопрос: Кои два соперника на земли между собою безпрестанно борются?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: День с нощию, а живот со смертию. // (л.20)
62.Вопрос: Что суть: два стоят, а два идут и два минуются?
Ответ: Два стоят – небо и земля, а два идут – солнце и луна, два минуются – день и нощь, а все суда Божия ожидают.
63.Вопрос: Кто суть по обетованию рожденный?
Ответ: Сиф, Енох, // (л.20об.) Исаак, Сампсон, Самуил пророк, Иоанн Предтеча и Пресвятая Богородица, Исус Христос Бог наш.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
64.Вопрос: Кому послах Бог первую грамоту на землю?
Ответ: Сифу, сыну Адамову, котораго по повелению Божию анггел святый взят на высоту небесную и пока// (л.21)за ему движение планет небесных, звездное украшение и течение солнца и луны, и научи того грамоте, и писать, и всякой премудрости.
65.Вопрос: Что суть: роди мя отец, а аз родих жену, а жена моя роди себе дети, отцу моему матерь?
Ответ: Бог со// (л.21об.)зда Адама, и вынув из него ребро, и созда ему жену Евву, от нея же родишася мнози языцы, из них же возсия Пресвятая Богородица, матерь Христу Богу нашему.
66.Вопрос: Кто есть на земли иерей–царь?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Иерей – царь Иеросалимский. // (л.22)
67.Вопрос: Который пророк неродивыйся, а Господа виде?
Ответ: Исайя пророк еще во чреве матерни виде Господа.
68.Вопрос: Что есть невозможно на земли три вещи минути?
Ответ: Старости не убежати, младости не достигну // (л.22об.)ти, смерти не избыти.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
69.Вопрос: Приидоша два праведника ко грешнику просити милостыни. Он же даде им более Царства небеснаго.
Ответ: Два праведника – Иосиф и Никодим – просиша тело Господа нашего Исуса Христа сняти // (л.23) со креста к Понтийскому Пилату.
70.Вопрос: Прииде богатый к нищему, прося милостыни, он же и не хотя даде ему?
Ответ: Богатый – Христос Бог наш – прииде на Иордан ко Иоанну, требуя крещения. Он же отрицашеся, но обаче крести.
71.Вопрос: Что // (л.23об.) есть у Бога без меры, и что в меру?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Милость Божия – без меры, а казнь – в меру.
72.Вопрос: Что есть на земли всех честнея?
Ответ: Христово Рождество, яко человек человеком родился плотию.
73.Вопрос: Что есть на земли // (л.24) сквернее?
Ответ: Христа Бога нашего страдание, смерть и погребение.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
74.Вопрос: Что есть от века сего вечнейшее?
Ответ: Христово крещение, яко от Отца с небесе гласом свидетельствовано о Христе Исусе, и Дух Святый сниде.
75.Вопрос: // (л.24об.) Кто крестил Пресвятую Богородицу?
Ответ: Кто? Святый апостол и евангелист Иоанн Богослов.
76.Вопрос: Кто апостола Петра крести?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Господь с четырмя анггелома.
77.Вопрос: На колицех сребренницех продаде Июда Господа нашего // (л.25) Исуса Христа?
Ответ: На тридесятих сребренницех.
78.Вопрос: В каждом сребреннице колико литр?
Ответ: Дванадесять литр.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
79.Вопрос: Что одна литра стоит?
Ответ: Шестьдесят рублей.
80.Вопрос: В тридесятих среб// (л.25 об.)ренницех много ли всех литр?
Ответ: Сто шестьдесять осмь литр.
81.Вопрос: Сколко во всех литрах состоитъ [38] рублей?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Сто пятьдесят осмь тысячь рублей.
82.Вопрос: Кто отца убив и на матери женился? // (л.26)
Ответ: Июда Искариотский.
83.Вопрос: Что суть: стоит древо, имея на себе красныя цветы, а под древом стоит корыто, на древе же сидит птица и щиплет со древа красныя цветы и мечет в корыто. Корыто убо цветов // (л. 26 об.) не наполняется, красныя цветы со древа не умаляются?
Ответ: Древо глаголется век жития человеческаго, а красныя цветы – человецы. Корыто же – земля, а птица – елико бо человек смертию умирает, толико Божиим повелением родится, а до втораго пришес// (л.27)твия Христова земля не наполнится. Земли же рождение – человецы – не умаляются.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
84.Вопрос: Бысть, рече, некий град, украшен зело всякою предивною добротою. В нем бо царь и с царицею живяше, имеющи у себя слуги и вельможи. И прииде // (л.27об.) к царю гордый и высокоумный вельможа, слуг всех разогна, а царя с престола съверже, токмо остави едину царицу, аки твердо заклепанную голубицу.
Ответ: Град убо есть мир сей, царь же – человек, а царица – душа, слуги – руце и нозе, а гордый вель// (л.28)можа – хмелное питие. Егда человек много упиется, тогда всех чювств лишается и падает, но токмо ради души своея едва жив есть.
85.Вопрос: Что есть: посеченный несекомаго пресяче?
Ответ: Жезл Моисеов посечен бе от корени древа, а // (л.28об.) несекомое – Чермное море. И когда Моисей простре руку на море, и удари по водам, и раздели Чермное море сюду и сюду.
86.Вопрос: Что есть два мелющии жерновы: един подъемлется, а другий оставляется?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: Жерновы есть мир, мелющия // (л.29) – душа и тело: душа подъемлется, а тело оставляется.
Вопросы ндравоучителные
87.Вопрос: Что есть живый мертваго биет, а мертвый [39] кричит, и на крик много людей стекаются, и спасение получают?
Ответ: Живый есть поно// (л.29об.)марь в церкви, мертвый же есть колокол. Егда же начнет в него бити, он начнет звонити. Людие же гул его слышаще, и к церкви идуще Богу молитися.
88.Вопрос: Что есть: я не знаю, из чего раждаюсь, и в силу прихожу, и всех в смятение // (л.30) привожу, со всеми смело сражаюсь, клоню, срываю, и ломаю, и вънезапу вся силы гублю, и сам не знаю, где деваюсь?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: То есть ветр.
89.Вопрос: Какая мати дети своя сосет?
Ответ: Мати есть море, а дети ея – ре// (л.30об.)ки, яже в море текут.
90.Вопрос: Что есть: не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдет?
Ответ: То есть нощь.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
91.Вопрос: Есть на свете птица мала возрастом: глас имеет тонок, а нос – долок, криле – тонки, а ноги // (л.31) – долги; от которой князи и боляре в полатах укрываются, а простые людие с нею борются. Кто птицу убиет, тот свою кровь пролиет.
Ответ: То есть комар.
92.Вопрос: Есть на свете ни зверь, ни птица, а // (л.31об.) крыле имеет. И когда она летает, и кто ей попадется, всякого умерщвляет. И везде она ложится и садится, токмо камени боится – на него не садится.
Ответ: То есть аспид.
93.Вопрос: Что есть: вокруг // (л.32) тына [40] золота грива?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ответ: То есть хмель.
94. Святый апостол Варфоломей вопроси святаго апостола Андрея Первозваннаго, како и киим образом праотец наш Каин родися, и како рукописание прадед на// (л.32об.)ш Адам даде диаволу?
Ответ: Прадед наш Каин сквернав родися. Глава на нем, яко и на протчих человецех, на персех и на челе его дванадесять глав змииных име. Егда же Евва сос// (л.33)цы своими питаше, тогда змиевы главы чрево ея терзаху, и от [41] того терзания и лютаго мучения прабаба наша Евва окрастовела. И виде Адам жену свою страждущу вельми, скорбяше о ней. И прииде к // (л.33об.) нему диавол во образе человека и глагола ему: «Что ми даси? И исцелю сына твоего Каина и жену твою Евву, от таковаго [42] мучительства свобожду». И глагола Адам ему: «Да что ти дам?» И рече диавол: «Даси на ся // (л.34) рукописание». И рече ему Адам: «Каковое дам ти рукописание?» И глагола ему диавол: «Заколи козлища и назнаменуй на камени, еже дам ти, и рцы сице: живыи Богу, а мертвыя тебе». И сотвори Ада// (л.34об.)м, якоже повеле ему диавол, и принесе ему плиту велию каменну. И закла Адам козлища, и источи кровъ в сосуд, и омочи обе руце свои в крови той, и положи руце свои на плите той бела// (л.35)го камня. Изообразишася руце Адамовы на плите той. И прииде диавол к Каину, и оборва дванадесять глав змииных, и положи их на камень и на рукописание то, и въверже оную еже бо во Иордан // (л.35об.) реку. И заповеда диавол главам змиевым стрещи то рукописание. И бе хранимо теми главами до пришествия Господа нашего Исуса Христа. И егда прииде на Иордан ко Иоанну креститися, нашего ра// (л.36)ди спасения, тогда змиевы главы сташа в струях Иорданских противу Господа. И ту сокруши змиевы главы в воде. И виде диявол главы змиевы сокрушены. Тогда възя диавол и останок того ру// (л.36об.)кописания и вънесе во ад, иже бы заключени быша святыя. Егда же Господь наш Исус Христос воскрес из мертвых, тогда и останок того рукописания Адамова растерза и заглади, и диавола свя// (л.37)за, а души святых из ада съвободи и в первую породу въведе к своему Отцу и к своему хотению.
Выписано из древних и рукописных Страстей Христовых харатейных. Аминь.
- [1] Общий обзор коллекции см. в: Шилов Н.И. Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея–заповедника «Кижи» // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения–95»: сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С.310–317.
- [2] См.: Воробьева С.В., Пигин А.В., Шилов Н.И. Рукописные заговоры–молитвы из библиотеки заонежских крестьян Корниловых // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков. М., 2002. С.233–240 (на с.241–249 публикация текстов, подготовленная А.В.Пигиным); Харебова Л.С. «Сокровенные» знания в рукописях из коллекции крестьян Корниловых // Кижский вестник. Петрозаводск, 2005. Вып. 10. С.149–156; Быкова В.М. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея–заповедника «Кижи» // Там же. С.157–160; Пигин А.В. Потаённое знание заонежских крестьян Корниловых // Живая старина. 2006. №1. С.42–46.
- [3] См., например: Пигин А.В. Рукописные и старопечатные книги Государственной публичной библиотеки Карелии // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т.48. С.391–392; Пинежская книжно–рукописная традиция XVI – начала XX вв.: опыт исследования, источники. СПб., 2003. Т.1: Савельева Н.В. Очерк истории формирования пинежской книжно–рукописной традиции. Описание рукописных источников. С.425–426.
- [4] См.: Мочульский В.Н. Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893. С.170–172.
- [5] См.: Мильков В.В., Смольникова Л.Н. Апокрифическая «Беседа трех святителей» в Древней Руси и ее идейно–мировоззренческое содержание // Общественная мысль: исследования и публикации. М., 1993. Вып.3. С.149–164.
- [6] Арциховский А.В., Тихомиров М.Н. Новгородские грамоты на бересте. М., 1953. С.43.
- [7] Основную библиографию см. в: Лурье Я.С. Беседа трех святителей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып.2, ч.1. С.89–93; Бучилина Е.А. Апокриф «Беседа трех святителей» как памятник средневековой русской литературы // Автореферат дисс. … канд. филол. наук. М., 1994.
- [8] См.: Мочульский В.Н Следы народной Библии… С.170–172.
- [9] Садовников Д. Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. СПб., 1876.
- [10] Там же. С.270–271.
- [11] Там же. С.271.
- [12] См.: Древнерусская притча / Сост. Н.И.Прокофьева, Л.И.Алехиной. М., 1991. С. 394–395, 492–493.
- [13] Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга 1. М., 1988. С. 474, 481.
- [14] Ср.: «Сказание, како сотвори Бог Адама» // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С.148–153.
- [15] См.: Журавель О.Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996. С.89.
- [16] Там же. С.89–90.
- [17] Там же. С.90.
- [18] См.: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С.41.
- [19] См.: «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и комментарии О.В.Беловой. М., 2004. С.254.
- [20] См.: Климова М.Н. Сказание Иеронима о Иуде Предателе // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып.2, ч.2. С.345–347.
- [21] См.: Савельева О.А. Апокрифическая повесть «Страсти Христовы»: некоторые вопросы структуры и поэтики // Евангельский текст в русской литературе XVIII‑XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. С.76–83.
- [22] См., например: Пигин А.В. Литературная история Повести о видении Антония Галичанина // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2001. Т.52. С.251–252.
- [23] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих–миней св. Димитрия Ростовского. М., 1908. Кн.9: Май. С.628.
- [24] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих–миней св. Димитрия Ростовского. М., 1903. Кн.1: Сентябрь. С.292.
- [25] Там же.
- [26] Летописец Еллинский и Римский. СПб., 1999. Т.1. С.298.
- [27] Пролог на сентябрь–ноябрь. М., 1696. Л.52–55.
- [28] См.: Порфирьев И.Я. Указ. соч. С.90.
- [29] О книге Еноха: Мещерский Н.А. Следы памятников Кумрана в старославянской и древнерусской литературе (к изучению славянских версий книги Еноха) // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1963. Т.19. С.131–147.
- [30] Порфирьев И.Я. Указ. соч. С.106.
- [31] Летописец Еллинский и Римский. С.4.
- [32] Святитель Дмитрий Ростовский. Летопись. Синопсис. М., 1998. С.70–71.
- [33] В рукописи первоначально было написано «суть», затем исправлено.
- [34] В рукописи первоначально было написано «суть», затем исправлено.
- [35] Слова «и по востании» в рукописи написаны дважды.
- [36] Далее в рукописи ошибочно написано «и».
- [37] Исправлено, в рукописи «бежиъ».
- [38] Исправлено, в рукописи написано «состоиъ».
- [39] Исправлено, в рукописи «мертый».
- [40] Исправлено по изданию: Садовников Д. Загадки русского народа… С.100. В рукописи «ты».
- [41] Исправлено, в рукописи «о».
- [42] Исправлено, в рукописи «я» (юс малый).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.