Наумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
История и современное состояние традиционного судоходства и судостроения Кижского архипелага
@kizhi
На острове Кижи с XV в. располагались деревни и церкви Спасо–Кижского погоста. До середины XX в. Кижи были незнакомы широкой общественности, но с созданием на острове Кижи вначале архитектурного заповедника, а в 1966 г. первого в Советском Союзе музея деревянного зодчества известность острова Кижи выросла до российского и мирового уровня. Основа музея – построенный в XVIII в. ансамбль из двух деревянных церквей и колокольни – считается вершиной народного деревянного зодчества Русского Севера, одним из первых в России в 1990 г. включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Всего в музее под открытым небом сохраняются более 80 памятников народного деревянного зодчества, в охранную зону музея входят около двух десятков ближних деревень и несколько часовен (рис. 1).
Но не только церкви и часовни в единстве с окружающими их деревнями и природой составляют славу этого островного района. В Кижских шхерах в разные исторические периоды насчитывалось от 50 до 100 деревень. Связь между островами и материком поддерживалась водным транспортом, поэтому жизненно необходимо было строить новые и ремонтировать рабочие суда. С приходом новгородских крестьян здесь возникла самобытная островная культура, развился центр земледелия и рыболовства, судостроения и судоходства. Во время становления Московского государства этот район стал пограничной периферией, что способствовало сохранению традиций новгородской духовной и материальной культуры, в том числе народного судостроения. Во второй половине XIX в. Кижский архипелаг назвали «Исландией русского эпоса» – здесь сохранились и впервые были записаны древние былины Киева и Великого Новгорода.
Особенностью музея является то, что он расположен на острове в группе больших и малых островов архипелага Кижские шхеры почти в центре Онежского озера. Местная островная культура с самого начала была связана с условиями проживания и ведения хозяйства – почти у каждого хозяина были лодки, поэтому важной составляющей деятельности местных крестьян всегда являлись судоходство и судостроение. Уже в XIX в. здесь был один из главных центров строительства лодок, а со второй половины XX в. он остался единственным на Онежском озере. С 1970–х гг. во всех районах Республики Карелия начинает звучать необычное название лодки – «кижанка», потому что строились они только в окрестностях о. Кижи. Лодки–«кижанки», которые сохранились здесь до XXI в., являются таким же достижением и символом острова Кижи, как сохранившийся ансамбль Кижского погоста и записанные здесь былины (рис. 2).
В красоте формы и линий обводов этой лодки заключена ее мореходность – надежность и грузоподъемность, остойчивость и скорость. Длина корпуса позволяет лодке не проваливаться между двумя волнами, а резать первую и третью волны носовым и кормовым штевнями. На промежуточной волне работает максимальный развал бортов в средне лодки – он улучшает остойчивость: чем больше груз – тем меньше раскачивается «кижанка», а корпус имеет необходимые размеры и надежность.
Традиционное судоходство и судостроение Кижских шхер
С конца I тысячелетия новой эры северные земли начали активно осваиваться и обживаться славянами. Воины и купцы, крестьяне и ремесленники – свободные и предприимчивые жители Новгородской республики, шли на своих судах рекой Волхов в Ладожское озеро, по реке Свирь поднимались в Онежское озеро, из которого водно–волоковые пути вели в бассейны Белого и Карского морей, на Волгу и за Урал. На протяжении тысячелетий здесь формировалась самобытная культура судостроения и судоходства, которая впитала в себя традиции местного финно–угорского и пришедшего славянского населения. Климат островов Кижского архипелага, закрытых от большого и холодного Онежского озера, более мягкий. Они относительно труднодоступны и потому более безопасны, защищены от грабительских набегов. Эти обстоятельства издревле привлекали сюда население.
Главные особенности Кижских шхер – наличие большого количества островов, на которых располагаются деревни и сельскохозяйственные угодья, и сравнительно небольшие глубины акватории, благодаря чему летом вода хорошо прогревается, создавая своеобразный микроклимат. На Большом Клименецком острове (длиной более 40 км) было более 40 деревень. Кроме него в архипелаг входят несколько крупных островов: с востока Южный Олений остров, с запада Большой и Малый Леликовский, Керк–остров и остров Кижи, на севере – Долгий, Волк, Еглов, Шуневский и много других мелких, каменистых и поросших лесом островов. Береговая линия материка и островов сильно изрезана заливами, самый большой из которых на севере шхер – Великая губа. Протяженность островного района с юга на север – от Гарницкого маяка, расположенного на скале у входа в шхеры, до причалов большого села Великая Губа на материке – более 50 км. С запада на восток – от материкового берега до маяка на мысе Лейнаволок – более 15 км. В конце XIX в. в Кижских шхерах насчитывалось около 1000 хозяйств, соответственно крестьянский флот состоял не менее чем из 500–700 лодок. Поэтому неудивительно, что именно здесь до XXI в. сохранился своеобразный тип традиционной онежской лодки – «кижанка».
Географическим центром архипелага является остров Кижи. С приходом новгородцев на острове возник и со временем развился православный духовный и административный центр большого Спасо–Кижского погоста, границы которого на западе в XVI–XVII вв. достигали окрестностей современного Петрозаводска. Первое изображение лодки в Кижских шхерах и церквей на о. Кижи появляется в конце XVIII в., в книге академика Н. Я. Озерецковского [1] . На первом плане гравюры, изображающей ансамбль церквей Кижского погоста, два крестьянина в лодке поднимают сети. Силуэт лодки, шитой из досок, не совпадает с внешним видом современных «кижанок», но и рисунок ансамбля не вполне соответствует в пропорциях и деталях архитектуре церквей (рис. 3).
Судоходство в Кижском архипелаге
Самыми главными промыслами с использованием судов были рыболовство, транспортировка людей и грузов, а также буксировка плотов с лесом по Онежскому озеру. Островное расположение Кижской волости и развитое судостроение предполагают многовековой опыт навигации местных жителей не только в акватории Кижских шхер, но и по всему Онежскому озеру. Кижские крестьяне ходили на лов рыбы к Пудожскому и Петрозаводскому берегам (50–60 км), к Вытегре и Вознесенью (около 100 км). На выгодные промыслы и перевозки кижане ходили на соймах и больших рыбацких лодках по реке Свирь в Ладожское озеро, до Санкт–Петербурга и далее по Неве в Финский залив Балтийского моря.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Многовековой опыт навигации жителей Кижских шхер способствовал обустройству проходов между островами в местной акватории. Древние фарватеры проходили по маршрутам самым коротким, безопасным и удобным для плавания на судах разных типов – «кижанках», «соймах», галиотах и других. До настоящего времени приметными ориентирами для местного судоходства являются еловые рощи, отдельные крупные деревья, а также часовни, которые ставились с учетом организации пространства, в том числе и для лучшей ориентации при движении по воде. Интересно, что у большинства из сохранившихся часовен сейчас стоят створные знаки, обозначающие фарватер для современных судов.
Главным «маяком» в кижских шхерах являлась Преображенская церковь на острове Кижи, которая ранее, в условиях лишенного леса ландшафта, среди полей и лугов, была видна на расстоянии 15–20 км. Ансамбль Кижского погоста, расположенный на разделении фарватеров, давал возможность ориентироваться почти в пределах всех кижских шхер. В настоящее время рядом с архитектурным ансамблем стоят створы, что подтверждает важность кижских церквей и часовен в навигации с древних времен.
Уже в середине XIX в. на Онежском озере началось использование пароходов для пассажирских и грузовых перевозок. С 1860–х гг. первые регулярные рейсы связали Петрозаводск с Санкт–Петербургом. С началом судоходства на Онежском озере и появлением регулярных рейсов из Петрозаводска в Заонежье сложный участок Кижских шхер потребовал проведения гидрографических работ с целью прокладки безопасных для судоходства фарватеров. Обслуживанием судоходства и навигационной обстановкой занимался Кижский техучасток.
В Кижских шхерах, как и во всех районах с развитым традиционным судоходством, бакенщиками и смотрителями маяков были местные жители из ближних к обслуживаемому участку деревень. Границы Кижского техучастка были от Гарницкого маяка до Великой Губы и от Клименецкого маяка до маяка на Лейнаволоке. Фарватеры на север и на юг от Кижских шхер обслуживали другие техучастки Онежского озера. Работу всех навигационных знаков обеспечивали смотрители трех маяков и 10–12 бакенщиков, которые на своем участке обслуживали также и створы.
Судостроение Кижских шхер в XIX в.
Формирование и развитие судостроительных традиций Кижского архипелага было обусловлено географическими особенностями района, его расположением на важных водных путях, хозяйственными потребностями жителей прибрежных деревень и стало результатом адаптации местного населения к природным и социально–экономическим условиям. В национальном архиве Республики Карелия сохранился важный документ XIX в. – «Сведенья о судах в Кижской волости в 1867 г.» [2] о 39 судах и лодках, находящихся в Кижской волости с указанием их размеров и грузоподъемности. Эти суда использовались крестьянами в коммерческих целях, общее же количество крестьянских лодок и сойм для собственных нужд и промыслов, находящихся в личных хозяйствах, в десятки раз превосходило официальную статистику.
Крестьянские суда на Онежском озере не были одинаковыми, так как традиции зависели от назначения судна и условий судоходства. В переписке за 1886 г. олонецкого губернатора с уездными исправниками по этой теме много интересного [3] . Например, имеется информация об онежских лодках, их размерах и предназначении [4] : 1. Малого размера – длина 3 сажени (6,4 м. – Здесь и далее прим, автора), употребляемая для ловли рыбы местными жителями. 2. Большого размера – длина 4,5 сажени (9,6 м), употребляемая для перевозки клади. 3. Полубарок – длина 3,5 сажени (7,5 м), употребляется для ловли рыбы крупными снастями и мерёжами.
Интересно, что в конце XIX в. для истории народного судостроения на Онежском озере самым известным центром лодкостроения было Заонежье: «Ежели же жителям требуется построить соймы или какие небольшие лодки, то для работы таковых нанимаются мастера преимущественно находящиеся в Толвуйской и Великогубской волостях Петрозаводского уезда...» [5] . Это сообщение подтверждает приоритет Кижских шхер в строительстве народного флота на Онежском озере.
В конце XIX в. В. Майнов сообщает о развитии народного судостроения: «Стали помаленьку и местные крестьяне строить морские суда на местную потребу, но грузов слишком еще мало, а потому и сама потребность в морских судах за недостатком спроса со стороны капиталистов не велика» [6] .
Традиционное судостроение в Кижских шхерах в XX в.
В начале XX в. в Заонежье для постройки сойм и более крупных коммерческих судов собирались артели крестьян–судостроителей, как и в других центрах развитого промыслового и торгового судоходства (Прибалтика, Поморье, Мариинская система, Поволжье и др.). В отчете Олонецкому губернскому статистическому комитету сообщается, что в 1901 г. в деревне Кургеницы Кижского общества Великогубской волости на берегу залива производилась постройка деревянной соймы длиной 13 метров водоизмещением до 40 тонн [7] . В 1905 г. в д. Усть–Яндома в Кижских шхерах строят большие лодки – «соймы», на которых отвозится скот на продажу в Петрозаводск, а обратно доставляется различный товар для деревень [8] . Лес для постройки заготовлялся из общего крестьянского надела. Постройка, вся оснастка и все приспособления к плаванию производились на месте, а железо, канаты, якоря и гвозди привозились из Санкт–Петербурга. В 1908 г. недалеко от д. Кургеницы в селении Ивес–Наволок производилась постройка большого судна для перевозок грузов в Онежском озере. Деревянная парусная баржа с паровой машиной длиной 23,5 м, шириной 7,6 м, вместимостью 83,8 тонны, ценой 1200 рублей строилась и оснащалась, включая установку двигателя и другие приспособления к плаванию, на берегу залива. Лес для постройки был выделен из общего надела, а железо, канаты, якоря и машина приобретены в Петербурге [9] .
Но основой народного судостроения в Заонежье и Кижской волости было индивидуальное строительство лодок, которое здесь было развито больше, чем в других волостях. В 1905 г. по Олонецкой губернии шитьем лодок занималось 156 кустарей в 38 волостях, в среднем один мастер шил до 5 лодок в год. В Заонежье и Кижских шхерах лодки шили 58 человек, причем один мастер делал в течение года 15 лодок, а иногда и 25 [10] .
Для внутреннего плаванья в Кижских шхерах строились лодки длиной до 6 метров, с выходом в открытое озеро на промыслы или в Петрозаводск – до 8 метров. Для рыболовного промысла и перевозки грузов – дальних плаваний по Онежскому озеру с выходом в Ладогу – строились лодки длиной до 9 метров с двумя мачтами. Потребности местного населения в лодках обеспечивали мастера–индивидуалы, работавшие по заказам. Многие крестьяне могли построить лодки для себя, но большинство заказывали лодки известным мастерам, что приносило хороший доход в хозяйство лодочника. Строителями сойм еще в XIX в. были Суриков и Якимов, продолжили традицию мастера П. Е. Рогачев из дер. Рогачево, крестьяне Егоровы из дер. Зубово, Киселевы в Подъельниках, Июдины на Волкострове, Н. М. Филин из д. Кургеницы.
В 1930–х гг. судостроительный потенциал Кижских шхер использовался в русле кооперации кустарного производства. Благодаря заказам рыбацких колхозов, Гослова, сплавной конторы и некоторых других государственных организаций возникали артели, которые брали подряды на строительство больших партий промысловых лодок, причем не только традиционных для Заонежья «кижанок». В 1930 г. была построена малая судостроительная мастерская на острове Еглов [11] , в которой можно было одновременно шить две лодки длиной более 6 метров. В 1931 г. в д. Пустой Берег артель из одиннадцати человек под руководством П. Г. Никитина подрядилась для Вознесенского пароходства за полгода сшить 60 лодок – «свирянок пашского типа» (р. Паша – приток реки Свирь) [12] . Это говорит о большом потенциале судостроения этой артели и всего района в целом.
Исследования показали, что в конце XIX–XX в. центр судостроения Кижской волости находился на острове Волкостров [13] и ближних к нему островах, на которых располагалось восемь деревень, объединившихся в начале 1930–х гг. в «Промколхоз». В 1932 г. на о. Волк начала работать колхозная судостроительная верфь, где строили не только лодки, но и мотоботы для рыбаков, ведущих промысловый лов рыбы на Онежском озере (рис. 4).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На Волкострове была построена лодочная мастерская площадью более 200 м2, в которой можно было строить одновременно 4 лодки длиной до восьми метров, в год – более сотни лодок. Рядом с мастерскими на берегу был стапель, где строили корпуса моторных ботов длиной до 16 метров. По специальному слипу суда спускали на воду и буксировали в Петрозаводск, где ставили двигатель, мачты с парусами и все судовые системы. Судоверфь «Промколхоза» на Волкострове обеспечивала работой более полусотни крестьян, продолжавших местные судостроительные традиции и в процессе работы личным примером обучавших учеников. Мастер Ф. М. Судьин (1908–1975 гг.) по общему мнению был лучший из лучших волкостровских мастеров, работал сам, учил других и руководил строительством.
Сразу после войны на верфи прошли школу обучения молодые судостроители – более 10 человек. Работая под руководством старых мастеров, они получили профессию и сохранили древнюю лодку–«кижанку» до наших дней. Много лодок шили по заказам П. Г. и Б. П. Никитины (д. Пустой Берег), П. Е. и М. П. Рогачевы, П. Г. и Б. П. Никитины, А. И. и Д. И. Степановы, В. Н. Бурков, И. В. Судьин. Известный на всю округу мастер–реставратор и лодочник И. Ф. Вересов из д. Еглово (1930–2002) сшил за свою жизнь более 200 лодок. Последний из учеников волкостровской верфи Н. В. Судьин (1932 г. р.) шил лодки только в учениках, но после выхода в 1992 г. на пенсию каждый год шил по одной–две лодки, последнюю восьмиметровую лодку для себя он сшил в 2008 г. (рис. 5).
Таким образом, в советское время до ликвидации колхозов в 1960–х гг. в Кижских шхерах существовал вполне дееспособный центр традиционного судостроения, обеспеченный постоянными государственными и частными заказами, надежным рынком сбыта, достаточной сырьевой базой и производственными мощностями. У каждого волкостровского мастера в доме имелась своя мастерская, а заказчики к лучшим из них выстраивались в очередь, поскольку имя мастера было гарантией для каждой построенной им лодки. В 1960–1970–е гг. в кижских деревнях почти в каждом доме была старая или новая лодка–«кижанка» и строился не один десяток лодок в год, которые покупали по всем берегам Онежского озера. К волкостровским лодочникам еще в 1970–е гг. приезжали заказчики не только из ближнего Заонежья, но и с Пудожского берега, а также из Вепсской волости. И сейчас на Волкострове в д. Посад еще есть мастера. Продолжает шить лодки ученик Вересова – Ф. Е. Лисицын (1950 г. р.), могут сделать лодку и братья Степановы (1950–60–х гг. рождения) – плотники, которые восстановили в Невском лесопарке под Санкт–Петербургом деревянную церковь Вытегорского погоста начала XVIII в., предшественницу церкви Преображения на о. Кижи.
Важно, что промышленное судостроение новейшего времени на Волкостровской верфи развивалось в русле государственной политики, основывалось на применении мастерами местных судостроительных традиций и продолжало их развитие в новых хозяйственно–экономических условиях. Мастера Волкостровской верфи – носители многовековой культуры судостроения – сохранили традиции местного судостроения, смогли передать свой опыт следующим поколениям и сохранить традиционную онежскую лодку с ее новым названием – «кижанка».
С исчезновением мастеров постепенно исчезают и изготавливавшиеся ими изделия, теряются не только старые знания, навыки, технологические приемы, но и морально–этические принципы традиционного ремесла. Имея в виду цель сохранения исторического ландшафта вокруг о. Кижи, необходимо учитывать, что, как и «фоновые» деревни, традиционные лодки на акватории Кижских шхер являются важными элементами визуального восприятия пейзажа и способствуют более полному погружению в историю.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Работа музея–заповедника «Кижи»
В 1999 г. музей–заповедник «Кижи», первым из музеев–заповедников России, начал систематическую работу по изучению и музеефикации народного судостроения и судоходства. Исследования показали, что в районе Кижских шхер Онежского озера исторически сложился крупный центр с развитыми традициями судостроения и судоходства. В 1999 г. в деревнях Кижских шхер было зафиксировано более 50 традиционных местных лодок – «кижанок» и выявлены работающие мастера, до конца XX в. здесь сохранилась историческая память о традициях и особенностях технологии и терминология судостроения.
С целью изучения и музеефикации исчезающего наследия народного лодкостроения музей–заповедник «Кижи» начал работу по изучению традиционного судостроения и судоходства в районах Республики Карелия и на сопредельных территориях России. В процессе работы возникли новые подходы к изучению традиционных лодок, организации экспозиции музея и популяризации народного судостроения и судоходства.
Были проведены экспедиции в районы Республики Карелия, в пограничные районы Архангельской и Ленинградской областей, в Вологодскую, Тверскую, Новгородскую и Псковскую области, продолжалось обследование деревень Кижских шхер и Заонежья. В 150 населенных пунктах по маршрутам 27 экспедиций проводились фотофиксация и обмеры традиционных лодок, велся поиск и опрос местных лодочников по разработанной анкете. Удалось зафиксировать более 2000 лодок и около 500 мастеров, из них более 130 работающих на момент опроса, беседы с мастерами и процессы строительства лодок были сняты на видеокамеру. Музейная коллекция лодок увеличилась на 20 единиц и составляет 25 традиционных народных лодок русских, карел и вепсов.
В архивных и других источниках шел поиск сведений по истории и современному состоянию традиционного судостроения и судоходства, производилась систематизация и анализ собранных материалов, изучался аналогичный опыт работы в России и за рубежом. Впервые в истории экспозиционной деятельности музея–заповедника «Кижи» были подготовлены предложения по методике изучения и музеефикации народного судостроения и судоходства. За время исследований были опубликованы: исторический очерк и ряд научных и научно–популярных статей в сборниках и материалах конференций по морскому наследию России [14] и в специальных журналах [15] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Инновационный проект «Кижанка – лодка острова Кижи. Возрождение»
Традиционное судостроение и его история являются частью истории отечественной народной культуры, но в отличие от деревянной архитектуры народное судостроение в нашей стране мало изучено и почти не представлено в музеях. До конца 1990–х гг. в экспозиции музея–заповедника «Кижи» только одна старая традиционная лодка–«кижанка» несколько раз выставлялась на берегу для оформления усадьбы кижского крестьянина.
С 1999 г. в главной экспозиции на острове Кижи организована постоянная выставка «Мастерская заонежского лодочника», на которой представлена традиционная лодка в процессе строительства и инструмент мастера. На берегу у дома крестьянина Ошевнева был воссоздан выставочный комплекс с лодкой–«кижанкой» и развешенными на просушку сетями, на сарае дома выставлена лодка с полным комплектом снаряжения (вёсла, паруса, руль, «оплотина»–балансир) (рис. 6).
Уже в самом начале работы стало ясно, что количество рабочих лодок в охранной зоне музея ежегодно уменьшается, поэтому музей стал не только изучать, но и поддерживать исчезающее традиционное судостроение Кижских шхер. В 1999 г. для сохранения традиций местного судостроения и судоходства и привлечения к этому местных жителей была проведена первая гонка традиционных лодок «Кижская регата» (рис. 7).
Главной задачей проекта «Кижанка – лодка острова Кижи. Возрождение» является сохранение лодки–«кижанки», популяризация и демонстрация ее в экспозиции музея. В 2008 г. в Плотницком центре музея «Кижи» потомственный кижский мастер С. Н. Филин из д. Кургеницы построил первую музейную лодку–«кижанку». Работа была продолжена – к 2015 г. сотрудники музея М. Теребов и Д. Мишин с А. Трегубовым построили три новые «кижанки», а С. Маттонен пополнил музейную коллекцию достоверной копией лодки в масштабе 1 : 7. С 2010 г. в доме Сергеева действует выставка «Мастерская лодочника», где выставлены лодки из фондов музея. В экспозиции музея в рамках программы «Ожившая экспозиция» мастер С. Давыдов делает лодки, им построены и спущены на воду три новые «кижанки», которые участвовали в конкурсе «Народная лодка» н гонках «Кижской регаты» (рис. 8).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2014 г. у дома Сергеева начал работу экспозиционно–выставочный комплекс «Кижская гавань», где впервые в музейной практике России выставлены «на плаву» две «кижанки» и сойма. Проходят экскурсии «Традиционное судостроение Кижских шхер» с элементами интерактивной демонстрации посетителям музея народного судоходства. Новые выставочные комплексы музея будут дополняться лодками народов Карелии.
Важным мероприятием для пропаганды традиционного судостроения и привлечения постоянного внимания к традиционным лодкам является ежегодный фестиваль «Кижская регата», который в 2016 г. прошел в семнадцатый раз. Основные участники «Кижской регаты» – это местные жители и работники музея «Кижи». Ежегодно в гонках участвуют от 30 до 40 лодок (рис. 9–10).
Главным событием и украшением гонок является участие лодок–«кижанок», среди которых разыгрывается главный приз, что стимулирует сохранение и ремонт старых лодок и строительство новых «кижанок». В гонках также участвуют традиционные лодки из других районов Карелии и регионов России, постоянными участниками гонок являются различные долблёнки, каноэ, чукотская байдара и архангельский берестяной каюк. Дальнейшее развитие фестиваля «Кижская регата» предполагает строительство новых лодок, проведение конкурсов и гонок в Кижских шхерах и выход праздника на международный уровень. В 2015 г. началась работа по программе «Молодежная Кижская регата».
Большое значение для актуализации традиций народного судостроения и судоходства имеет ежегодное проведение с 2008 г. на о. Кижи конкурса мастеров «Народная лодка». В первом конкурсе участвовали пять новых лодок–«кижанок», а всего за пять лет в конкурсе участвовали более 40 новых лодок из разных центров судостроения Карелии и четырех губерний Северо–Западного региона России и даже с Чукотки. С 2013 г. новая лодка–«кижанка» – победитель конкурса получает главный приз Главы Республики Карелия. Каждый год число «кижанок» увеличивается на одну–две лодки, за пять лет их было построено 10, к «Кижской регате» 2015 г. были построены еще пять «кижанок».
В г. Петрозаводске и на острове Кижи каждый год строятся и спускаются на воду традиционные «кижанки». Музей развивает сотрудничество с партнерами–судостроителями: работающими мастерами, Морским центром «Полярный Одиссей», Петрозаводским госуниверситетом и Морским центром «Ровесник» по строительству лодок и организации обучения деревянному судостроению в г. Петрозаводске. Одна из новых лодок–«кижанок» представлена в экспозиции Музея мирового океана в Калининграде, еще одна построена в Вологодской области известным череповецким мастером С. Токаревым. Поступают заказы на кижские лодки из других районов Карелии и даже из Подмосковья и Поволжья. Министерство экономического развития Республики Карелия в 2015 г. поддержало заявку Ассоциации лодочников Карелии на разработку проектной документации для серийного строительства лодок–«кижанок».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В современный период без поддержки государства и специализированных центров традиционное судостроение не сохранить. Одним из направлений в реализации проекта «Кижанка – лодка острова Кижи. Возрождение» является привлечение дополнительных финансовых средств, получение грантов от различных фондов и партнеров, включая инвесторов и местное сообщество.
Проводимая музеем работа позволит сохранить исчезающие традиции деревянного судостроения и судоходства, развить экспозиционный потенциал секторов музея, создать условия для развития историко–экологического водного туризма и новые рабочие места, что послужит социально–экономическому развитию территории охранной зоны музея–заповедника «Кижи».
Благодаря «Кижской регате» лодка–«кижанка» из седой древности вплыла в XXI в. и получила всероссийскую известность. Можно надеяться, что привлечение мастеров к строительству «кижанок» и создаваемая музеем–заповедником «Кижи» атмосфера внимания к традиционному судостроению будут и в дальнейшем способствовать сохранению этой уникальной лодки Онежского озера.
- [1] Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.
- [2] НАРК. Ф. 14. Оп. 2. Д. 1/10. Л. 23–24.
- [3] «...Жители занимаются постройкою озерных или мореходных судов, озерных лодок, полулодок, барок, полубарок, тихвинок и сойм». НАРК. Ф. 27. Оп. 2. Д. 11/159.
- [4] Там же.
- [5] Там же.
- [6] Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.
- [7] НАРК. Ф. 27. Оп. 2. Д. 19/290. Письма уездным исправникам Олонецкой губернии (№ 929–935).
- [8] Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1905. С. 38.
- [9] НАРК. Ф. 27. On. 1. Д. 44/3.
- [10] Кустарные промыслы... С. 35–36.
- [11] НАМЗК. № 3229–3231 (Наумов Ю. М. Экспедиционные записи бесед с жителями Заонежья. 1999–2008).
- [12] П. 1. Лодки должны быть изготовлены из саморослой кокоры, с отрезной кормой, высота 5 набоев, длина по верхней ватерлинии 5 м (общая более 6 м. – Ю. Н.), ширина 1,3 м, четырехвесельные с кормовой палубой и носовой скрепляющей полупалубкой (НАРК. № 1638. Оп. 2. Ф. 1/3. Л. 13).
- [13] НАМЗК. № 3229–3231.
- [14] Наумов Ю. М. «Кижанка» – лодка Онежского озера. Петрозаводск, 2011.184 с.; Наумов Ю. М., Орфинский В. П., Скворцов А. П. Традиционные лодки Сямозерья // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 461^96; Наумов Ю. М. История и современное состояние традиционного судостроения и судоходства Кижской волости // Кижский вестник. Петрозаводск, 2007. Вып. 11. С. 71–88; Он же. О мастерах плотниках и судостроителях Заонежья и карельского Поморья // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III Международной научной конференции «Рябининские чтения – 99»). Петрозаводск, 1999. С. 386–393; Он же. Традиционное судостроение Кижской волости – изучение и музеефикация // Актуальные проблемы развития музеев–заповедников. Тезисы докладов Всероссийской научно–практической конференции (Петрозаводск–Кижи, июнь 2006). Петрозаводск, 2006. С. 130–134; Он же. О центре традиционного судостроения в Кижской волости // Рябининские чтения–2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 90–92; Он же. Результаты экспедиций 2000–2009 гг. по изучению истории и современного состояния традиционного народного судостроения бывшей Олонецкой губернии // Полевые этнографические исследования: Материалы восьмых Санкт–Петербургских этнограф, чтений. СПб., 2009. С. 97–102; Он же. История и современное состояние традиционного судостроения и судоходства Кижской волости // Изучение памятников морской археологии. СПб., 2009. Вып. 6. С. 130–152; Он же. Лодка–кижанка // Кижский вестник. Петрозаводск, 2011. Вып. 13. С. 66–83; Он же. О результатах работы музея «Кижи» по изучению истории и современного состояния традиционного народного судостроения в 1999–2012 гг. // Сохранение морского наследия в музеях России. Калининград, 2012. С. 94–103; Naumov Juri. Results work of museum–reserve «Kizi» in study, musealisation and preservation of national shipbuilding and navigation // Yearbook Open Air Museums. Kumrovec, 2013. P. 236–273.
- [15] Наумов Ю. M: Карельские народные лодки // Катера и яхты. 2007. № 5 (209). С. 111–120; Он же. Домашние верфи Сегозерья // Катера и яхты. 2010. № 5 (227). С. 130–133.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.