Макарова А.П.
К вопросу о наименовании часовни из деревни Кавгора
@kizhi
Часовня из деревни Кавгора – одна из десяти часовен, находящихся на территории музея–заповедника «Кижи», и без преувеличения один из самых значительных безалтарных храмов на восточной периферии бывшей Новгородской земли [1] . В настоящее время она находится в северной части острова Кижи, на Няргиной горе, в экспозиционном секторе «Карелы–людики» (рис. 1). Неповторимая композиция и габариты – вот что выделяет ее из числа прочих. Аналогов ей нет. Объемная композиция часовни состоит из двух поставленных впритык прямоугольных в плане срубов. Восточный сруб – молельня, западный – более широкий и высокий: внутри он разделен двумя параллельными перерубами, которые выделяют сени с лестницей на колокольню, притвор в центре и придел в южной части (рис. 2). Высокий столпообразный восьмерик над западным срубом, несущий стройный шатер звонницы, в сочетании с висячим одномаршевым крыльцом придает сооружению необыкновенную монументальность и роднит его с Успенской церковью в Кондопоге [2] .
Урочище деревни Кавгора находится в Кондопожском районе Республики Карелия, в 19 км к юго–востоку от д. Тивдия, в районе северо–восточного побережья оз. Сандал (в 4 км от него), в этническом ареале карел–людиков. На месте поселения сейчас остаются лишь развалины нескольких домов, хотя не так давно оно было одним из самых крупных в приходе лычноостровской Петропавловской церкви. В период с 1782 по 1905 г. количество жителей изменялось совсем незначительно и в среднем составляло 157 человек обоих полов, а количество домов – от 23 до 26 [3] . Основным занятием местного населения было земледелие, совмещенное с рыбной ловлей и охотой. В Кавгоре имелись две водяные мельницы, кузница, из кустарных промыслов было представлено бондарное ремесло, плетение из лучины и бересты, сапожное и столярное ремесло [4] . Хозяйственно–экономические и административные преобразования XX в. не обошли стороной и эти места: коллективизация, укрупнение колхозов и дальнейшая их реорганизация в совхозы, политика ликвидации «неперспективных» деревень – все это привело к полному запустению и административному исчезновению поселения к середине 1970–х гг. [5] (рис. 3).
Часовня из Кавгоры стала экспонатом музея–заповедника «Кижи». Материалы по этому памятнику были впервые собраны и обработаны архитектором А. В. Ополовниковым в 1952 г. – ранее часовня оставалась неизвестной. «О ней не упоминалось не только в трудах исследователей искусства и народного зодчества Севера, но и в материалах, собранных в начале XX в. бывшей императорской Археологической комиссией» [6] . В 1960 г. кавгорская часовня была внесена в реестр памятников истории и культуры СССР [7] , а в 1961 г. перевезена на остров Кижи и отреставрирована. История ее непроста и оставляет некоторые вопросы. Первое, что остается неясным, – датировка памятника: специалисты едины во мнении, что строительство велось поэтапно и началось около середины XVIII в. с возведения одной клети, в дальнейшем часовня перестраивалась, но каким образом и когда это происходило – дискуссионный вопрос [8] . Вторая неясность – это посвящение часовни: в документе, регламентирующем постановку на государственную охрану, памятник определен как «часовня (деревянная) XVII в. (село Кавгора)». В музейную коллекцию она вошла как часовня Трех Святителей, что, судя по воспоминаниям бывших жителей деревни и епархиальным документам, не соответствует действительности. «Само понятие „посвящение часовни" противоречиво и может употребляться только условно, так как для часовен не существует специального чина освящения: эти культовые постройки освящались тем же чином, что и обычный дом. Поэтому под посвящением часовни почти всегда подразумевается местный деревенский праздник, который отмечался сельской общиной и мог совпадать с посвящением престола приходской церкви (престольные праздники) или устанавливался по обету (обетные, заветные праздники)» [9] . В интервью с бывшими жителями Кавгоры выяснилось, что часовенным праздником в Кавгоре был Спасов день – Преображение Господне (19 августа по новому стилю) [10] . Документы Национального архива Республики Карелия тоже на это указывают. Известно, что Кавгора относилась к приходу Лычноостровской Петропавловской церкви. В ее формулярных ведомостях за 1869–1890 гг. среди прочих часовен Петропавловского прихода упоминается часовня «во имя Преображения Господня при д. Кавгора, расстоянием от церкви в 15 верстах, при коей кладбище издревле, зданием деревянная, построена неизвестно кем и когда, богослужение совершается 6 Августа, 16 Генваря» [11] (19 августа и 29 января по новому стилю). Последнее из двух указанных в ведомостях чисел – день поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра: бывшие жители Кавгоры, перечисляя главные деревенские праздники, называют его Петровым днем [12] , а вот о праздновании Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, память которого совершается 12 февраля (30 января по старому стилю), они ничего не говорят. Самым ранним из найденных нами упоминаний часовни в печати стала статья, вышедшая в Олонецких губернских ведомостях в августе 1890 г. В ней говорится о пожаре в Кавгоре, уничтожившем 18 из 25 домов. Погорельцы тогда приютились в сохранившихся 7 домах, «оставшееся же от пожара движимое имущество было помещено в кладовых под местною часовнею во имя Преображения Господня, которая, по словам очевидцев, от сильного жара несколько раз загоралась, но сама собою и потухала» [13] .
Все перечисленные источники указывают на то, что в современном наименовании часовни, очевидно, была допущена ошибка. Интересно, что в первом охранном паспорте, составленном на этот памятник архитектуры в 1961 г., уже после перевозки на остров Кижи, часовня вообще не имеет никакого наименования, а числится лишь как «деревянная часовня из д. Кавгора». И только в 1969 г. в охранные документы вносятся изменения: часовня из Кавгоры начинает именоваться Трёхсвятской. Заметим, что в уже упомянутых формулярных ведомостях Петропавловского Лычноостровского прихода действительно фигурирует часовня Трех Святителей – в деревне Ковкойсельга, что в 10 км от Кавгоры. Возможно, это ввело в заблуждение специалистов, некогда занимавшихся кавгорской часовней. Но так или иначе, по нашему мнению, изложенные факты достаточно основательны для того, чтобы часовня из деревни Кавгора вновь именовалась Преображенской.
- [1] Орфинский В. П. Отголоски храмостроительных традиций Древнего Новгорода на восточной периферии бывшей Новгородской земли (XVI–XIX вв.) // Православие в Карелии: Материалы 2–й международной научной конференции. Петрозаводск, 2003. С. 12.
- [2] Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. С. 164.
- [3] Национальный архив Республики Карелия (далее НАРК). Ф. 4. Оп. 18. Д. 2/10. Л. 278; Ф. 4. Оп. 19. Д. 3/22. Л. 100; Ф. 4. Оп. 19. Д. 5/35. Л. 27об.; Ф. 4. Оп. 18. Д. 35/344. Л. 141; Ф. 37. Оп. 58. Д. 3/14. Л. 34; Ф. 4. Оп. 18. Д. 58/552. Л. 62об.; Ф. 4. Оп. 18. Д. 635/633. Л. 74; Ф. 37. Оп. 58. Д. 13/67. Л. 82; Ф. 4. Оп. 18. Д. 77/758. Л. 178; Ф. 37. Оп. 58. Д. 21/124. Л. 57; Ф. 126. Оп. 2. Д. 6/112. Л. 43; Ф. 126. On. 1. Д. 4/46. Л. 49; Ф. 126. On. 1. Д. 4/49. Л. 25; Ф. 126. On. 1. Д. 5/60. Л. 44; Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 г. / Олонецкий Губернский Статистический Комитет. Петрозаводск, 1907. С. 11.
- [4] НАРК. Ф. 27. Оп. 3. Д. 53/479. Л. 7, 10; Ф. 151. On. 1. Д. 16/29. Л. 93; личный архив автора, экспедиционная тетрадь № 3, л. 3. Записано в г. Петрозаводске от Каява В. А., 1945 г. р.
- [5] Карелин В. А. Очерки истории Кондопожского края. Петрозаводск, 2006. С. 129.
- [6] НАМЗК. Ф. 1. On. 3. Д. 211. Л. 10 (Объяснительная записка к обмерам и проекту реставрации памятника народного деревянного зодчества в деревне Кавгора, Сележского с/совета, Кондопожского района КФССР. 1952).
- [7] Постановление Совета Министров РСФСР № 1327, прил. 1 от 30.08.1960.
- [8] ь По мнению А. В. Ополовникова, наиболее старая часть памятника – его западный сруб с восьмериком и колокольней (вторая половина 18 в.); более поздняя – сруб собственно часовни (конец 18 – начало 19 в.) (Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. С. 164); В. П. Орфинский с коллегами предположили, что к построенному в середине XVIII в. (1745 г.) срубу молельни в конце XIX в. (1890–1891 гг.) с запада был пристроен трехчастный в плане сруб с сенями, трапезной и придельным молитвенным помещением. Одновременно с ним была возведена колокольня (Orphinskij V., Grishina I., Kozlov V. et al. The mystery of a monument. A study of the construction history of the Chapel of the Three Holy Hierarchs, the Village of Kavgora, Russian Karelia // Journal of the Society of Architectural Historians. 2015. В печати).
- [9] Платонов E. В. Перепись севернорусских часовен 1692 г. как этнографический источник // Новгородский исторический сборник. Великий Новгород, 2013. Вып. 13 (23). С. 281.
- [10] Личный архив автора, записано от Каява В. А., 1945 г. р., в г. Петрозаводске; личный архив Карелина В. А., записано от Лумбиной В. И., 1926 г. р., в г. Кондопоге.
- [11] НАРК. Ф. 126. Оп. 2. Д. 6/112. Л. 43; Ф. 126. On. 1. Д. 4/46. Л. 49; Ф. 126. On. 1. Д. 4/49. Л. 25; Ф. 126. On. 1. Д. 5/60. Л. 44 (Формулярная ведомость по 3–му Благочинническому округу Петрозаводского уезда за 1869, 1874, 1879 и 1890 гг. соответственно).
- [12] Личный архив Карелина В. А., записано в г. Кондопоге от Лумбиной В. И., 1926 г. р.
- [13] Олонецкие губернские ведомости. 1890. № 62. С. 8.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.