Харебова Л.С. (г.Петрозаводск)
Памятники книжной культуры в собрании музея-заповедника «Кижи»
@kizhi
Основу фондового собрания рукописей и редких печатных изданий музея «Кижи» составили коллекции, переданные в 1966 г. Карельским государственным краеведческим музеем своему бывшему кижскому филиалу. В числе предметов из дома космозерских иконописцев Абрамовых поступила сохранившаяся часть семейной библиотеки – рукопись «Номоканон» и одиннадцать экземпляров старопечатных изданий [1] . В книгах сохранились записи, содержащие не только ценные сведения об истории бытования изданий, но и факты биографии их владельцев. Так, в старообрядческом Часослове [2] нами была прочитана запись, сделанная рукой Абрамова– младшего, Ивана Михеевича, о смерти своего отца.
Еще одна коллекция, полученная музеем «Кижи» в год его образования, содержала десять книг из церкви Петра и Павла села Вирма Беломорского района, собранных в 1960–х гг. экспедицией Русского музея. Это богослужебные книги, изданные на Московском Печатном дворе в период с 1632 по 1678 г. Одна из них – издание Псалтири с восследованием 1632 г. [3] – и по сей день является самым ранним печатным изданием в собрании музея. Из записей, оставленных на листах книг церковным клиром, мы узнали о том, что одну из них – издание Минеи 1638 г. [4] – вложил в Петропавловскую церковь в 1663 г. архимандрит Соловецкого монастыря Варфоломей. Две книги передали в храм виремские крестьяне Головины: Псалтирь с восследованием и Печерский Патерик, издание типографин Киево–Печерской лавры 1678 г. [5] Псалтирь подарил 29 февраля 1812 г. глава семейства Яков Степанов Головин для благословения своих родителей. В издании Патерика сохранилась довольно пространная запись о его судьбе, оставленная сыном Якова Головина Иваном: «Сия святая богодухновеная книга Патерик печерских старцеи иноков или монахов куплена прежде была родителем моим Яковом Степановым Головиным в городе Архангельске в одной бумаги [6] , но я, грешный сын упомянутаго Головина Иван, переладил своими трудами в Данилове монастыре, но опосле по разделу с братьями по шерьбью досталась мне–ка недостойному Ивану... 1852 марта 2 дня. Иван Яковлев Головин».
Источниками дальнейшего формирования музейной коллекции книжной старины стали этнографические экспедиции и собирательская деятельность сотрудников. Иногда случайные поступления и находки приводили к настоящим научным открытиям. Так, в августе 1973 г. у жителя заонежской деревни Кургеницы Ивана Андреевича Прохорова были приобретены за 20 рублей два экспоната – самовар и рукописная книга [7] . В 1978 г. рукопись из–за «крайне плохого состояния» отправили на реставрацию в Лабораторию консервирования и реставрации документов АН СССР (г. Ленинград). Во время реставрации на нее обратили внимание специалисты, обнаружившие в составе сборника уникальную подборку полемических материалов старообрядческой публицистики. Один из текстов – «Жалобницу» поморских старцев против самосожжений 1691 г. – опубликовала исследовательница И. С. Демкова [8] . До настоящего времени наша рукопись – единственный известный список этого старообрядческого сочинения. Позднее изучение текстов кижского сборника продолжил профессор Петрозаводского университета А. В. Пигин. В каталоге рукописей из хранилищ Республики Карелия им было опубликовано описание и текст еще одного сочинения из этого кодекса под названием «Писание отчасти против самосожжений» [9] .
Среди старообрядческих рукописей музейного собрания имеется странническое сочинение компилятивного характера первой четверти XX в. [10] Объемная рукопись в двух частях включает выписки из самых разнообразных источников – от библейских сказаний до научных исследований XIX – начала XX вв. Ее автор – «старец С. Е.» – излагает историю «падения» Церкви с точки зрения сторонников «древлего благочестия», а также дает характеристики многочисленным направлениям и течениям старообрядческого движения.
Самые ранние рукописи нашей коллекции датируются XVI в., они были приобретены в антикварном салоне г. Петрозаводска. Две из них содержат богослужебные тексты: Минея праздничная с дополнениями и первая часть Октоиха [11] . Третья рукопись является литературным сборником текстов, расположенных в календарном порядке (по типу минейного торжественника) [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Одним из ценных поступлений последнего времени стал рукописный сборник первой половины XVIII в., привезенный сотрудниками музея из экспедиции по Архангельской области [13] . Он содержит списки рукописей: «Страсти Христовы», «Повесть о Черногорском монастыре», «Житие Сергия Радонежского». Судя по записи на листах сборника, происходит он из библиотеки ярославских купцов Лыткиных, покровителей Черногорского (позднее – Красногорского) монастыря на Пинеге [14] .
В числе печатных изданий музейного собрания, поступивших от жителей Карелии, имеются неприметные на первый взгляд экземпляры, ценность которых обнаружилась при их изучении. В 1981 г. от Василия Ивановича Крупина из поморского села Сумпосад поступила книжечка карманного формата без титульного листа и переплета. Книга оказалась переизданием Азбуки 1637 г. известного московского типографа Василия Федоровича Бурцова, предпринятым Московской единоверческой типографией во второй половине XIX в. Бурцовская азбука была новаторским изданием для своего времени. В предисловии книги помещены стихи, обращенные к ученикам, с наставлением о том, каким сокровищем является знание грамоты. Исследователи полагают, что автором этих стихов был сам издатель – Василий Федорович Бурцов, и это самое ранее поэтическое произведение, появившееся в московском печатном издании. Новым явлением в книгопечатании стала также иллюстрация, впервые помещенная в книге светского содержания. На гравюре изображена сцена из школьной жизни: учитель сечет розгами провинившегося ученика.
В фондах музея «Кижи» имеются экземпляры изданий В. Ф. Бурцова – Псалтирь, вышедшая из печати 8 июня 1634 г., и Шестоднев, изданный в 1640 г. [15] Если издания Шестоднева относительно часто встречаются в книжных хранилищах [16] , то экземпляров Псалтири сохранилось немного. Особенностью бурцовской Псалтири музея «Кижи» является то, что сохранилась она с минимальными утратами благодаря тому, что бытовала в старообрядческой среде. Приверженцы старой веры трепетно относились к дониконовским изданиям, считая их единственно верными, старались сохранить их, выработав свои способы реставрации. Их излюбленный прием – монтировать поврежденный лист подлинного издания, помещая сохранившийся фрагмент в рамку из бумаги и тщательно восстанавливая утраченный текст от руки. Благодаря реставраторам–староверам в нашей книге сохранились листы с выходными сведениями издания: Псалтирь «начата бысть печатати» 12 января и «вышла из дела» 8 июня 1634 (7142) года. До сих пор специалистам был известен только один экземпляр этого издания с сохранившимися выходными сведениями, на основе которых оно и было датировано [17] . Наш экземпляр Псалтири позволил подтвердить время ее издания.
После азбуки основными учебниками для многих поколений русских людей являлись церковные книги. Псалтирь – «малая Библия», содержащая в сокращении книги Священного Писания – была настольной книгой в каждом доме. Она часто читалась и в храме, и во время домашних молитв. Ученику было легко учиться читать по книге, которую он уже хорошо знал на слух, местами наизусть. На листах одного из старообрядческих изданий фондового собрания музея «Кижи» [18] сохранилась запись, подтверждающая использование Псалтири для обучения чтению: «Сия книга глаголемая Палтирь. По сей книге училсе виремской деревни крестьянина Якова Головина сын его Феодор в Сумском посаде у учителя нюхоцкого крестьянина Александра Егорова 1817–го г.». Книга эта, судя по записи, принадлежала Федору Головину, сыну крестьянина Якова Головина из Бирмы, который уже упоминался нами ранее как владелец и даритель книг. Поступила Псалтирь в музей в 1990 г. тоже из Поморья, от жительницы деревни Шижня Анны Ивановны Лежневой.
Отличительной особенностью кижского книжного собрания является то, что при скромном его объеме учебные книги составляют значительную часть всей коллекции. Одних только изданий Псалтири в фондах музея – более тридцати экземпляров. Этот факт показателен, он отражает особенность народной культуры, особенно старообрядческой, ориентированной на овладение грамотой, просвещение, сохранение духовных ценностей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Примером образованности северного крестьянства может служить и так называемая «корниловская» коллекция в фондах нашего музея. В 1993– 1997 гг. потомки крестьян Корниловых из заонежской деревни Кургеницы передали в музей «Кижи» более 250 предметов. Среди письменных и печатных источников, преобладающих в коллекции, – ценные рукописи, документы и чертежи, печатные издания XVIII–XX вв. (книги и брошюры, географические карты, настольные календари, газеты). Впервые это уникальное собрание представил научному сообществу один из его собирателей сотрудник музея Н. И. Шилов на конференции «Рябининские чтения», проходившей в Петрозаводске в 1995 г. [19] Впоследствии к документам и рукописным материалам из крестьянской библиотеки неоднократно обращались археографы, лингвисты, исследователи фольклора [20] .
Репертуар печатных изданий библиотеки Корниловых разнообразен: книги духовно–нравственного содержания, произведения художественной литературы, учебники по арифметике, словесности, естествознанию, психологии, земледелию. Время издания учебных пособий охватывает период с конца XVIII в. до предреволюционных лет. Эти книги оставили заметный след в истории отечественного образования, воплотили лучшие идеи педагогической мысли своего времени.
Книга «Начертание естественной истории» [21] – первый русский учебник по естествознанию, написанный Василием Федоровичем Зуевым, академиком Петербургской Академии наук, основателем методики естествознания.
В подготовке другого учебного пособия «Руководства к арифметике» [22] принимал участие Михаил Евсеевич Головин, племянник М. В. Ломоносова, один из первых российских методистов–математиков. Книга неоднократно издавалась в серии учебной литературы Российской Академии Наук для народных училищ в рамках проводимой Екатериной II реформы образования. М. Е. Головин написал и издал учебные руководства по арифметике, геометрии, механике и архитектуре. В кижском собрании имеется еще один его учебник «Краткое руководство к гражданской архитектуре или зодчеству» [23] , поступивший в фонды из библиотеки музея.
Достойны внимания учебные пособия из библиотеки Корниловых, изданные в начале XX в. Учебник по психологии, написанный Георгием Ивановичем Челпановым, профессором Московского университета, был удостоен премий Митрополита Московского Макария и Императора Петра Великого. Книга переиздавалась пятнадцать раз, экземпляр двенадцатого издания, которым пользовались заонежские крестьяне Корниловы, хранится в музее «Кижи» [24] . Автор «Исторической хрестоматии по истории русской словесности» [25] Василий Васильевич Сипов– ский может быть назван одним из самых известных в 1900–1910–х гг. отечественных литературоведов. Его учебники русской литературы и составленные им хрестоматии были в это время основными учебными пособиями в большинстве высших и средних учебных заведений, как светских, так и церковных. Интересно то, что в библиотеке заонеж– ских крестьян сохранился том издания, в котором собраны произведения народной словесности, в том числе и те, которые были записаны в Заонежье, в непосредственной близости от деревни Кургеницы, где проживали Корниловы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В формирование книжного собрания нашего музея внесли заметный вклад многочисленные дарители, среди которых – известные деятели культуры. От Геннадия Васильевича Жаренкова, принимавшего участие в реставрации кижских икон, мы получили несколько изданий, в том числе Минею, напечатанную в 1909 г. в Санкт–Петербургской Синодальной типографии [26] . Исключительную ценность этой книге придает анонимная вкладная запись «В Кижскую церковь», свидетельствующая о принадлежности Минеи библиотеке Кижского прихода [27] . К 35–летию музея–заповедника «Кижи» передал в фонды три редкие книги о. Николай (Озолин), настоятель Спасо–Кижского прихода [28] . Издания принадлежали эмигрировавшему во Францию искусствоведу и реставратору Николаю Борисовичу Кишилову, близкому другу известного писателя А. Д. Синявского. Карельский писатель Иван Алексеевич Костин также подарил музею десять книг из личной библиотеки [29] .
Комплектование и изучение коллекции книжных памятников музея– заповедника «Кижи» продолжается. Музейными специалистами уже проделана большая работа по каталогизации собрания рукописных источников и печатных изданий. За последнее десятилетие из печати вышли три справочника, посвященные редким книгам и рукописям из фондов музея «Кижи». Книги кириллической печати из кижского собрания отражены в каталоге, составленном сотрудниками музея под руководством известного историка и археографа И. В. Поздеевой [30] . В республиканский каталог кириллических книг, изданных до 1830 г., вошли описания шестидесяти экземпляров старопечатных изданий из фондов музея [31] . Подготовленный А. В. Пигиным каталог карельских рукописей содержит раздел, посвященный коллекции музея–заповедника «Кижи», а также приложения с отдельными текстами из кижских рукописей [32] . На сайте музея постоянно обновляется содержание рубрик «Музейные коллекции» и «Электронная библиотека», где представлены результаты изучения памятников книжной культуры.
- [1] КП–З/1–10.
- [2] КП–1446 ПИ–416. Часослов. Вильно: [тип. Троицкого м–ря], 1772 (7280) г. [не ранее 1808].
- [3] КП–53/6 ПИ–403. Псалтирь с восследованием. Москва: Печатный двор, 08.09.1632 (7141) г.
- [4] КП–53/2 ПИ–399. Минея общая с праздничной. Москва: Печатный двор, 29.08.1638 (7146) г.
- [5] КП–53/8 ПИ–405. Патерик Печерский. Киев: тип. лавры, 1678 (7187) г.
- [6] Книга была приобретена без переплета – «в тетрадех», «в одной бумаге», Иван Головин переплел ее сам – «переладил».
- [7] КП–219/1, 2.
- [8] Демкова Н. С. Из истории ранней старообрядческой литературы. V. «Жалобница» поморских старцев против самосожжений (1691 г.) // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 48–61.
- [9] Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV–XX вв. в государственных хранилищах Республики Карелия / Сост., отв. ред. и автор предисл. А. В. Пигин. СПб., 2010. С. 462–487.
- [10] КП–4762 ПИ–860. Старец С. Е. «Выписки из Священнаго Писания о падении церковном и о ея разделении на разныя общества и о разных церковных вопросах». Ч. 1,2. 1914 г.
- [11] КП–4889 ПИ–867. Минея праздничная. Кон. XVI – 1–я пол. XVII в.; КП–4891 ПИ–869. Октоих (гласи 1–4). 2–я пол. XVI в.
- [12] КП–4890 ПИ–868. Сборник слов и житий. Кон. XVI – нач. XVII в.
- [13] КП–6339 ПИ–1029. Сборник. Кон. XVII – 1–я пол. XVIII в.
- [14] См.: Смирнов Я. Е. Библиотека ярославских купцов Лыткиных в первой половине XVII в. (Проблемы историографического и источниковедческого изучения) // Чтения по истории и культуре древней и новой России: Материалы конференции. Ярославль, 1998. С. 87–102.
- [15] КП–53/3 ПИ–400. Шестоднев. Москва: печ. В. Ф. Бурцов, 18.10.1640 (7149) г.; КП–4783 ПИ–472. Псалтирь. Москва: печ. В. Ф. Бурцов, 08.06.1634.
- [16] Например, он имеется и в собраниях карельских музеев: Национального музея (КГМ–15853) и Музея изобразительных искусств (КП–12343).
- [17] Книга хранится в фондах Научной библиотеки Казанского университета. См.: Веселова Л. Ф. Каталог книг кириллической печати XVI–XVII вв. Казань, 1986. № 47.
- [18] КП–3596 ПИ–438. Псалтирь. Вильно, 1795 (7303) г. [Янов: тип. К.Колычева, не ранее 1810 г.].
- [19] Шилов Н. И. Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея–заповедника «Кижи» // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения–95». Петрозаводск, 1997. С. 310–317.
- [20] Маркелов Г. В. Кижские документы в Древлехранилище Пушкинского Дома // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1999. Т. 51. С. 446–462; Воробьева С. В., Пигин А. В., Шилов Н. И. Рукописные заговоры–молитвы из библиотеки заонежских крестьян Корниловых // Отреченное чтение в России XVII–XVIII вв. М., 2002. С. 233–249; Топорков А. Л. Мотив «чудесного одевания» в русских заговорах XVII–XVIII вв. // Заговорный текст. Генезис и структура. М., 2005. С. 143–174; Топорков А. Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX вв. История, символика, поэтика. М., 2005. С. 390 и др.; Харебова Л. С. «Сокровенные» знания в рукописях из коллекции крестьян Корниловых // Кижский вестник. Петрозаводск, 2005. Вып. 10. С. 149–156; Пигин А. В. Потаенное знание заонежских крестьян Корниловых // Живая старина. 2006. № 1. С. 43; Бабапык М. Г., Пигин А. В. Древнерусский апокриф «Беседа трех святителей» в кижской рукописи из коллекции крестьян Корниловых // Кижский вестник. Петрозаводск, 2007. Вып. 11. С. 148–165; Шилов П. Н. Памятные книжки семьи Корниловых // Кижский вестник. Петрозаводск, 2007. Вып. 11. С. 166–169; Ипполитова А. Б. Русские рукописные травники XVII–XVIII вв: Исследование фольклора и этноботаники. М., 2008. С. 62, 81, 165 и др.; Кожевникова Ю. Н. Сельская поземельная община Заонежья в 80–е гг. XIX в. (по документам из Карельского собрания ИР ЛИ РАН) // Церковь Преображения Г осподня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Петрозаводск, 2014. С. 281–288.
- [21] КП–4189 ПИ–644. Зуев В. Ф. Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской Империи. Изд. 3–е. СПб., 1794.
- [22] КП–4261/31 ПИ–776. Руководство к арифметике. Для употребления в народных училищах Российской империи. Ч. 1. СПб., [1787–1794].
- [23] КП–6588 ПИ–1031. Головин М. Е. Краткое руководство к гражданской архитектуре или зодчеству. СПб., 1789.
- [24] КП–4281/42 ПИ–460. Челпанов Г. И. Учебник психологии (для гимназий и самообразования). Изд. 12–е. М., 1915.
- [25] КП–4281/41 ПИ–459. Сиповский В. В. Историческая хрестоматия по истории русской словесности. Т. 1. Вып. 1. Народная словесность. Изд. 8–е. СПб., 1908.
- [26] КП–4857.
- [27] Большая часть сохранившихся книг из библиотеки Кижского прихода хранится в фондах Национального музея РК. См.: Харебова Л. С. О библиотеке Кижского прихода // Ряби– нинские чтения–2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 450–453.
- [28] КП–5117. Творения святых отцев, в русском переводе, издаваемыя при Московской Духовной Академии. Т. 28. Творения блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго. Ч. 3. М., 1856; КП–5118. Григорий Назианзин. Поучительные слова. [XIX в.]; КП–5119. Книга житий святых на месяц июнь. М., 1864.
- [29] КП–6143–6150.
- [30] Харебова Л. С., Шилов Н. И. Книги кириллической печати в фондах музея–заповедника «Кижи»: Каталог / Под ред. И. В. Поздеевой. Петрозаводск, 2005.
- [31] Книги кириллической печати в хранилищах Республики Карелия (1569–1830 гг.) / Под ред. А. В. Вознесенского; сост. Л. С. Харебова. Петрозаводск, 2013.
- [32] Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV–XX вв. в государственных хранилищах Республики Карелия / Сост., отв. ред. и автор предисл. А. В. Пигин. СПб., 2010. С. 291–368, 462–550.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.