Гущина В.А. (г.Петрозаводск)
К вопросу о восстановлении иконописного убранства в связи с завершением реставрации церкви Преображения Господня на острове Кижи
@kizhi
стр. 132Вопрос об иконописном убранстве Преображенской церкви всегда представлял особый интерес для сотрудников музея «Кижи». Величественный 4-ярусный иконостас, состоящий из 102 икон XVII-XVIII вв., воссозданный в 1950-х гг. по схеме, разработанной В. Г. Брюсовой (Светличной), первоначально страшил, словно закрытое «окно в минувшее». Сказывались атеистическое воспитание и предубеждение по отношению к восприятию иконописной тематики. «Религия - опиум для народа» - таков был настрой первых музейных методических пособий, написанных с упором на атеистическую пропаганду.
Неоценимую помощь в освоении этой чрезвычайно актуальной для музея-заповедника «Кижи» темы оказали консультации ведущих специалистов Ленинграда и Москвы: Энгелины Сергеевны Смирновой, Александра Арсеньевича Невского, Веры Григорьевны Брюсовой, Савелия Васильевича Ямщикова.
Постепенно мир иконописи увлек, стал более понятным, доступным. В музее-заповеднике «Кижи» появились специалисты, начавшие разработку данной тематики. В 1973 г. иконы в количестве 291 единицы хранения из фондов музея «Кижи» впервые были опубликованы [1] . В 1980 г. был издан каталог икон, содержащий информацию уже о 428 памятниках из собрания музея [2] .
стр. 133Интересные результаты дали архивные изыскания, в частности, выявление автором описей имущества Преображенской церкви за 1826, 1830 и 1867 гг., которые частично были введены в научный оборот [3] . Данные материалы начали активно использоваться исследователями, изучавшими внутреннее убранство кижских церквей [4] .
Полученные материалы позволили уточнить порядок расположения икон в составе иконостаса церкви Преображения Господня. Описи за 1826, 1830, 1867 и 1952 гг. свидетельствуют о том, что при восстановлении иконостаса в 1950-е гг. были допущены отступления от его первоначального состава. Так, в 1952 г. праздничный ряд был представлен 28 иконами вместо прежних 30 в 1867 г., вместо 5-го и 6-го вселенских соборов в иконостасе были установлены 1-й и 2-й вселенские соборы [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1867 г. в деисусном ряду было шесть икон, которые не значатся в настоящее время: «Александр Свирский», «Преподобный Зосима», «Варнава», «Нафаил», «Иоанн Богослов», «Фома». Вместо этих икон в 1952 г. были представлены: «Александр Невский», «Архиепископ Медост», «Евангелист Иоанн», «Апостол Павел», «Власий Севастийский», «Симеон столпник».
В пророческом чине 1867 г. отмечены 3 иконы: «Даниил», «Исайя», «Осип», которые в 1952 г. были заменены иконами: «Малахия», «Иоиль», «Авдей».
В 1980 г., в связи с демонтажем внутреннего убранства Преображенской церкви, вызванного началом реставрационных работ, возник вопрос о восстановлении иконостаса после завершения реставрации.
стр. 134На совещании, состоявшемся в Министерстве культуры КАССР 5 февраля 1982 г., было предложено проработать вопрос о возможности воссоздания интерьера в формах, близких первоначальному образу Преображенской церкви. Дело в том, что реставрация церкви 1949-1950 гг. привела к воссозданию первоначального внешнего облика храма, который вступил в противоречие с существующим поздним интерьером, определявшимся барочным иконостасом. Согласованность была нарушена, так как барочная резьба иконостаса не гармонирует со строгой простотой остального интерьера: с первоначальным тябловым каркасом «неба», частично сохранившимся от прежнего убранства церкви.
Тябловый каркас потолочного свода - «неба» - является подлинным элементом первоначального убранства церкви. В росписи тябел «неба» представлен растительный орнамент, состоящий из красных, желтых и синих цветов на белом фоне. На всех шестнадцати тяблах и замковом кольце орнамент различен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Существующий иконостас имеет величавый и спокойный ритм. Сложный орнамент его рамы говорит о знакомстве мастеров с лучшими образцами декоративной резьбы конца XVII - начала XVIII в. Иконостас отличается высоким мастерством исполнения, но в то же время остро ощущается неуместность его золоченой пышности в строгом бревенчатом интерьере деревянной церкви.
К сожалению, даже безупречное искусство резчиков не оправдывает нарушение, вводимое ими в интерьер церкви. Остается только смириться и привыкнуть к такому несоответствию.
Решительностью отмечена публикация И. М. Гурвич, представляющая обоснование воссоздания первоначального тяблового иконостаса с целью восстановления стилистического единства внешнего и внутреннего облика этого выдающегося памятника народного зодчества. При этом автор отмечает, что Преображенская церковь «действительно, являясь образцом так называемого деревенского барокко (к сожалению, термин этот еще не разработан) обладает всеми лучшими качествами искусства народного» [6] . По мнению И. М. Гурвич, с введением показного, декоративного богатства барочного иконостаса было утрачено, разрушено восприятие церковного интерьера. Предлагая восстановить в церкви тябловый иконостас, она пишет: «Барочную раму иконостаса Преображенской церкви необходимо сохранить в фондах музея “Кижи” как памятник, связанный с историей существования Преображенской церкви и как образец художественной резьбы начала XIX в.» [7] .
стр. 135Полемика по поводу замены резного иконостаса Преображенской церкви тябловым была продолжена в статье А. И. Байера в том же сборнике [8] . Автор указал на опасность перенесения в реставрационную практику недостаточно обоснованных теоретических разработок и высказал предположение о соответствии художественных особенностей существующего резного иконостаса историческим закономерностям развития русского прикладного искусства XVIII в.
А. И. Байер веско и убедительно привел свои доводы, подчеркнув, что, уходя корнями в глубокую древность, Преображенская церковь отразила тенденции, характерные для быстро развивавшейся общерусской культуры. Он приводит слова академика И. Э. Грабаря, который отмечал, что в кижском памятнике «смело и бодро слиты в одно непринужденное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм». Стремление во что бы то ни стало приблизиться к первоначальному облику памятника есть в данном случае вольное или невольное игнорирование этого важного этапа отечественной культуры [9] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На мой взгляд, в самом начале строительства церкви, уже тогда обладавшей в экстерьере признаками новомодного стиля барокко, приспела пора устройства в интерьере не тяблового, а барочного иконостаса. Однако предпочтение отдавалось тябловому: резные иконостасы, более отвечающие своему времени, вводятся позднее. Кроме того, считалось, что русская архитектура XVII - начала XVIII в. преимущественно наружная, силуэтная. Иконостасы становятся связующим элементом между интерьером и экстерьером. И тем не менее, к сожалению, нельзя было избежать дисгармонии новоявленного иконостаса и устоявшейся, традиционной конструкции тяблового «неба». Прошлое и настоящее в памятнике продолжают жить вместе, подтверждая выражение: «Традиция - это не мертвое копирование прошлого, а жизнь в развитии».
Следует помнить, что пространство интерьера средневекового древнерусского храма представляло собой особый мир: «церковь есть небо земное». Этот мир стремился обособиться от окружающего, создавая интерьер с узкими дверями - вратами Царствия Небесного, открытого только для верных; узкие окна в верхней части стен, имитируя связь с Богом, не давали узнать о происходящем извне. Всё это создавало изолированность от внешнего мира - «враждебного и опасного» [10] .
стр. 136Неравномерная освещенность храма также способствовала этому: световые акценты выделяли важные места - солею, где происходила значительная часть богослужения, и купол.
Появление высокого иконостаса полностью изолировало восточную часть интерьера.
Позднее церкви стали находиться в довольно активных отношениях с внешним пространством. В архитектуре храма наметилось увеличение размера окон, появилась равномерная освещенность. Большие окна проявили верхние зоны интерьера и осветили живопись на «небе».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Иконостас, состоящий из четырех ярусов (местный, праздничный, деисусный и пророческий), получил центральную вертикальную ось: главные иконы всех ярусов размещены друг над другом. Их разные размеры и формы смягчили устремление по вертикали.
Иконы «неба» расширяют иконографическое содержание убранства храма и придают завершенность его художественному оформлению [11] .
На протяжении второй половины XVIII в. постепенно осуществляется переход к осознанию эстетических свойств интерьера [12] .
Образ церкви Преображения Господня с ее светлым пространством интерьера отразил новые тенденции в развитии русской церковной архитектуры под влиянием европейского стиля барокко [13] . Кижская Преображенская церковь принадлежала к числу храмов с новым архитектурным обликом, являясь «величественным символом торжества и мира» [14] .
В связи с оккупацией Заонежья в годы Великой Отечественной войны интерьеру церкви Преображения Господня был нанесен невосполнимый урон: иконы иконостаса были вывезены в Финляндию, иконы «неба» разобраны и оставлены в Петрозаводске, где зимой 1945 г. их «завхоз Дома культуры истопил на дрова» [15] . После возвращения икон и восстановления интерьера церкви, в связи с утратой икон «неба» проемы между тяблами были заполнены щитами в «елочку».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
стр. 137По мнению И. М. Гурвич, высказанному в упомянутой статье, «иконы, заполнявшие некогда конструкцию потолка “неба”, восстановить, не имея оригинала, решительно невозможно, так как сохранились лишь фотографии плохого качества» (имеется в виду фото И. Билибина 1904 г.) [16] . По тому времени данное утверждение не вызывало возражения.
В настоящее время проблема воссоздания икон «неба» активно разрабатывается на основе сохранившихся в фондах музея «Кижи» вариантов живописной росписи: фрагментов тябел, росписи фризов. Имеется полный комплекс фотографий икон «небес», полученных из Национального музея Финляндии, а также текстовые описания их цветового решения, непосредственно связанного с цветовым решением иконостасных икон [17] .
В 1990 г. удалось установить, что часть икон иконостаса оказалась в разных местах, в том числе в фондах МИИРК в количестве 18 единиц хранения, а также в фондах Челябинского музея (с 1966 г. там значится икона «Отечество с клеймами», переданная по обмену из фондов МИИРК).
В феврале 1996 г. во время частной поездки в Финляндию В. А. и Б. А. Гущины выявили «Список собраний произведений» (икон, картин) из Военного архива, предназначенный к вывозу в Финляндию весной 1943 г., часть которых входила в состав Карельского государственного музея. Он содержал 65 различных категорий: фотопластинок, диапозитивов, икон, альбомов иллюстраций, статей и карт. В «Списке» значились ценнейшие сведения: названия икон всех иконостасных ярусов были даны с финскими шифрами, с указанием размеров, мест их нахождения, в том числе в алтаре. К «Списку» прилагалась «Схема» с расположением икон в иконостасной раме, а также иконами «неба».
Полученные сведения позволили определить составы иконостасов Преображенской и Покровской церквей в 1943 г. [18] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В дальнейшем автором была подготовлена «Разработка научно-экспозиционного проектирования по воссозданию иконописного убранства интерьеров Преображенской и Покровской церквей Кижского архитектурного ансамбля в историческом аспекте (1628-2013 гг.» (в 2-х т.) [19] .
В этой работе иконописное убранство интерьеров Преображенской церкви отображено в специальных схемах - «окнах», позволяющих наглядно, в строго хронологическом порядке, проследить общий вид каждого стр. 138 иконостаса; уточнить количество икон; узнать месторасположение икон; выявить последующие изменения в составе ряда; проследить «историю» перемещения или замены икон; уточнить время установки отдельных фрагментов иконописного яруса (например, замена «простых» Царских врат резными); отметить наличие икон «в заворотах» (с южной и северной сторон); определить количество рядов в иконостасе (трех-, четырехъярусные); проследить последовательность в расположении иконостасных рядов (праздничного и деисусного); определить устойчивый или подвижный состав икон в каждом ряду; выявить наиболее древние иконы в составе каждого яруса; зафиксировать все крупные изменения в «жизни» иконостаса (например, демонтаж и вывоз икон в Финляндию, воссоздание иконостаса, демонтаж иконостаса в связи с подготовительными работами к реставрации Преображенской церкви и т.д.).
Схематическое отображение иконописного убранства церкви рассмотрено в следующей хронологической последовательности, в соответствии с наличием архивных данных: 1628, 1826, 1830, 1867, 1943, 1944, 1956, 1973, 1980, 1981, 2001 гг.
В дополнение к схемам даны «Исторические справки» по каждой иконе с ее фотофиксацией. В «Исторической справке» дается представление об иконе с указанием следующих сведений: название иконы; местонахождение в иконостасе; источник; датировка; размеры; шифры (финский музей, МИИРК, музей «Кижи»); вывоз иконы в Финляндию; участие иконы на выставке в Финляндии (г. Хельсинки); современное местонахождение иконы (в фондах музея «Кижи», МИИРК, на выставке, в другом городе).
Представленные сведения о состоянии иконостасов, а также иконописного убранства всех церковных интерьеров на примере отдельно взятых икон или их комплексов (например, «деисус оплечный», «деисус в рост) позволили заглянуть, «открыть окно» в глубокое прошлое кижских церквей и наглядно представить картину их иконописного состава в разные периоды времени.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В целом состав существовавшего до демонтажа в 1980 г. иконостаса с 1826 г. претерпел незначительные изменения, которые не нарушили его целостный образ. Наибольшей устойчивостью отличались составы икон местного и праздничного рядов. Деисусный чин подвергался более значительным изменениям: в нем было заменено 6 икон. Пророческий чин с 1826 г. сократился на 4 единицы, из них три иконы этого ряда были заменены другими. При этом следует заметить, что перестановка икон в пределах яруса характерна для всех четырех рядов иконостаса [20] .
стр. 139Целесообразно воссоздание (по аналогу - фотографии) также, к сожалению, утраченного паникадила на 32 свечи, изготовленного в стиле барокко. Паникадило под названием «церковная латунная люстра» в финской описи упоминается под номером 4/154.
Также целесообразно привлечение для воссоздания интерьера 18 икон, находящихся в фондах МИИРК, в том числе средника иконы «Живоначальная Троица», и иконы «Преображение Господне», прежде находившейся в алтаре Преображенской церкви в резном кивории, расположенном над престолом.
Желательно восстановление ажурного запрестольного креста из алтаря церкви. Фрагмент креста сохранился в фондах НМ РК.
При воссоздании интерьера нужно будет вернуть на первоначальное место чудотворную икону Кижского погоста «Спас Всемилостивый». Икона располагалась за правым клиросом. В настоящее время находится в местном ряду иконостаса церкви «Покрова Богоматери» (№ 253/4).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Желательно, чтобы после капитальной реставрации Преображенской церкви эти иконы заняли первоначальное место в церковном интерьере алтаря и трапезной на взаимоприемлемых условиях сотрудничества между музеем-заповедником «Кижи» и МИИРК.
В связи с ожидаемым завершением реставрационных работ на церкви Преображения Господня воссоздание интерьера памятника представляется актуальным и своевременным. С этой целью Г. И. Фроловой подготовлен «Проект тематико-экспозиционного плана восстановления интерьера церкви Преображения Господня» [21] . В «Проекте» автор подходит к внутреннему оформлению церкви с новой точки зрения. В основе воссоздания внутреннего убранства она предлагает представить подлинные и необходимые новодельные предметы для придания храму соответствующего ему содержания и назначения. Возвращение предметного ряда и введение новых экспонатов (взамен утраченных) сочетает архитектурные элементы (солея с амвоном, иконостасная рама, клиросы, потолок («небо»), фризы), с церковной утварью (иконы, подсвечники, лампадки, хоругви, убрус, плащаница, паникадило). Восстанавливаемый вариант характеризует интерьер летней церкви в процессе приходской жизнедеятельности.
В 1950-е г. архитектор А. В. Ополовников освободил интерьер от всех церковных элементов за исключением иконостаса. Многие предметы были утрачены, в связи с чем необходимо будет изготовить ряд предметов вновь, придерживаясь исторически достоверных образцов.
стр. 140Для восстановления внутреннего убранства кафоликона имеется большинство подлинных предметов, хранящихся в музейных фондах: иконостасная рама, иконы иконостаса, тябла «неба», потолочные фризы, плащаница, осветительные приборы (подсвечники, фарфоровые свечи (на- вершия для напольных подсвечников).
Из церковных описей известно, что при всех местных иконах были «лампады» медные посеребренные.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Хоругви, установленные у клиросов, подлежат реставрации.
В южной части кафоликона размещалась большая, сохранившаяся «писанная на холсте» плащаница. Для ее размещения на прежнем месте необходимо сделать подставу - «тумбу».
Работа предстоит масштабная: многое требует изготовления, установки, приобретения.
В 2015 г. проектной организацией ООО «ПИ Геореконструкция» под руководством В.С. Рахманова был разработан рабочий проект восстановления интерьеров церкви, который предусматривает использование ее по прямому назначению [22] . Проектом предполагается экспонирование участка пола из плах XIX в. в южном прирубе, поверх которого должен быть устроен стеклянный настил. Также рекомендуется возобновление солеи с воссоздаваемым амвоном XVIII в. (амвон восстанавливается на основании следов при исследовании элементов солеи, состоящей из трех ступеней). Предлагается воссоздание ризницы (бывшей кладовой), вновь устраиваемого помещения в северной части трапезной из плах, с каркасной стеной - перегородкой из дощатой горизонтальной заборки и потолком из такой же дощатой заборки, уложенной в штрабы стен.
Предстоят масштабные ремонтно-реставрационные работы по устройству каркаса иконостаса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Церковь будет залита электрическим светом: предлагается произвести прокладку электрокабелей с разводкой к люстрам, светильникам и розеткам от электрогенераторов, находящихся в подклете.
Таким образом, в настоящее время у исследователей и музейных работников имеются исчерпывающие сведения, касающиеся интерьера Преображенской церкви.
Настало время воплощения теоретических знаний на практике.
Для оформления церковного убранства интерьера церкви Преображения Господня необходимы сборка и установка иконостаса во вновь отреставрированном объеме церковного помещения, а также консервация иконостасных икон.
стр. 141Следует также продолжить разработку дискуссионной проблемы воссоздания утраченного в годы Великой Отечественной войны «неба», являющегося неотъемлемой частью церковного интерьера. «Небо» в интерьере является вторым по значению после иконостаса композиционным и смысловым центром.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Необходимо наполнить интерьер церковно-предметной атрибутикой, что потребует сборки, установки, реставрации и изготовления копий, а также приобретения дополнительной экспонатуры. Определение очередности работ позволит облегчить своевременное их выполнение.
Наполнение интерьера церковной утварью не требует поспешности, так как в приходской жизни процесс этот длительный и непредсказуемый, связанный с подношениями, вкладами и пожертвованиями.
Все эти основные задачи необходимо решить своевременно, к моменту торжественного открытия церкви после длительной, капитальной реставрации.
- [1] Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»: Каталог / Сост.: А. Т. Беляев, Б. А. Гущин, В. А. Гущина. Петрозаводск, 1973.
- [2] Древняя живопись Карелии. Каталог. Фонды музея «Кижи» / Сост. И. М. Гурвич. Петрозаводск, 1980.
- [3] НА МК. Ф. 1. Оп. 3. Ед. хр. 1021. (Гущина В. А. Из истории формирования иконостасов Преображенской церкви. 1980). См. также: Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694–1945) / Сост. В. А. Гущина, Б. А. Гущин. Петрозаводск, 2013. 140 с.
- [4] Древняя живопись Карелии; Платонов В. Г. Храмы Кижского погоста и их убранство в ХУ1 –ХУП столетиях // Известия Вологодского общества изучения северного края. Вологда, 1999. Вып. 7. С. 79-83; Фролова Г. И. 1) Из истории внутреннего убранства кижской Покровской церкви. Никольский иконостас // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. Вып. 6. С. 173-183; 2) Кижский акафист. Богородичные иконы в собрании музея-заповедника «Кижи». Каталог выставки. Петрозаводск, 2003; 3) История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников) // Кижский вестник. Петрозаводск, 2003. Вып.8. С. 20-35; 4) Обзор литературы и рукописных материалов по изучению истории внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи // Кижский вестник. Петрозаводск, 2004. Вып.9. С. 54-66; 5) Внутреннее убранство Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста // Кижский вестник. Петрозаводск, 2005. Вып.10. С. 3-18; 6) Путь длиною в три столетия. Иконы из фондов музея-заповедника «Кижи». Каталог выставки / Сост. Г. И. Фролова. Петрозаводск, 2006. 96 с.; 7) «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008. 168 с.
- [5] НА МК. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1037 (Из истории одного памятника Кижского архитектурного ансамбля. Преображенская церковь 1714-1920 гг. Петрозаводск, 1982).
- [6] Гурвич И. М. Предложения по реконструкции иконостаса Преображенской церкви в Кижах в тябловый // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск, 1986. С. 92.
- [7] Там же.
- [8] Байер А. И. К вопросу о проекте воссоздания первоначального иконостаса церкви Преображения на о. Кижи // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск, 1986. С. 114.
- [9] Там же. С. 114-115.
- [10] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 61.
- [11] Гущина В. А. Художественное убранство Преображенской церкви Кижского погоста (тябловый и резной иконостасы, живопись «неба») // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Петрозаводск, 2014. С. 138-143.
- [12] Бусева-Давыдова И. Л. Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церкви Троицы в Никитниках и Покрова в Филях) // Архитектурное наследство. Проблемы стиля и метода в древнерусской архитектуре. М., 1995. Вып. 38. С. 265-281.
- [13] Агафонов С. Кижи - памятник барокко? // Архитектура и строительство России. 1989. № 12. С. 7.
- [14] Платонов В. Г. Отражение тенденций развития русской культуры XVIII в. в эволюции художественного убранства Преображенской церкви Кижского погоста // Церковь Преображения Господня на острове Кижи ... С. 132-135.
- [15] Из письма начальника Управления по делам строительства и архитектуры Д. С. Масленникова. Текст письма см.: Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1946-1979) / Сост. В. А. Гущина, Б. А. Гущин. Петрозаводск, 2014. С. 16.
- [16] Гурвич И. М. Предложения по реконструкции... С. 106.
- [17] Гущина В. А. Художественное убранство Преображенской церкви. С. 138-143.
- [18] НА МК. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3529. (Гущина В. А. К вопросу о составе иконостасов Преображенской и Покровской церквей Кижского архитектурного ансамбля (до 1943 г.). Петрозаводск, 1995-1997 гг.)
- [19] НА МК. Ф. 1. Оп. 3. Д. 4387. т. 1, 2.
- [20] НА МК. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1021. Л. 13. (Гущина В. А. Из истории формирования иконостасов Преображенской церкви.)
- [21] Проект тематико-экспозиционного плана «Реконструкция интерьера церкви Преображения Господня Спасо-Кижского прихода на о. Кижи» / Сост. Г. И. Фролова. Петрозаводск, 2012.
- [22] НА МК. Б/н. (Рабочий проект интерьеров церкви с учетом эпизодического использования ее по прямому назначению и с учетом размещения части фондовых коллекций музея- заповедника «Кижи» в соответствии с Комплексным зскизным проектом реставрации.)
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.