Исследователь иконописи Карелии (к 75-летию В.Г. Платонова) @kizhi
В 2019 году исполняется 75 лет известному исследователю, постоянному автору «Кижского вестника», много писавшему о кижском иконописном собрании Владимиру Георгиевичу Платонову.
В.Г. Платонов родился в Карелии, в с. Спасская Губа 22 октября 1944 г. После окончания школы в 1962 г. поступил на кафедру истории искусства исторического факультета Ленинградского государственного университета, который закончил в 1970 г., успев за это время пройти срочную службу в армии.
Во время учебы интерес В.Г. Платонова был направлен на западноевропейское искусство. Особенно его привлекало творчество художника Яна ван Эйка, диплом был защищен по теме: «Трактовка пространства в Нидерландской живописи XV в.». Запомнился и университетский курс по истории древнерусского искусства, прочитанный М.И. Каргером.
По окончанию университета В.Г. Платонов по распределению был направлен на работу во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Там вплотную занялся изучением древнерусского искусства и подготовил свою первую выставку (резьбы по дереву).
В 1972 г. В.Г. Платонов с супругой вернулся в Петрозаводск и поступил на работу в Музей изобразительных искусств, где продолжил изучение древнерусской культуры. В разное время В.Г. Платонов занимал должности научного сотрудника, заместителя директора по науке и хранителя коллекции иконописи МИИ РК (по сей день). Исследователя интересует широкий круг тем: от истории иконописи Обонежья до личностей реставраторов, а также стилистика икон, история убранства храмов, структура иконостасов, история края. Он занимается собирательской работой, одной из самых важных для себя находок (1979) В.Г. Платонов считает икону Смоленской Божьей Матери начала XVI в. из д. Кинерма. Участвует в архитектурных экспедициях под руководством В.П. Орфинского. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Глубокое погружение в тему иконописи привело к тому, что в 1987 г., после окончания аспирантуры, В.Г. Платонов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Живопись Обонежья XVII-XVIII вв.» (научный руководитель В.А. Булкин). Эта работа продолжила исследование Э.С. Смирновой «Живопись Обонежья XIV-XVI вв.» (1967) с подключением обширного нового материала и вновь раскрытых икон.
В.Г. Платоновым было подготовлено более 90 научных публикаций и более 30 выставок (отдельно и в соавторстве), в том числе выставок в Петрозаводске – МИИРК (1972, 1988, 1994, 1996-1997, 2003, 2005, 2008-2009, 2011, 2013, 2015, 2018), КГКМ (1999), музей-заповедник «Кижи» (2018); в Москве – ВООПИК (1990), ГТГ (2001); Санкт-Петербурге (1991); Вологде (2004); Мурманске (2008). Зарубежных выставок в музеях и культурных центрах Финляндии – Сейняйоки (1990), Иисалми (1993), Париккала (1996), Риихимяки (1999), Хамина (2004), Сало (2007); Швеции – Умео (1994); Германии – Тюбинген (2002-2003).
В совокупности статьи и выставки В.Г. Платонова, часть из которых развивала положения диссертации, а часть – поднимала новые темы, дают цельное представление об истории древнерусской живописи в Карелии XVII - XVIII вв. За годы работы В.Г. Платоновым был заложен фундамент, на который сейчас опираются исследования истории иконописи Карелии. В 2019 г. планируется к изданию обобщающий труд «Культурное наследие Карелии. Иконопись Обонежья и Западного Беломорья».
В.Г. Платонов является заслуженным работником культуры Карелии (1995) и России (1999).
Б.Д. Москин[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основные публикации В.Г. Платонова
Выставка новых приобретений (1971-1975). Живопись, скульптура, графика, народное и древнерусское искусство. Каталог / Музей изобразительных искусств КАССР. Петрозаводск, 1975. С. 35. (Раздел «Древняя живопись Карелии. Новые расчистки»).
Реставрация музейных ценностей в СССР: Всесоюзная выставка. Каталог. Т. I. М., 1984. С. 278-286. (Вступительная статья к разделу «Музей изобразительных искусств КАССР»; кат. данные в соавторстве с И. Н. Куспак).
К вопросу об эволюции северного иконостаса (на примере часовни Николы в д. Мелойгуба) // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1985. С. 81-89.
Икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммой // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник за 1983 г. Л., 1985. С. 304-312. (В соавторстве с С. П. Сергеевым).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Выставка новых поступлений (1981-1985). Каталог / Музей изобразительных искусств КАССР. Петрозаводск, 1985. С. 5-14. (Раздел «Древнерусское искусство»).
Живопись Обонежья XVII-XVIII веков. Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. Л., 1987.
К истории художественных традиций старообрядчества в Карелии // Православие в Карелии: история и современность. Атеистические очерки. Петрозаводск, 1987. С. 97-101.
Художник-реставратор Геннадий Жаренков. Каталог выставки / Музей изобразительных искусств КАССР. Петрозаводск, 1988. (Вступит. ст. и сост. каталога).
Ikoneja Karjalasta 1400-1700 – luvuilta. Petroskoin kuvataiteiden museon kokoelmasta. Nāyttelyluettelo (Иконы 15-18 вв. из Карелии. Каталог выставки из собрания Музея изобразительных искусств КАССР). Seinājoki, 1990. (Вступ. ст. и сост. каталога).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Выставка новых поступлений. 1986-1990. Каталог / Музей изобразительных искусств КАССР. Петрозаводск, 1991. С. 7-12. (Сост. раздела «Древнерусское искусство).
Иконопись Заонежья второй половины XVII века (формирование стилистических направлений и эволюция иконостасов) // Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С. 142-160.
Иконостасы храмов Обонежья по Писцовой книге 1628-1629 гг. и некоторые вопросы развития иконостасных композиций в XVII – XVIII веках // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Николая Васильевича Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 126-136.
Иконостас церкви св. Варвары в деревне Яндомозеро (Заонежье) // Народное зодчество. Сб. научных трудов. Петрозаводск, 1992. С. 177-190.
Iconer frǻn Novgorod till Ishavet. En utstālling producerat av Bild Museet, Umeǻ universitets museum i samarbete med Umeǻ kommun. 28 august – 13 november. (Иконы от Новгорода до Арктического океана. Выставка в Музее университета города Умео). Umeǻ, 1994. (Сюжеты икон – в соавторстве с Маргарет Аттиус Зольман; сост. каталога).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Иконопись // Культура староверов Выга (к 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства). Из собраний КГКМ, КМИИ, музея «Кижи», ЦГАРК, МИРАПИ, частных коллекций. Каталог. Петрозаводск, 1994. С. 11-17, 93-99.
Иконопись // Древний Олонец. Петрозаводск, 1994. С. 86-110.
Karjalan ikoniaarteet 1400 – 1800 – luvuilta. Galleria Villa Nurminata, Parikkala. (Карельская иконопись 15-19 вв. Каталог выставки в галерее «Вилла Нурмината», Париккала). Lappeenranta, 1996. (Вступит. ст. и сост. каталога).
Памятники древнерусской художественной культуры в собрании Олонецкого епархиального древлехранилища – Церковно-исторического музея (1903-1918) // Краеведение и музей. Петрозаводск, 1996. С. 26-34.
Иконостас Успенской церкви в Кондопоге по архивным данным // Успенская церковь в Кондопоге. Сборник статей по материалам конференции. Кондопога – СПб., 1994-1996. С. 55-62.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Древняя живопись Суйсари // Село Суйсарь. История, быт, культура. Петрозаводск, 1997. С. 175-185.
Икона и народное искусство. Некоторые наблюдения над стилистикой заонежской живописи второй половины XVII – XVIII вв. // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры русского Севера «Рябининские чтения-95». Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 385-397.
Часовня пророка Ильи в деревне Шелтопорог и ее убранство (к вопросу о судьбах художественного наследия Выгореции) // Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1998. С. 298-301.
Икона «Богоматерь Одигитрия» XV в. из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия. История и атрибуция «Богоматери Одигитрии» из деревни Кинерма // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник за 1996 г. М., 1998. С. 245-249.
Живопись Северного Прионежья второй половины XVII в. // Известия Вологодского Общества изучения Северного края. Вологда, 1999. Вып. VII. С. 36- 48.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Храмы Кижского погоста и их убранство в XVI и XVII столетиях // Известия Вологодского Общества изучения Северного края. Вологда, 1999. Вып. VII. С. 79-83.
Успенская церковь в Олонце – сокровищница церковного искусства XV – XIX вв. // «Олонцу – 350» Тезисы научно-практической конференции. Олонец, 1999. С. 59-62.
Коллекционер Г. В. Туровский // Наше наследие. Художник А. И. Вахрамеев. 1874-1926. Каталог. Из собрания Г. В. Туровского. Петрозаводск, 1999. С. 47-48.
Литературные назидательно-аскетические сюжеты в иконописи Заонежья XVII-XVIII вв. // Православие в Карелии. Материалы республиканской научной конференции (24-25 октября 2000 г.). Петрозаводск, 2000. С. 122-125.
Золотая карта России. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Иконопись. Народное искусство. Эпос. М., 2001 (Вст. ст. и сост. раздела «Иконопись»).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Коллекция древнерусской живописи // Русская галерея. 2001. № 2. С. 56-58.
Сегозерские письма // Деревня Юккогуба и ее округа. Петрозаводск, 2001. С. 316-331.
Развитие иконографии «Покрова Богородицы» в искусстве Заонежья XVI – XVIII веков // Кижский вестник № 7 (Сб. статей). Петрозаводск, 2002. С. 140-147.
Иконопись Выгореции в собраниях музеев Карелии // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. Сб. научных статей и материалов. СПб., 2003. С. 220-231.
Икона 1889 г. с изображением патрональных святых крестьян деревни Косельга (к вопросу о сохранении и эволюции иконографических традиций в иконописи Заонежья конца XIX в.) // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения – 2003). Петрозаводск, 2003. С. 401-403. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Забытый музей // Русское искусство. 2004. № 3. С. 86-95.
Ikoneja Karjalasta. Nāyttely Haminan kaupunginmuseossa 3.7. – 19.9.2004. Hamina, 2004. (Православные святыни русского Севера. Выставка в Городском музее г. Хамина 3.7. – 19.9.2004. Хамина, 2004).
Партнерские проекты: изучение и экспонирование икон заонежских и тубозерских мастеров середины – второй половины XVII в. из собраний Музея изобразительных искусств Республики Карелия и Музея-заповедника «Кижи» // Актуальные проблемы развития музеев-заповедников. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск – Кижи, июнь 2006 г. Петрозаводск, 2006. С. 141-146.
Две вновь открытые иконы преподобного Александра Ошевенского как памятники начального периода Выговского иконописания // Женщина в старообрядчестве. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию основания Лексинской старообрядческой обители. Петрозаводск, 2006. С.209-215.
Житийные циклы на иконах святителя Николая из Обонежья и Западного Поморья (к проблеме формирования локальных иконографических традиций в северной иконописи) // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: материалы и исследования. М., 2007. С. 134 – 138. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Типология центров иконописания в Обонежье XVII – XVIII вв.(к вопросу об организации иконописного дела на Русском Севере) // Рябининские чтения – 2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 185-187.
Margareta Attius Sohlman «Ikonernas värld. Idehistoria och dogmatik». Stockholm: Carlssons, 2008. С. 9, 11. (Предисловие к книге).
Образы милосердия и добра. Иконы Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия. Каталог / Вступ. ст. и составление каталога. Мурманск, 2008.
«Страшный суд» в произведениях иконописи. Каталог выставки из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия / Составление; вступ. ст., каталожные данные. Петрозаводск, 2008. (В соавторстве с И. Н. Куспак и О. К. Ниловой).
Иконописное наследие Сямозерья // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 547 – 554.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Местный ряд иконостаса часовни Успения Пресвятой Богородицы в деревне Васильево на острове Кижи и некоторые вопросы развития иконописи Заонежья конца XVII – начала XVIII века // Кижский вестник. Петрозаводск, 2009. Выпуск 12. С. 179 – 187
Реставрация и изучение икон на тему «Страшного суда» из коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия // Гуманитарные науки в регионах России: состояние, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 15-летию РГНФ. 1 – 3 июня 2009. Петрозаводск, 2009. С. 179 – 181. (В соавторстве с И. Н. Куспак и О. К. Ниловой)
Актуальные вопросы изучения иконописи древней Карелии (некоторые итоги и перспективы исследований) // Международная научно-практическая конференция «Музей в современном мире. Художественное наследие Карелии и инновационные процессы в развитии культуры и искусства». Тезисы докладов. Петрозаводск, 2010. С. 69 - 76
Интерпретация заимствованного образца в иконописи Обонежья (на примере сюжета «Сошествие во ад») // Рябининские чтения – 2011. Материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 144-147
Роль народной религиозной культуры в формировании местного ряда иконостасов в храмах Карелии XVII – XVIII веков // Труды Карельского научного центра Российской Академии наук. № 6. 2011. Серия Гуманитарные исследования. Выпуск 2. Петрозаводск, 2011. С. 19 – 28.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Северные письма. Иконопись Пряжинского района. Петрозаводск, 2012. 16 с.
«Карельские письма» (к проблеме выявления иконописного наследия карел Республики Карелия) // XVII век в истории и культуре Русского Севера. К 400-летию отражения осады польско-литовских интервентов защитниками Каргопольской крепости. Материалы XII Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2012. С.352-360.
Об иконописном наследии народов Карелии: «карельские письма» // Православие в вепсском крае. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию основания Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря (г. Петрозаводск, 26 сентября 2012 г.). Петрозаводск, 2013. С. 225-248.
Северные иконы «Почи Господь в седьмой день» и «Отечество» («Отец и Сын Слово Божие») 3-й четверти XVII в. из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия // Памятники культуры. Новые открытия за 2005 г. М., 2013. С. 324-332.
Иконы на сюжет «Покрова Богоматери» в коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия // Страницы истории отечественного искусства. XXIII. Сборник статей, посвященных памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902 – 1981). СПб, 2013. С. 105-114.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из истории формирования музейного фонда древнерусской живописи в Карелии (вторая половина XIX – XX век) // Страницы истории отечественного искусства. XXIII Сборник статей, посвященных памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902 – 1981). СПб, 2013. С. 115-121.
«Образ всех святых Российских чудотворцев» из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия – памятник Выговского иконописания // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2014. Т. I. С. 372-382.
Иконописное убранство храмов Кижского погоста в XVI – XVII веках // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Сборник статей. Петрозаводск, 2014. С. 114-123
Отражение тенденций развития русской культуры XVIII века в эволюции художественного убранства Преображенской церкви Кижского погоста // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Сборник статей. Петрозаводск, 2014. С. 132-135.
Иконы Преображенской церкви «Преображение» и «Покров» в контексте развития заонежской иконописи второй половины XVII века // Церковь Преображения Господня: 300 лет на заонежской земле. Материалы Всероссийской научной конференции, приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи (3 – 5 сентября 2014 г., г. Петрозаводск, о. Кижи). Петрозаводск, 2015. С. 233-238.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Миниатюрный иконостас из Водлозерско-Ильинского погоста и икона «Сошествие во ад» из дер. Васильево в свете культурных связей Водлозерья и Каргополья // Рябининские чтения – 2015. Материалы VII конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2015. С. 225-229.
Деятельность Музея изобразительных искусств Республики Карелия по сохранению и презентации культурного наследия православия // Православие в Карелии. Материалы IV научной конференции, посвященной 25-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии (25 – 26 ноября 2015 года, г. Петрозаводск). Петрозаводск, 2016. С. 343-349.
Вновь открытая икона «Богоматерь Тихвинская» из Покровской церкви Кижского погоста в собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелия // Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи). Петрозаводск, 2016. С. 237-248.
Две иконописные мастерские середины – второй половины XVII в. в Пудожском крае и Заонежье: преемственность развития и своеобразие стилистики // «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича». Работы иконописных мастерских Пудожья и Заонежья середины – второй половины XVII века. Каталог выставки. Петрозаводск, 2017. С. 3-21. (Вступ. статья и составление).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.