Гвоздева Ж.В. (г.Петрозаводск)
Пудожский сказитель Никита Ремизов по воспоминаниям современников
@kizhi
Имя пудожского сказителя Никиты Антоновича Ремизова [1] (1877-1942 гг.) известно с 1938 года, времени, когда начала проводиться планомерная работа НИИ культуры Карело-Финской ССР по собиранию былин в Пудожском районе. Былины и сказки, записанные от него, стали ценнейшим наследием народной культуры. [2] Задача данного материала — попытаться дополнить его творчество рассказом о самом сказителе с помощью семейных воспоминаний и впечатлений людей, встречавшихся с ним.
Уникальный сказитель, живший на озере Купецком, был замечен зимней экспедицией Института культуры 1938 года. Собиратель И.В.Ломакина впервые упомянула имя Н.А.Ремизова как одного из выявленных сказителей. [3] Во время второй экспедиции, организованной летом 1938 года, при участии ныне известного ученого, члена-корреспондента РАН К.В.Чистова, были записаны практически все былины Н.А.Ремизова. В книге «Русские сказители Карелии» Кирилл Васильевич упоминает имя Ремизова среди признанных сказителей Пудожья. [4] Личные воспоминания К.В.Чистова, в то время девятнадцатилетнего юноши, рисуют нам пудожского сказителя, одного из «классиков» былинного исполнения так: «Никита Антонович – небольшого роста, кряжистый и очень подвижный, чернявый, с проседью на острой клинушком бороде. Словоохотливый, ироничный, сметливый, острый в непрерывных затеях и выдумках. В деревне подшучивали над его цыганской чернотой. Он же сам распустил слух, что он и есть цыган, его мол, в детстве на поросенка выменяли. На чей-то вопрос: а зачем же он тогда понадобился отцу с матерью, ведь своих детей было много, — он, не задумываясь, отвечал:
Так ведь сначала детей не было, а как я «пондравился», завелися.
Кто-то из односельчан не стерпел:
Никита, не ври! У тебя два брата старших было.
А они меня потом обогнали. Знаешь ведь, какой я неторопкий? – отвечал он, посмеиваясь.
И всем было ясно, что это не ложь, а забава».
В городе Петрозаводске живет внучка замечательного пудожского сказителя Зорина (в девичестве Амозова) Раиса Алексеевна. [5] К сожалению, она почти не помнит своего деда. Раисе Зориной было около 4-х лет, когда Никита Антонович умер. Из ее детских воспоминаний сохранилось немногое: «Помню, как дед все время сидел в доме – то валенки подшивал, то сапоги подбивал деревянными гвоздиками. Бывало, мама уйдет на работу, а я у дедушки спрашиваю, чем он занимается, — он в ответ: «Иди спать!» Все выгонял меня, чтобы не мешала. Помню смутно, как хоронили деда». Похоронен Н.А.Ремизов на кладбище в дер.Алексеевской (ныне Алексеево) Пудожского района, откуда и был родом. А вот жену его Ксению Егоровну Ремизову, хорошо помнит не только Раиса Алексеевна, но и ее дочь Зорина Марина Владимировна. Они рассказывали, что бабушка Ксения жила почти до 90 лет, всю жизнь была верующим человеком. Грамоты не знала, но помнила многие заговоры, исцеляющие животных (фото 1).
В сборник, составленный по материалам собранным в 1930-60-е годы на территории КАССР, вошли былины, баллады и духовные стихи, записанные от К.Е.Ремизовой: «Про Добрынюшку» (Добрыня и Алеша), «Про Лазарей», «Ефимьян Князь Великой» (Алексей человек божий) [6] . В момент записи ей было 76 лет [7] . Собиратели писали, что когда Ксения Егоровна рассказывает или поет, она постоянно занята чем-нибудь: вяжет, шьет или качает ребенка. Чтобы она ни рассказывала, всегда ссылается на мужа как на первоисточник. «Микита Антоныч что сказок знал, стихов и старин и всего. Все бывало складывал, сам про себя складет былину» [8] . О том, что дед был большой шутник М.В. и Р.А. Зорины знали от бабушки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
У Ремизовых было четверо детей: три сына и дочь. Один из сыновей – Иван Никитич Ремизов (1909-1986 гг.) был замечательным сказочником, знал былины, духовные стихи и пел их прекрасным сильным голосом; к тому же он был интереснейшим рассказчиком (фото 2). В фонотеке ИЯЛИ КНЦ РАН хранятся материалы, записанные в 1976-79 гг. сотрудниками Института В.П.Кузнецовой, Н.Г.Черняевой и других от Ивана Ремизова. Звуковые записи включают рассказ Ивана об отце Никите Ремизове, этнографические рассказы, юмористические рассказы, поверья, предания, сказки, анекдоты, былички, духовный стих «Алексей-человек божий», баллада «Девять братьев и сестра», а также былина с напевом «Добрынюшка как был да Никитич» в исполнении Ивана Ремизова. [9]
Исследовательница сказок, бытующих на территории Карелии, Т.И.Сенькина, среди нескольких типов сказочников выделяла сказочников-балагуров. [10] К такому типу принадлежал Никита Ремизов и его сын Иван. В 1970-е годы в Пудожском районе собирателям удалось записать сказки от потомков известных сказителей Е.И.Фофановой и И.Н.Ремизова, исполненные в типичной манере сказочников-балагуров. [11] Они стремились не просто рассказать, но и разыграть повествуемые события, в качестве иллюстративного материала, используя жесты, мимику, интонации голоса. Это было не просто рассказ, а настоящий народный театр, когда сказочник перевоплощался в тех героев, о которых шла речь. В 1970-е годы в одной из экспедиций был записан рассказ Ивана Ремизова об отце. По его словам Никита Ремизов, несмотря на то, что прославился именно как исполнитель былин, больше любил рассказывать веселые сказки и анектоды. [12] Вспоминая отца, И.Н.Ремизов рассказывал: «Отец помер на 63 году, без меня, он сказитель, былин много знал, пел былины; шутить любил, сказок много знал, да все с картинками, видно, поэтому их не записывали». [13]
В семье Зориных сохранилась редкая фотография Ксении Ремизовой, несколько фотографий детей Никиты и Ксении. К сожалению, изображения Н.А.Ремизова, кроме известного портрета, сделанного с натуры художником Г.А.Стронком, мы до сих пор не имеем. Вот что вспоминает Георгий Стронк в своей книге «По Карелии» о знакомстве с пудожским сказителем, Н.А.Ремизовым: «В интереснейший уголок Карелии – Пудожский район – я ездил еще до войны. Собираясь в эту поездку, испытывал сильное волнение в ожидании встречи со стариной. И не обманулся в своих надеждах. Я слышал былины от глубоких стариков, речь которых была насыщена уже давно забытыми в других местах словами из древнего лексикона. Яркая выразительность языка, патриархальные взгляды и удивительная непосредственность в поведении этих обаятельных людей усиливали впечатление старины. В деревне на Купецком озере проживал сказочник – Никита Антонович Ремизов, двоюродный брат и приятель известного сказителя И.Т.Фофанова. [14] Приземистый, моложавый старик с черными, как смоль волосами и смуглой кожей, Ремизов скорее напоминал жителя юга. Это был на удивление веселый и жизнерадостный человек. При нашем знакомстве он часто называл себя «чиганом», т.е. цыганом. Склонность Ремизова к шуткам и артистические способности доставляли собеседникам истинное удовольствие. Лукавая улыбка никогда не сходила с его лица, словно застряла в усах. К Никите Антоновичу часто обращались за советами девчата. С видом знахаря, спрятав улыбку, он шептал на ушко самые немыслимые рецепты, как «присушить» парня». [15] Художник Г.А.Стронк до сих пор помнит Никиту Ремизова: «Фофанов, Ремизов – это два друга. Тоже интересные типы… они в большей части все привирать, так сказать, могут. В особенности Фофанов» (из беседы сотрудников музея-заповедника «Кижи» в марте 2000 г.).
Известный фольклорист Ю.А.Новиков в своем докладе на конференции «Рябининские чтения-99» повторил высказанную еще П.Н.Рыбниковым мысль о выделении трех типов сказительского мастерства: сказители-певцы; калики-профессионалы; сказители-любители. [16] Ученый относит Н.А.Ремизова к сказителям-любителям или импровизаторам. У сказителей-импровизаторов обычно не находилось последователей, но Никита Ремизов передал свое мастерство одному из сыновей – Ивану.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Художественные традиции исполнителей эпохи П.Н.Рыбникова и А.Ф.Гильфердинга были сохранены в 20 веке благодаря многим пудожским сказителеям (Ф.А.Конашков, Г.А.Якушов, И.Т.Фофанов). Они передавались по наследству (кровному и семейному) через два, три последующих поколения. К числу удивительных и редких сказителей принадлежит и Никита Антонович Ремизов. Воспоминания рисуют его как человека талантливого, весёлого, щедрого на юмор и импровизацию. Особенности его характера в полной мере запечатлены и в его творчестве.
- [1] Существует другой вариант фамилии - Ремезов Н.А.
- [2] Былины Пудожского края. Петрозаводск. 1941. С.268-487
- [3] Там же. С.20
- [4] Русские сказители Карелии. Петрозаводск. 1986. С.26
- [5] Запись беседы с Зориной Р.А., 1939 г.р. от 22.02.2000 г. Личный архив автора.
- [6] Русские эпические песни Карелии. Петрозаводск. 1981. С.185-191.
- [7] Там же. С.184.
- [8] Там же. С.184.
- [9] Фонотека Института ЯЛИ КарНЦ РАН. №№ 2418-2565.
- [10] Сенькина Т.И. Типы русских сказочников Карелии // Фольклористика Карелии. Петрозаводск. 1987. С.60-67.
- [11] Там же. С.69.
- [12] Там же. С.70.
- [13] Фонотека Института ЯЛИ КарНЦ РАН. № 2418/50.
- [14] Предположение о степени родства Ремизова Н.А. и Фофанова И.Т. требует дальнейшего исследования. Родственники говорят, что они были троюродными братьями.
- [15] Стронк Г. По Карелии. Петрозаводск. 1979. С.23-29.
- [16] Новиков Ю.А. Становление мастера (былинный репертуар И.Т.Фофанова) // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера. Доклады III Международной конференции "Рябининские чтения". Петрозаводск. 2000. С.250.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.