Гущина В.А. (г.Петрозаводск)
Икона «Спас Смоленский» («Белый Спас») – местная чудотворная реликвия Кижского погоста
@kizhi
Данная статья продолжает исследование автора на эту тему. См.: Гущина В. А. «Белый Спас». (Из истории чудотворной иконы из Преображенской церкви в Кижах) // Православие в Карелии. Материалы республиканской научной конференции (24–25 октября 2000 г.). Петрозаводск, 2000. С. 126–128; Гущина В. «Белый Спас» – чудотворная икона Кижского погоста. Неожиданность нового ее обретения. Версия исследователя // Мир музея. 2003. No 1. С. 30; Гущина В. А. «Спас Смоленский» («Белый Спас») – икона Покровской церкви Кижского погоста «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля // Газета «Кижи». 2015. No 2. [Электронный ресурс] URL: http://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/130/9686.html Дата обращения 13.01.2021.
Аннотация: Статья посвящена изучению одного выдающегося музейного памятника – иконы «Спас Смоленкий», происходящей из иконостаса Преображенской церкви и хранящейся в фондовом собрании музея-заповедника «Кижи».
В 2010 году на Спасской башне Московского Кремля была обнаружена древняя надвратная икона, замурованная в годы советской власти, которая считалась утраченной безвозвратно (рис.1) [1] . 28 августа 2010 года вновь обретённая надвратная икона «Спас Смоленский» – «Господь Вседержитель» была освящена.
Какая связь может быть между двумя иконами – чудотворной иконой Кижского погоста и надвратной иконой Спасской башни Московского Кремля? Многое проясняет общее название этих двух образов: «Спас Смоленский». С какими событиями оно связано?
Спасские ворота Кремля являлись главными, это парадный въезд в Кремль. Все правители России перед коронацией проходили через них. Благословение Спасителя обращалось к императору (царю), проходящему через ворота, распространяясь на всех присутствующих.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Икона «Спас Смоленский» – «Господь Вседержитель» на Спасской башне Кремля была установлена в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году во время русско-литовской войны 1512–1522 годов. Икона почиталась чудотворной. Этот древнейший иконографический тип относится к эпохе Ивана Грозного. Спаситель представлен в образе «Вседержителя» фронтально, в рост, с благословляющей правой рукой и держащий в левой руке Евангелие, с припавшими к его стопам святыми – преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.
Интерес к образу Кижской чудотворной иконы «Спас Смоленский» связан в Заонежье с периодом «Смутного времени» временами конца XVI – начала XVII веков, в связи с нападениями иноземцев – шведских и польско-литовских отрядов.
В Писцовой книге 1628–1629 гг. даётся описание тяблового иконостаса церкви – предшественницы нынешней церкви Преображения Господня на острове Кижи с указанием: в местном ряду на третьем месте «по левую сторону царских дверей: … образ Спас Вседержитель» [2] .
Не является ли именно эта икона той чудотворной иконой Кижского погоста, простреленной польской стрелой в период «Смутного времени», именуемой «Белым Спасом»? [3] Следует принять во внимание разные названия, сопутствующие этой иконе, зафиксированные в архивных документах; в том числе, возможно, и вышеупомянутый «Спас Вседержитель» (1628 г.).
При этом вызывают интерес особенности иконографии следующих, упоминаемых в составе местного ряда: «Спас Вседержитель», «Спас на престоле», «Спас Всемилостивый в рост к припавшими к стопам святыми Александром Свирским и Варлаамом Хутынским» (вариант Северной России), «Спас Смоленский с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» (вариант Центральной России).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Икона «Спас Вседержитель», упоминаемая в Писцовой книге 1628 года в составе местного ряда церкви – предшественницы храма Кижского погоста Преображения Господня, как основной иконографический тип величественного ростового благословляющего Спасителя, на наш взгляд, вряд ли была уместна.
Изначально икона не предназначалась для помещения в иконостасе, как моленная икона, выполненная по частному заказу, что подтверждается включением в её иконографическую программу миниатюрных приписных фигур четырёх святых, изображённых в рост на узких полях иконы. Отсюда особенность их состава: святитель, Параскева Пятница, мученицы Екатерина и Марфа. Скорее всего, это патрональные святые заказчика и членов его семьи [4] .
Значительно большее распространение на Руси получил вариант ростового изображения Христа – «Спас с припадающими». Первой иконой, где святые припадают к ногам стоящего Спасителя, считается образ «Спаса Смоленского», написанного, как отмечалось, в связи со взятием Смоленска и помещенного над Спасской башней Кремля. Привлекает трансформация иконографического типа иконы «Спас Смоленский», в основе которой заложен величественный образ «Спаса Вседержителя».
Изображение «Спаса Смоленского» над Фроловскими воротами Спасской башни около 1514 года возникло, возможно, на основании имевшегося там ранее образа «Спаса с Сергием и Варлаамом» в результате именования этого образа Смоленским. Известны иконы с образом «Спаса с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским» (рис.2). Вероятно, первой парой заменившей Сергия и Варлаама стали Зосима и Савватий Соловецкие.
До XVI века в русском искусстве имел распространение вариант – Христос с припадающими жёнами-мироносицами Марией Магдалиной и Марией. Исследователи считают, что извод «Явление Христа жёнам-мироносицам» мог прямо воздействовать на возникновение композиционной схемы «Спаса Смоленского». Известен образ «Господа Вседержителя с фигурами сестёр Лазаря Марфы и Марии, припадающими к ногам Спасителя», предсказывающих грядущие его страдания.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Иконография «Смоленской» иконы, находившейся на Спасской башне, где вместо Марфы и Марии появились Варлаам и Сергий, привела к трансформации смысла изображения. Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский припадают к стопам Спасителя с молением за жителей Москвы. В данном случае мы видим смелые эксперименты иконотворцев в замене «действующих персонажей» в зависимости от происходящих исторических событий и чудотворных «сказаний». Кроме того, подвергая сомнению наличие варианта иконы с изображением ростового благословляющего «Спаса Вседержителя» в местном ряду церкви – предшественницы храма Преображения Господня, предпочтение отдаётся образу «Спасителя Вседержителя с припадающими к стопам святыми Александром Свирским и Варлаамом Хутынским».
Такой подход позволяет подтвердить идею аналогичности иконы «Спаса Вседержителя», упоминаемого в 1628 году чудотворному образу Кижского погоста «Спасу Смоленскому», тем более что данная икона упоминается в народных «сказаниях» с 1612 года и во все последующие времена до настоящего момента. Доказательство, по меньшей мере, умозрительное, но и не лишённое логического подтверждения в связи с большей уместностью нахождения этого изображения именно в местном ряду.
Для отождествления иконы «Спас Вседержитель» с иконой «Спас Смоленский» или «Всемилостивый Спас», как видимо, нет достаточных оснований, хотя и исключать возможность этого также неправомерно.
Такое заключение на данном этапе вызвало интерес к дальнейшим исследованиям. Многое о необычной судьбе чудотворной иконы Кижского погоста «Спас Смоленский» или «Белый Спас» со временем удалось узнать.
В Кижах с давних пор известно особое отношение к этой иконе. Во вновь построенной в 1714 году Преображенской церкви икона «Всемилостивого Спаса» на правах чудотворной иконы Кижского погоста располагалась вне местного ряда, но также на почётном месте – за правым клиросом, в пышном, торжественном убранстве: «… на нем риза и венец серебряные, в киоде резном под червонным золотом, с колоннами золочеными у коих наверху сень золоченая самой высокой работы», датируемый 1777годом [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Редкий случай! В 1814 году в Петербург был заказан серебряный оклад для чудотворной иконы Спаса. В 1815 г. у иконописца Федора Данилова из Толвуи купили икону Спаса «… нельзя определить более важной иконы этой иконографии» [6] . Создание копии подтверждает особый статус древней иконы. Икона – копия в «… посеребренном окладе…, датируемом 1777 годом располагалась уже в другой, зимней, Покровской церкви (за правым клиросом её Никольского придела).
Далее, в 1937 году, после закрытия Преображенской церкви, события разворачивались следующим образом: чудотворная икона была перенесена в местный ряд действующей Покровской церкви; а на её место поставили икону – копию «Всемилостивого Спаса». На ней был всё тот же оклад 1777 года, вместе с которым икона – копия вместе с другими иконами была вывезена в 1943 году в Финляндию.
В 1943 г. во время оккупации Заонежья финнами, чудотворная икона Всемилостивого Спаса была помечена надписью «Kisin Talvi Kirkko», свидетельствующей о наличии иконы в данный период в зимней, Покровской церкви. А на иконе – копии появилось финское цифровое обозначение «4/155» (под цифрой «4» числились иконы, вывезенные в Финляндию из Преображенской церкви).
Странная история произошла с чудотворной иконой. Она исчезла! В 1944 году вывезенные иконы, в том числе и икона – копия, экспонировались на выставке в г. Хельсинки. После возвращения икон из Финляндии в 1945 году икона – копия под новым названием «Спас Смоленский» была принята в фонды Музея изобразительных искусств.
В то же время судьба чудотворной иконы «Белый Спас» сложилась совсем иначе. Перипетиями военного времени её забросило в груду «… ненужного церковного хлама…». К счастью, икону совершенно случайно здесь, в амбаре из деревни Коккойла обнаружили главный хранитель музея «Кижи» А.Т. Беляев и научный сотрудник Б.А. Гущин.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Икона была в окладе. После снятия оклада с иконы опытный глаз кижского реставратора И.М. Гурвич после пробной расчистки увидел прекрасный образец иконописи XVI века. Тогда же, в 1968 году, икона под названием «Спас из церкви Преображения» (без инвентарного номера) поступила на реставрацию в Государственную центральную художественную научно-реставрационную мастерскую.
Икона была раскрыта в 1973 году И.М. Гурвич и в 1976 году, после реставрации, под названием «Спас Смоленский» (Кижи КП-253/4) была введена в состав местного ряда иконостаса зимней церкви Кижского погоста на то же самое место, с которого она исчезла в период финской оккупации (рис.3,4). Но при этом все эти годы икона не ассоциировалась со своим первоначальным названием «Всемилостивый Спас» или «Белый Спас» и не воспринималась как местная чудотворная реликвия.
И, тем не менее, тайну иконы, столь долго таившей свою истинную значимость под разными названиями, удалось раскрыть. Желательно вернуть иконе традиционное известное с 1628 г. название «Всемилостивый Спас», получивший в народе признание как легендарный «Белый Спас». И, конечно, необходимо установить эту особо почитаемую икону на своё прежнее почётное место – за правым клиросом в интерьере знаменитой 22-главой Преображенской церкви.
Несомненно, новое обретение древней реликвии Кижского погоста – иконы «Белый Спас» – придаст ещё большую популярность заповедному острову. Высокое профессиональное мастерство её исполнения, чистый, тёплый золотистый фон, изысканный колорит, утончённые, выразительные силуэты святых, придают иконе умиротворение и вселяют надежду на исполнение молитвы [7] .
Данный материал финским исследователям не был известен: вот почему они уделили особое внимание иконе-копии. Дальнейшие исследования принесли новые подтверждения авторской версии, связанной с первоначальным названием этой иконы – «Вседержитель», известного с 1628 года. Название иконы в разные годы по содержанию – идентичны: олицетворяют образ «Вседержителя», защитника и благословителя в военных делах и ратных подвигах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основания для отождествления иконы «Спас Вседержитель» с иконой «Спас Смоленский» или «Всемилостивый Спас» подтвердились [8] . Икона «Спас Смоленский» идентична иконе «Господь Вседержитель». По композиции, рисунку деталей (например, положение складок гиматия ) она близка одноимённой иконе середины XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля [9] . На иконе Благовещенского собора к стопам Спасителя припадают Варлаам Хутынский и Сергии Радонежский. На кижской иконе изображены Варлаам Хутынский и Александр Свирский. В выборе святых учитывался регион, для которого икона исполнялась: Варлаам Хутынский был основателем почитаемого на Севере новгородского монастыря, а Александр Свирский – крупнейшего монастыря Олонецкого края.
Кроме того, по трактовке деталей икона из Покровской церкви «Спас Смоленский» близка к иконе из Сийского иконописного подлинника [10] . Данная версия подтверждается также изображением на иконе «Вседержитель» с коленопреклонёнными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. XVIII в. поморского (выговского) литья (Кижи КП-150/16). [11] (Рис.5).
Таким образом, кижская икона «Спас Смоленский» обретает всё большую познавательную ценность.
Такова история кижской чудотворной иконы из церкви – предшественницы Преображения Господня. Иконы с таинственной биографией почти четырехсотлетнего возраста.
- [1] Токарева Л.Б. Надвратные образы Кремля // Русская история. 2010. № 3-4. С. 82-83.
- [2] Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые и переписные книги XVI – XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. С. 72.
- [3] Гущина В.А. «Белый Спас». (Из истории чудотворной иконы из Преображенской церкви в Кижах)… С. 126-128.
- [4] Пуцко В. Г. Икона Спаса Всемилостивого в Покровской церкви на острове Кижи // Кижский вестник. Петрозаводск, 2015. Вып.15. С.100.
- [5] Гущина В. «Белый Спас» – чудотворная икона Кижского погоста… С.30.
- [6] Дудинова Т.Ю. Неопубликованная работа Ларса Петтерссона и Пенти Хяркёнена «Кижская Преображенская церковь. Величественный памятник церковного искусства Олонецкого края» // Кижский вестник. Петрозаводск, 2015. Вып. 15. С.23.
- [7] Гущина В. «Белый Спас» – чудотворная икона Кижского погоста… С.30.
- [8] Качалова И.Я., Маслова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990, С. 65. Ил. 167. Икона «Господь Вседержитель с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским».
- [9] Там же.
- [10] См.: Пуцко В.Г. Икона Спаса Всемилостивого… С.93.
- [11] Культура староверов Выга. (К 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства): Каталог / Сост. А.А. Пронин. Петрозаводск, 1994. С.105.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.