Гашков И.Г. (г.Петрозаводск)
О плащанице первой половины XIX в. в церкви Преображения Господня на острове Кижи
@kizhi
Аннотация: В статье рассматриваются происхождение, история бытования и современное использование плащаницы из церкви Преображения Господня, которая входит в состав фондового собрания музея-заповедника «Кижи».
В фондах музея-заповедника «Кижи» хранится редкий предмет, происходящий из церкви Преображения Господня - плащаница (КП-4528). О ней уже писали в своих статьях Е.И. Яскеляйнен и Г.И. Фролова. [1]
Плащаница представляет собой холст с масляной живописью размером 215 х 90 см., окантованный каймой из ткани (рис. 1) На холсте в натуральную величину изображено тело умершего Иисуса Христа. На тканой кайме вышит текст тропаря, который исполняется во время выноса плащаницы из алтаря на середину церкви в день великой пятницы на пасху: «БЛАГООБРАЗНЫЙ IОСИФЪ СЪ ДРЕВА СЪ НЕМЪ/ ПРЕЧИСТОЕ ТЕЛО ТВОЕ/ ПЛАЩАНИЦЕЮ ЧИСТОЮ ОБВИВЪ И ВОНЯМИ ВО ГРОБЪ/ НОВЪ ПОКРЫВЪ ПОЛОЖИ».
На Руси до XVIII в. плащаницы (их ещё называли «Воздухи большие») обычно делались ткаными с вышивкой. На них изображался сюжет «Оплакивание Христа» (второе название «Положение во гроб»). У плащаниц была кайма, как правило, с текстом. Размеры плащаниц доходили до 2х1,5 метров. Кроме больших воздухов были ещё и просто «Воздухи», меньшего размера с изображением сюжета «Христос во гробе», тоже из ткани. В конце XVII в. наряду с шитьём стали использовать живопись. [2] Отметим, что в фондах музея-заповедника «Кижи» есть еще одна плащаница, датируемая началом XX в., поступившая из Пудожского района Карелии, к сожалению, с утратами. (КП-196/14) (рис. 2). Размер плащаницы 165 x 98 см. Она выполнена в комбинированной технике: шитьё дополнено вставками масляной живописи на картоне.
Нам известно, что в церкви Преображения Господня до Великой Отечественной войны в алтарном помещении находился малый воздух. Он упоминается (без указания размеров) в описи церковного имущества 1830 г. [3] Позднее, в описи 1867 г. уточняется: в алтаре по правую сторону жертвенника «плащаница писанная на холсте» длиною 1,5 аршина и шириною 13 вершков (то есть около 106,5 х 58,5 см.) [4] Эту малую плащаницу можно увидеть на юго-восточной стене алтарного помещения церкви на фотографии 1943 г. Рис. 3. Сохранилась ли она и где находится в настоящее время – не известно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Наша плащаница впервые упоминается в Записи о прибылых вещах за 1834 г., как «писанная на холсте самой высокой работы», пожертвование крестьянина Антона Ошевнева. [5] На обороте холста есть надпись: "АНТОНА МАКСИМОВА ОШЕВНЕВА" (рис.4, см. также рис.11 в статье А.А. Трофимова). Антон Ошевнев, был уроженцем деревни Ошевнево, находившейся неподалёку от о. Кижи. Его брат Нестор Ошевнев (в семье которого Антон проживал) являлся строителем дома Ошевневых (1876 г.), в настоящее время украшающего экспозицию музея-заповедника «Кижи» [6] .
В нижней части живописного изображения есть интересная надпись: «Мера Спасителя Нашего Iисуса Христа Принесенная Изъ Iерусалима / Въ бытность Напоклонение Гробу Господьню Россiйскаго Князя Владимира Ерославича Тогда Патриархъ / Iерусалимской Благословилъ въпамети и Благополучiй Россиiскому Царству воcлаву Божiю» (рис. 5).
Плащаницы использовались только во время пасхальных богослужений. В остальное время они могли находиться в ризнице или в алтаре или в помещении церкви, например в киоте, за стеклом. [7] О нашей плащанице в описи церковного имущества 1867 г. написано: «Подле иконостаса на южной стороне Плащаница, писанная на холсте. Длиною 2 аршина и 2 вершка Шириною 1 аршин и 4 вершка» (то есть около 151 х 89 см. В указании длины, вероятно, ошибка). [8]
На фотографии 1943 г. можно увидеть большую витрину-гробницу, расположенную в южном прирубе церкви Преображения Господня. В витрине лежит плащаница, видна её кайма с бахромой. Над витриной устроена сень (рис.6).
По сведениям искусствоведа, профессора Н.Н. Соболева «…почти до XVIII в. существовал обычай во время Страстной недели устраивать над плащаницей временную сень, ставившуюся посредине церкви». [9] В Кижах сделали постоянную сень в стиле ампир. Когда это произошло неизвестно, Г.И. Фролова, ссылаясь на архивные документы, пишет, что в 1897 г. столяром Василием Судьиным для плащаницы была изготовлена тумба. [10] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Судя по фото (рис.6), витрина-гробница была окрашена белой краской. Она гармонично смотрелась в помещении, где в 1870 г. похожей белой краской были покрашены стены, боковые стенки клиросов и потолки в прирубах (нижняя часть стены высотой около метра или более, вероятно, была окрашена в красный цвет). [11] Белую окраску имели и два больших напольных киота, которые были установлены перед клиросами. [12] Во время реставрации, проводившейся под руководством А.В. Ополовникова в 1950-х гг., киоты и другие предметы XIX в. были удалены из помещения церкви. Также удалили обшивку стен и потолков. Судьба напольных киотов, гробницы-витрины и сени неизвестна. После этого в интерьере церкви белые покраски остались только на боковых стенках клиросов. Остатки старой краски сохранились на откосе окна и на раме иконостаса (рис. 7 (а,б)). [13]
Плащаница была обнаружена среди вещей, долгое время лежавших в подклетах церквей и других помещений на о. Кижи. Только в 1995 г. она была принята в фонды музея в плохом состоянии, с многочисленными утратами. [14]
В ходе подготовки к восстановлению интерьера церкви Преображения Господня было решено отреставрировать плащаницу и вернуть её в интерьер. Для экспонирования плащаницы взамен утраченной необходимо было изготовить новую витрину.
Подготовительные работы были произведены в июне 2018 г., в них участвовали художники-реставраторы ВХНРЦ Г. В. Безрукова-Евсеенко и А. Г. Лобанова. На основе их материалов в дальнейшем была подготовлена необходимая техническая документация.
В 2019-2020 гг. Плащаница реставрировалась в ВХНРЦ в двух мастерских: реставрации масляной живописи и реставрации тканей [15] . В процессе работ проводилось обсуждение методов восполнения утраченного бархата и вариантов восстановления утраченных фрагментов текста на кайме, способов крепления каймы к среднику, а также вопросов дальнейшего экспонирования плащаницы, в которых принимали участие сотрудники ВХНРЦ и представители музея-заповедника «Кижи» [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В июле 2020 г. плащаница вернулась после реставрации в г. Петрозаводск, после чего была перевезена на остров Кижи, где в интерьере церкви она была помещена в новую витрину-гробницу (рис.8). Под подрамник для циркуляции воздуха изготовили и подложили 6 небольших деревянных квадратных подставок и 12 мешочков с силикагелем для уменьшения влажности. Новая гробница-витрина больших размеров, чем оригинальная. Связано это с состоянием сохранности тканевой каймы плащаницы, дошедшей до нас в ветхом состоянии. Несмотря на реставрацию, укрепившую ткань, было принято решение добавить к подставке пологие скосы для того, чтобы ткань не свисала, как раньше, а лежала на плоскости. Для того чтобы плащаница не выгорала, витрину накрывают специально сшитым покрывалом.
Таким образом, в результате проведенных реставрационных работ в интерьер Преображенской церкви вернулся ценный экспонат, непосредственно связанный с историей знаменитого храма на острове Кижи.
- [1] Яскеляйнен Е.И. Коллекция церковного убранства и священнического облачения музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник. Петрозаводск, 2000. Вып. 5. С.191-205. Фролова Г.И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (Обзор архивных источников). // Кижский вестник. Петрозаводск, 2003. Вып.8. С.20-35.
- [2] Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитьё: каталог. М., 2004. С. 17,53.
- [3] Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694-1945 гг.) / Авт.-сост. В.А. Гущина, Б.А. Гущин. Петрозаводск, 2013. С. 21. (Из описи учиненной Олонецкой Епархии Петрозаводского уезда Благочинным Кижского Погоста Священником Иоанном Феодуловым всему церковному имуществу, находящемуся в церкви Преображения Господня Кижского погоста июля 17-го дня 1830-го года).
- [4] Документы и материалы ... С. 63. (Из Описи церквей Преображения Господня и Покрова Пресвятые Богородицы Олонецкой епархии Петрозаводского уезда Кижского погоста, составленная священно- и церковнослужителями в 1867 г.).
- [5] Яскеляйнен Е.И. Указ. соч. С. 194.
- [6] Благодарю сотрудника музея «Кижи» С.В. Воробьеву за предоставленную информацию.
- [7] Маясова Н.А. Указ. соч. С. 124.
- [8] Документы и материалы … С. 69. (Из Описи церквей Преображения Господня и Покрова Пресвятые Богородицы …).
- [9] Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.;Л., 1934. С. 241.
- [10] Фролова Г.И. Указ. соч. С. 29.
- [11] Документы и материалы … С. 81. (Анкета со сведениями о Преображенской церкви 1870).
- [12] Документы и материалы … С. 24. (Из описи учиненной … ). Документы и материалы … С. 68-69. (Из Описи церквей Преображения Господня и Покрова Пресвятые Богородицы … ).
- [13] Поэтому новая гробница-витрина, окрашенная, как и прежняя, в белый цвет, сейчас выглядит в интерьере церкви не совсем гармонично. В поддержку белой гробницы остались только клиросы, на боковых стенках которых осталась старая белая краска.
- [14] Яскеляйнен Е.И. Указ. соч. С. 191-192.
- [15] См. статьи В.С. Букреевой и Е.Н. Завариной, а также А.А. Трофимова и Д.В. Самойленко в настоящем сборнике.
- [16] В обсуждении принимали участие заведующая мастерской реставрации тканей Е. В. Семечкина, заведующая мастерской реставрации масляной живописи Н. С. Кошкина, другие специалисты ВХНРЦ, а также сотрудники музея-заповедника «Кижи» И.Г. Гашков и Р.А. Гашкова.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.