Керамика
Керамика: механические повреждения
Метки: пример оформления карточки
- Бой («экспонат разбит на 5 фрагментов и множество мелких»)
- Полная утрата отдельных частей
- Утрата значительных кусков предмета (фрагментов)
- Сколы (утраты на поверхности черепка — с повреждением глазури, росписи или ангоба).
- Выщерблены — имеется тот же характер скола, но размеры незначительны (не более 1–2 мм.)
- Трещины
- Царапины
- Потёртости надглазурной росписи
Источники:
- Охрана музейных памятников и описание их сохранности / МК РСФСР, Труды НИИМ. - Вып.11. - М., 1964. — Лихачева Д.И. Керамика, стекло и каменные изделия.
Керамика: наиболее известные формы античных сосудов и примеры описания керамики
Метки: посуда | типология | чаша
- Амфора — ваза в форме амфоры на прямоугольной подставке.
- Кратер — чашка чайная в форме кратера.
- Килик — вазочка для печенья в форме килика.
- Скифос — карандашница в форме скифоса.
- Фиала — блюдо в виде фиалы.
- Лекиф — ваза-цветочница в форме лекифа.
Источники:
- Изучение и научное описание памятников материальной культуры. - М., 1972. — Суслов И.М. Изучение и научное описание памятников керамики. - С.66.
Керамика: порядок описания
Метки: грушевидное | конус | круглое | описание предмета | посуда | пример оформления карточки | составные части | сосуд | цилиндр | чаша
- Тулово: Исходить из лежащего в его основании стереометрического тела (шара, цилиндра, конуса — обычного, усеченного). Если форма сложная — ссылаться на все известные и часто встречающиеся в обиходе предметы (рог, груша, яйцо, бочонок и т. п. ): тулово рогообразное, грушевидное etc.
- Основание: а) форма, б) плоское или вогнутое вовнутрь.
- Стоян (ножка): Форма — наличие утолщения (сужения) на средней части, у основания или в месте перехода в тулово (например, ножка цилиндрическая, низкая, расширенная в своей верхней и нижней части, с кольцевидным утолщением по середине).
- Горло — а) форма (цилиндрическая, кольцевидная, с расширением кверху, книзу); б) форма нижней части, вырастающей из тулова; в) средней части или шейки; г) верхней части, завершающейся устьем или бортом (края борта вогнуты вовнутрь и пр. ).
- Крышка с навершием — форма (круглая, плоская в основании, слегка выпуклая в своей верхней части; в виде шара, сосновой шишки, ягоды, плода на стебле с 2-мя листьями и т. п. ).
- Носик (рыльце, вылив или льяло). У чайников, кофейников, кувшинов и др. изделий: а) форма в целом (носик цилиндрический, сужающийся в сторону отверстия, направленный под острым углом к тулову; носик Г-образный [etc]; б) описание деталей (в месте прикрепления к тулову носик в поперечном сечении овальный, у отверстия круглый, 6-гранный, треугольный и т. п. ; носик соединён с горлом соссуда фигурной перемычкой (даётся подробное описание этой перемычки); вылив в месте прикрепления его наиболее широкой части к горлу кувшина образует правильный круг, треугольник, полуовал и т. д.
- Ручка (ручки). Методика описания такое же, как у носика. Например, ручка S-образной, Г-образной, С-образной формы […].
При описании поверхности различных изделий необходимо указывать: гладкая, ребристая, рифленая, ложчатая, граненая (с указанием формы и направления рёбер, ложек, выпуклостей, граней).
При наличии рельефных и врезанных в тесте украшений необходимо отметить: а) характер изображений (барельефное, горельефное, углубленное); б) форму, расположение инаправление рельефных или врезанных в тесте валиков, бороздок, желобков, их раппортность (повторение) […].
В описании борта тарелок, блюд, ваз необходимо указать: а) форму; б) украшения. Например, борт гладкий, украшен росписью […], поверхность борта прорезная в виде ажурной сетки, борт украшен барельефным изображением пляшущих вахканок, край борта фестончатый, волнистый, зубчатый, гладкий, с золотистой полоской, с тремя рельефными концентрическими утолщениями.
Поддон [NB: это НЕ «непосредственное основание или дно предмета»]. Поддон или подставка под кувшин, салатник, соусник, масленку, вазу сделан специально для того, чтобы выливающаяся из сосуда жидкость не испортила скатерть на столе. Одновременно П. служит в качестве небольшого подносика. В ряде случаев П. неотделим от самого сосуда, как например, у некоторых соусников, и составляет с ним одно целое. При описании П. необходимо указать выполнен ли он вместе с сосудом, составляет ли часть того или иного сервиза или отличается от сосуда по форме и украшениям.
Источники:
- Изучение и научное описание памятников материальной культуры. - М., 1972. — Суслов И.М. Изучение и научное описание памятников керамики. - С.67-68.
Ассортимент фарфоровой и фаянсовой посуды
Метки: стеклянное | стекольное производство | типология
Большинство видов посуды изготавливается как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые виды посуды вырабатывают только из фарфора (в основном чайники, кофейники, сахарницы, молочники, сливочники) или из фаянса (пловницы, хлебницы, миски). Фаянсовая посуда по объёму выпуска и разнообразию ассортимента занимает второе место после фарфора.
- Чайная и кофейная посуда включает чашки, бокалы и кружки, чайники, кофейники.
- Чашки изготовляют с блюдцами. Они бывают разного назначения — чайные, кофейные, чайно-кофейные, детские. Чашки кофейные с блюдцами отличаются малой ёмкости (40–60, 100–130 куб. см). Чашки чайно-кофейные с блюдцами имеют большую ёмкость (100–170 куб. см). Чашки чайные с блюдцами обычно имеют ёмкость 200–250 куб. см.
- Бокалы — подарочные изделия в форме высокой чашки, с блюдцем или без него, с ручкой, крышкой или без них.
- Кружки в отличие от чашек имеют более простую форму и обычно продаются баз блюдец.
- Чайники подразделяют по назначению на заварные (ёмкостью 250, 350–375, 450, 500–700, 735–800 куб. см) и доливные (ёмкостью 1000–1250, 1400 и более куб. см).
- Кофейники отличаются от чайников большей высотой корпуса и формой.
Кроме всего вышеперечисленного в подгруппу чайно-кофейной посуды входят также блюдца, для варенья, пиалы, сливочники, сахарницы, молочники, маслёнки, вазы для фруктов и варенья.
Столовая посуда включает тарелки, миски, салатники, блюда, вазы для супа и компота, селёдочницы, горчичницы, хренницы, грибницы, соусники.
Основное место в данной подгруппе занимают тарелки, которые по назначению делятся на глубокие (диаметром 250 мм), детские и полпорции (диаметром 178 и 200 мм соответственно); мелкие для вторых блюд различного диаметра. Край тарелок бывает гладкий, рельефный, рельефно-вырезной.
Комплектные изделия включают сервизы чайные, кофейные, чайно-кофейные, столовые; гарнитуры того же назначения; комбинированные сервизы и гарнитуры чайно-кофейные.
Майоликовая посуда подразделяется аналогично ассортименту фарфоровой и фаянсовой посуды. Из майолики вырабатывают чашки, блюдца, кружки, стаканы, пиалы, кувшины, маслёнки, сахарницы, хлебницы, вазы для фруктов, тарелки для торта, настенные тарелки, миски и другие штучные изделия, а так же комплекты для салата, ликёра, приборы для кваса, пива, вина.
Гончарная посуда по назначению делится на посуду кухонную — для приготовления и подогрева пищи (горшки, крынки для молока, плошки), для хранения и подачи пищи и напитков (миски, кружки и кувшины, маслёнки, ёмкости для хранения сыпучих продуктов) и на изделия для цветов (горшки цветочные, кашпо или подставки для цветов, вазы).
Источники:
Керамика: дефекты внешнего вида
Метки: стекольное производство | типология
Существуют следующие дефекты внешнего вида:
- дефекты черепка и глазури — деформации, выбоины и щербины, натеки глазури, плешины (отсутствие глазури в некоторых местах), цек (сеть мелких трещин), засорка глазури, мушки (небольшие пятнышки, появляющиеся в результате загрязнения керамической массы окислами железа), прыщ и пузырь;
- дефекты декорирования — помарки краской, дефекты сборки декалькомании (разрыв частей при наложении переводных картинок), обрыв лепков, пережог краски (выгорание), недожог краски (матовость).
Источники:
Марочники по керамике и стеклу
Метки: библиография | стекольное производство
Основная литература
(по А. А. Воробьёву. МГУКИ, 31.01.2004)
- Ашарина Н.А. Русское стекло XVII-XX вв.— М., ГИМ, 1998.
- Бубнова Е.А. Конаковский фаянс.— М., 1978.
- Бубнова Е.А. Старый русский фаянс.— М., 1973.
- Долгих Е.В. Русское стекло XVIII в. в собраниях музея керамики в Кусково.— М., 1978.
- Дулькина Т.И., Ашарина Н. А. Русская керамика и стекло XVIII — XIX вв.— М., 1978.
- Егорова-Котлубей М.Л. Русский фарфор и фаянс с неизвестными марками.— Л., 1935.
- Из истории русской керамики и стекла XVIII-XIX вв. / Сб. трудов ГИМ, вып. 62.— М., 1986.
- Императорский фарфоровый завод. / Под ред. Н. Вольфа.— СПб., 1904.
- Кудрявцева Т.В. Фарфор русских императоров.— СПб., 2003.
- Лазаревский И.С. Среди коллекционеров.— СПб., 1914.
- Попов В.А. Русский фарфор. Частные заводы.— Л., 1980.
- Салтыков А.Б. Избранные труды.— М., 1962.
- Селиванов А.В. Фарфор и фаянс Российской империи.— Владимир, 1908. + 2 прибавления 1906.
- Троцкий, Фогт. Марки фарфора, фаянса и майолики. Русские и иностранные.— Пг., 1919.
- Чёрный Н.В. Фарфор Вербилок.— М., 1970. (Единственный сводный труд) .