Складень
Складень-триптих малый "Деисус с предстоящими"
Складень-триптих малый «Деисус с предстоящими» (т. н. «девятка» — по числу изображенных святых).
Второй по распространенности — после складня четырехчастного — памятник поморского медного литья.
Иконографический тип складня устойчив. Декорировка лицевой и оборотной сторон весьма вариативна. Особую эволюцию претерпело изображение Голгофского креста на крышке триптиха.
В коллекции [музея «Кижи»] памятник имеет малое представительство:
- самый распространенный («тиражированный») вариант, эмалированный многоцветием (до 5 колеров) с Голгофой на крышке в овальном картуше;
- чрезвычайно редкий безэмальный вариант изящной формовки с замочком;
- вариант складня повышенной декоративности — все три створки украшены с об. стилиз. растительным орнаментом вокруг свободного овального картуша.
Источники:
- Винокурова Э.П. (ГРМ) Краткий обзор собрания медной пластики Кижского музея-заповедника. - Февраль 1984 г. — [Л.2]. - НРФ музея "Кижи".
Складни-триптихи малые с изображением праздничных сюжетов
Метки: икона | описание предмета | церковь
Складни-триптихи малые с изображением праздничных сюжетов (поморское медное литье).
Эти складни композиционно и по размеру идентичны предыдущим «девяткам». Всегда эмалированы. Состав изображений меняется. Имеется до 15 иконографических комплексов.
Источники:
- Винокурова Э.П. (ГРМ) Краткий обзор собрания медной пластики Кижского музея-заповедника. - Февраль 1984 г. — М/п. [л.2]. - НРФ музея "Кижи".
Складни-триптихи. "Трехфигурный поясной Деисус"
Метки: икона | типология | церковь
Складни-триптихи. «Трехфигурный поясной Деисус» (поморское медное литье).
3 типа [в музее-заповеднике «Кижи»?]:
- Большой деисусный складень. Нескольких стилистических вариантов. Наиболее распространена модификация с широким «Ж-образным» бордюром на каждой створке и развитой формой голгофского креста на крышке складня.
- Средний деисусный складень. Имеет две разновидности, примерно равной повторяемости.
- Малый деисусный складень. Имеет значительное количество стилистических модификаций.
Источники:
- Винокурова Э.П. (ГРМ) Краткий обзор собрания медной пластики Кижского музея-заповедника. - Февраль 1984 г. — М/п. [л.3]. - НРФ музея "Кижи".
Складень трехчастный, "Двунадесятые праздники"
Складень трехчастный, «Двунадесятые праздники» (поморское медное литье).
Типологические предшествует складню четырехчастному («Двунадесятые праздники»). Встречается реже четырехчастного (соименного). Известен в нескольких стилистических модификациях.
В коллекции [музея «Кижи»] — 2 из них:
- эмалированная многоцветием (до 8 колеров) замечательного качества финифти с гладким шлифованным оборотом. Голгофский крест резан позже резцом по уже отлитому изделию;
- безэмальный вариант с гладким полированным оборотом.
Источники:
- Винокурова Э.П. (ГРМ) Краткий обзор собрания медной пластики Кижского музея-заповедника. - Февраль 1984 г. — [Л. 2]. - НРФ музея "Кижи".
Иконостас "большой 4-частный": "Двунадесятые праздники" (памятник поморской группы)
Метки: икона | типология | церковь
- самый распространенный, типологически устойчивый памятник.
- с килевидным 3-лопастным навершием (кокошником).
- основные стилистические варианты:
- «эмалированный вариант»
- «вариант складня изящной формовки, не предназначенного под заливку финифтью, встречающегося в единичных экземплярах».
- весьма редкий складень с декорировкой обоих центров створок с обеих сторон. Складень известен как в эмалированной, так и безэмальной разновидности.
Источники:
- Материалы из фондов музея-заповедника "Кижи" — Винокурова Э.П. (ГРМ). Краткий обзор собрания медной пластинки Кижского музея-заповедника. Февраль 1984 г. Машинопись (л.1). НРФ музея «Кижи».
Складень
Метки: золотистое | икона | серебристое | церковь
Иконы, предназначенные для путешествий, в виде складывающихся двух, трёх или более створок, соединённых шарнирами (двустворчатые, трёхстворчатые). Ставни могли быть также в форме ковчега с дверками на шарнирах, на которых помещены иконы, и с вложенной в среднюю глубокую часть иконой. Складни бывают самых разных размеров, целиком выполненные из золота или серебра или же деревянные в золотой или серебряной оправе.