Хранители древлего благочестия. Культура старообрядцев Европейской России @kizhi
- Хранители древлего благочестия (пресс-релиз от 15.05.09)
- Экспедиции - фонды - выставки (газета «Кижи»)
- Описание выставки
Хранители древлего благочестия
Музей-заповедник «Кижи» представляет новую выставку по культуре старообрядцев вропейской России XIX - нач. XXI в. из фондов Российского этнографического музея (РЭМа)
19 мая в 15.00 в выставочном зале музея «Кижи» (пл. Кирова,10а) открывается выставка «Хранители древлего благочестия». Это третий выставочный проект, осуществляемый совместно музеем «Кижи» и Российским этнографическим музеем.
Выставка из Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) знакомит с несколькими региональными и этноспецифическими традициями – на Русском Севере, Северо-Западе, Среднем Поволжье, а также с общими для старообрядчества реликвиями православной веры и обрядности.
Всего на выставке представлено более 130 подлинных предметов. Это уникальные молитвенные комплексы, возникшие в старообрядческой среде: резные иконы, культовое медное литье, кадильницы, лестовки – четки для счета молитв, подручники, а также футляры для хранения и переноски богослужебных книг, свечей, индивидуальной посуды. Предметный ряд дополнен фотографиями, сделанными в первой четверти XX в.
Кроме того, показаны характерные реликтовые предметы повседневности: кремневое ружье с аркебузным прикладом, берестяной рукомойник, сотканные на дощечках пояса, обереги. Посетителям будут интересны созданные в различных группах старообрядцев предметы домашнего убранства и праздничного костюма – резная и расписная утварь, тряпичные куклы, золотное шитье.
Культура русских старообрядцев – это «и свое, и чужое» для русской нации. Она предстает результатом религиозно-политических событий, когда, в целях сохранения прежних форм обрядности и быта, примерно одна десятая часть русских должна была в социально экстремальных условиях заново создавать свою бытовую культуру, приспосабливаясь к новым природным условиям и новому этническому соседству.
Определенная часть финноязычных народов – карел и коми-зырян, коми-пермяков также оказались приверженцами «старой веры» и подверглись государственным гонениям.
Самое крупное староверческое поселение на Севере, ставшее духовным центром в Поморье, – Выго-Лексинское общежительство. Оно основано в 1694 г. на р. Выг, а на р. Лексе – женская его часть в 1706 г.. Здесь были созданы наиболее значительные, авторитетные догматическо-полемические и агиографические произведения – «Поморские ответы» (1723), «История о отцах и страдальцах соловецких» (1710) и др. Старообрядцы-беспоповцы выработали устав Поморского согласия, приближенный к нормам монастырской жизни и сочетавший религиозные интересы с хозяйственными занятиями и ремеслом.
Среди карел Олонецкой губернии старообрядчество (беспоповское направление) получило распространение в кон. XVII-XVIII в. К началу XX в. старообрядцы были сосредоточены в основном на севере Карелии. Группа тихвинских карел-старообрядцев Ленинградской обл. (территория бывшей Новгородской губернии) в течение всего XX в. сохраняла структуру своей религиозной общины, осуществлялись обряды крещения, панихиды и поминальные требы.
Авторы выставки - Александр Борисович Островский, доктор исторических наук, научный сотрудник ведущей категории РЭМа и Александр Алексеевич Чувьюров, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории РЭМа.
Пресс-служба | |
---|---|
e-mail: | press@kizhi.karelia.ru |