«Взят от земли, яко Адам». Традиции гончарного дела Русского Севера @kizhi
- Не боги горшки обжигают (пресс-релиз от 25.09.14)
- Вот горшок пустой, он предмет простой... (газета «Кижи»)
- «Взят от земли, яко Адам». Традиции гончарного дела Русского Севера
Вот горшок пустой, он предмет простой...
С 7 октября по 9 ноября в выставочном зале музея-заповедника «Кижи» на ул. Федосовой, 19 открыта выставка «Взят от земли, яко Адам» — это совместный проект Соловецкого музея-заповедника и музея-заповедника «Кижи».
На выставке представлены гончарные изделия мастеров Школы ремёсел Соловецкого музея, керамика современных гончаров, выполненная в народной традиции, а также авторские изделия. Выставка рассказывает о технологии гончарного ремесла, традиционных формах народной керамики, о малоизвестных промыслах Русского Севера, об опыте возрождения традиций и их развития в современном мире.
Это выставка-мастерская, где каждый желающий может пройти мастер-класс под руководством профессионалов гончарного дела по технике работы на ручном, ножном и электрическом гончарных кругах и по изготовлению народной глиняной игрушкой в сомовской, каргопольской и ёрговской традициях. Записаться на мастер-класс можно по телефонам 79-98-09, 78-48-51.
Наряду с керамическими изделиями мастеров XXI века достойное место на выставке «Взят от земли, яко Адам» занимают исторические предметы — это керамические изделия XIX — нач. XX вв.— типичные образцы народного гончарного искусства. На выставке экспонируется малая часть коллекции керамики музея-заповедника «Кижи» — всего лишь несколько предметов из тысячи, но предметов разнообразных как по своей истории, так и по форме, цвету, декору и назначению.
Среди многочисленных коллекций, хранящихся в фондах музея-заповедника «Кижи», есть коллекция, которая вносит особенно теплую нотку во всё собрание музея. Это коллекция керамики, на сегодняшний день насчитывающая уже более тысячи предметов.
Большая часть предметов привезена научными сотрудниками музея из экспедиций в Заонежье, Прионежье, Пудожье, Северную Карелию, Поморье, а также в Олонецкий р-н (Восточное Приладожье). Огромный вклад в пополнение музейного фонда внесли Борис Александрович и Виола Анатольевна Гущины, Ольга Афанасьевна Набокова, Регина Борисовна Калашникова, Людмила Викторовна Трифонова, Вера Алексеевна Тере.
В составе коллекции разнообразная кухонная утварь, изготовленная из простых гончарных глин, на гончарном круге, глазурованная или обварная, иногда черненная, и украшенная чаще всего скромно — волнистые линии, ободки, насечки, реже — розетки и тисненый орнамент. Многочисленные горшки и горшочки для приготовления всевозможных блюд — каш, супов (щей, горохового, грибного и т. д.), картофеля,— горшки-роговатики для сбивания масла из сметаны, небольшие горшочки с дужками для переноски продуктов, крохотные горшочки для меда или топленого масла.
А также кринки и миски для молока, миски традиционной формы для подачи на стол кушаний, бутыли для растительного масла, сковородки (латки) для запекания рыбы с картофелем, маслёнки с длинной рукоятью, формы для пасхи и киселя, украшенные рельефом.
Обязательным атрибутом каждого дома была квашня — огромный горшок, в котором готовили тесто для выпечки ржаного хлеба или булок. Квашня — в числе экспонатов выставки.
До начала ХХ века гончарство в России было распространено повсеместно. Из века в век сохранялись и передавались традиции гончарного ремесла. Русские керамические промыслы в ХIХ веке существовали во многих сёлах и деревнях, где были залежи огнеупорных глин, а также близ торговых путей. В коллекции гончарной керамики музея имеются предметы, изготовленные в Олонецкой (в т. ч. Лодейнопольский и Вытегорский уезды) и в Архангельской губерниях. Один из крупнейших центров гончарного ремесла Архангельской губернии располагался в селе Емецк (ныне город) в устье Северной Двины. Блюдо для приготовления пасхи с подписью мастера на основании «Мастеръ А. Д. Аксеновъ въ С. Емљцке» можно увидеть в витрине с другими предметами из фондов музея.