Колокольная партитура Кижской волости Vkontakte@kizhi

Дата: 15 августа — 19 августа 2014Google-календарь
Место: Музей-заповедник «Кижи» (о. Кижи)

Обращение в поддержку традиционных русских православных колокольных звонов — нашего национального достояния

«В России приоритет должен быть отдан восстановлению, укреплению и охране своей родной традиции колокольных звонов, ведь маловероятно, что русский звон займёт когда-нибудь значительное место в других культурах» Джон Боссин, американский музыкант-карильонер

Колокольные звоны в России — высочайшее достижение сакральной духовности и отечественной культуры. Появившись на Руси тысячелетия назад вместе с христианским ми-ровоззрением, колокольные звоны органично развивались в контексте храмового действа и народного музыкального творчества, достигнув высочайшего расцвета своих семантических свойств на основе национальной традиции.

В результате возникла новая, уникальная по способу выражения стилевая и жанровая система колокольной музыки, особый национально-специфический вид искусства, который является инструментальной разновидностью русского народного музыкального творчества.

70-летний период богоборческой власти большевиков нанес непо-правимый ущерб национальной колокольной традиции. Поэтому в постперестроечное время, когда Русская Православная церковь с удвоенной энергией принялась за восполнение своих потерь, особенно остро встал вопрос о практическом восстановлении церковного звона. И тут она столкнулась с рядом сложных проблем. Главные из них — недостаток колоколов и отсутствие элементарных знаний о традиции в целом. Эти проблемы породили массу разнородных звукоинструментов, значительная часть которых не имеет ничего общего с православным каноном.

Следует напомнить, что по обычаю в России колокольный звон производился только в колокола и обязательно при участии человека, звонаря. Наличие человеческого фактора как творческого генератора — непременное условие эволюции (а значит и жизнеспособности) любой традиционной культуры. Важно также отметить национальную, условно говоря «русскоязычную», специфику воспроизведения звона — подвешенным в полости колокола языком, управляемым звонарём с помощью верёвки (в настоящее время используются также металлические тросики и цепи). Именно перечисленные обстоятельства инициировали возникновение и стимулировали развитие указанной традиции. Таким образом, ее главными признаками являются: а) звон, производимый исключительно в колокола, б) звон только «русскоязычным» способом, в) обязательное участие звонаря.

Данное триединство — основа русской колокольно-звонной культуры, и отсутствие любого из названных признаков однозначно указывает на нарушение православно-уставной традиции. Определяя с этих позиций нынешние звукоинструменты, нарушающие многовековой церковный канон, следует выделить современные «била» и прочие звонные суррогаты, а также «звонницы» электромеханического типа и так называемые «электронные звонари», основанные на компьютерных технологиях.

При «суррогатном» звоне, в отличие от «русскоязычного», ударв колокола производится молотком, который обычно держится в руке. Подмена одного типа ударника другим и непосредственный характер нанесения ударов ведут к кардинальным изменениям звонарской техники, при которых становятся неисполнимыми уставные формы церковных звонов в их традиционном виде. Применение ручных ударников, таким образом, разрушает технико-исполнительскую базу, на которой взросло искусство русских звонарей. Нет сомнений, что упомянутые «инструменты» находятся вне традиционного русла православной колокольно-звонной культуры. Понятно, что использование тех же суррогатных звонниц — вынужденная мера. Они, по-видимому, могут быть оправданы только с точки зрения ис-торической ситуации, в которой оказался колокольный звон в конце ХХ — начале ХХI веков.

Электромеханические и компьютерные системы преподносятся те-ми, кто их внедряет и навязывает, в виде прогрессивной церковной тен-денции. Они полностью исключают участие звонаря. А это выхолащивает духовную содержательность уставного звона, делает его «мёртвым» и статичным, обрекая на отмирание живой традиции. Недаром в былые времена наши предки называли куранты «немецкой машиной», противопоставляя их бездушный звон одухотворённой церковной колокольной симфонии русского православия.

Перед всеми, кто так или иначе связан с русскими колокольными звонами стоит важнейшая задача сбережения, защиты и творческого развития в рамках канонов нашего национального достояния — традиционных русских колокольных звонов, этой яркой, сочной и самобытной краски в палитре мирового музыкального искусства.

Участники симпозиума «Актуальные проблемы современной русской кампанологии»: и фестиваля «Каменск-Уральский — колокольная столица»

Мальцев Сергей Александрович Герасимов Александр Дмитриевич Татауровский Валерий Донатович Исаков Антон Иванович Петровский Владимир Марьянович Петровский Владимир Владимирович Величко Владимир Евгеньевич Грандова Елена Киров Степан Александрович Бублейник Павел Сергеевич Керова Александра Витальевна Пастухов Сергей Владимирович Леонова Серафима Сергеевна Щербакова Валерия Сергеевна Морозов Алексей Александрович

Каменск-Уральск

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф