Всероссийский конкурс проектов Летней музейно-этнографической школы — 2014 @kizhi
- В летнюю школу Кижи зовут! (газета «Кижи»)
- Семь чудес Кижей (газета «Кижи»)
- Как рисуется загадка? (газета «Кижи»)
- Летняя школа на острове Кижи приняла школьников из Финляндии (газета «Кижи»)
- Мы погрузились в удивительную, неповторимую и чарующую атмосферу (газета «Кижи»)
- Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи: итоги сезона (газета «Кижи»)
- «Мой остров» (газета «Кижи»)
- Летняя школа на острове Кижи собирает друзей (пресс-релиз от 29.10.14)
- Как я провёл это лето? В Кижах! (пресс-релиз от 31.10.14)
- Положение о конкурсе проектов ЛМЭШ на о. Кижи 2014 года
Мы погрузились в удивительную, неповторимую и чарующую атмосферу
Во второй половине августа дети и педагоги петрозаводского Дворца творчества побывали на острове Кижи, в Летней этнографической школе с проектом «Застывшая музыка куполов». Ребята из Детского музея Дворца, ансамбля кантелистов и «Kulkuset» провели пять чудесных и незабываемых дней, наполненных яркими впечатлениями, где изучали архитектуру Севера. Нам очень повезло, так как дни нашего пребывания на острове совпали с торжествами, посвящёнными празднованию 300-летия Преображенской церкви. Мы погрузились в ту удивительную, неповторимую и чарующую атмосферу праздника.
Работая по проекту, ребята создавали музыкально-поэтический альбом, импровизировали, играли на кантеле, скрипке и просто озёрных камушках. Педагоги помогали ребятам услышать «музыку острова», увидеть в музыке архитектуру, а в архитектуре услышать музыку. На острове мы узнали, что архитектура как вид искусства создаётся по законам целесообразности, пользы и красоты материально-пространственной и духовной среды обитания человека: дома, амбара, поклонного креста, часовни, церкви. Архитектура, с одной стороны, материальное, вещественное, а с другой — абстрактное искусство. Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений: величины здания, которая мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение пространственной протяженности, которая познается при перемещении вокруг здания. Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема, так рука касается перил. Архитектура слышима: гулкие шаги в часовне, поскрипывание половиц в деревянном доме. Ребята знакомились с Кижским архитектурным ансамблем через эмоциональное восприятие, погружение в традиционную крестьянскую культуру, что помогло, на наш взгляд, понять эту сложную, но очень интересную тему. И ещё ребята слушали музыку острова: тихую мелодию пробуждающегося утра и торжественную праздника, колокольный перезвон и крики чаек… Эту удивительную симфонию звуков, природной гармонии и архитектуры.
И вот детские кантеле зазвучали! Ребята придумали музыкально-хореографическую композицию, в которой «ожил» архитектурный ансамбль под звуки кантеле и голос скрипки. Нашим «концертным залом» стал взвоз дома Ананьева, в деревне Ямка. Оказалось, что возле воды звук даже такого тихого инструмента, как кантеле, разносится очень далеко по округе. Удивительно, но когда зазвучали первые звуки музыки, телёночек стал нам подпевать своим мычанием. И у него это получалось в такт мелодии. Детская фантазия, кантеле, скрипка, природа острова, казалось, заиграли вместе. А тихий вечер, красивейший закат, всплески онежской волны и наши удивительные по красоте северные дома — прекрасные декорации…
Всё состоялось благодаря нашим педагогам, наставникам и руководителям Летней этнографической школы. Наталья Анатольевна Архипова очень интересно и креативно провела музейные занятия, мастер-классы. Увлекла и заинтересовала ребят, а главное — помогла понять и полюбить остров, архитектуру. Ведь узнать и по-настоящему понять можно то, что ты действительно любишь. Ребята под руководством Натальи Анатольевны провели самую настоящую экскурсию по деревне Ямка для детей из города Петрозаводска. Это была театрализованная экскурсия, где ребята «оживили» легенды острова, инсценировали их.
Благодаря Марине Тойвовне Кочетыговой мы открыли для себя деревню Васильево. У неё всегда находились ответы даже на самые трудные детские вопросы.
Александр Юрьевич Любимцев не только провёл познавательное занятие по кижским часовням, но показал нам остров с высоты «птичьего полёта». На колокольне мы любовались островом в лучах заходящего солнца. Ребятам показалось, что лучи похожи на струны кантеле, которые «играли» на куполах церквей.
Побывали на празднике Кижской волости. С большим удовольствием посмотрели выступления фольклорных коллективов, познакомились с народными промыслами, приняли участие в мастер-классах и даже сами выступили в роли коробейников на весёлой, шумной и пёстрой ярмарке.
На острове время течёт по-особому. Ребята заметили, что, оказывается, без Интернета и телевизора жить можно. Мы были большой крестьянской семьёй, носили воду, работали на огороде, ходили в баню, а когда купались в озере, то радуга была во всё небо у нас над головами. Каждый вечер мы выбирали цвет дня и строили свою кижскую дорогу.
В самый главный день — праздник Преображенья солнце светило по-особому ярко, остров был наполнен колокольным звоном и запахом яблок. Мы участвовали в шествии вместе с сотрудниками музея, педагогами Летней школы, гостями праздника. Дети прошли той дорогой к храму, по которой когда-то ходили их предки. Уезжать очень не хотелось. Для каждого из нас остров стал открытием и оно у каждого своё.
А для нас, педагогов, глаза детей, их эмоции, улыбки, творческие открытия говорили о том, что состоялось и остров — это чудо преображения.