Всероссийский конкурс проектов Летней музейно-этнографической школы — 2014 @kizhi
- В летнюю школу Кижи зовут! (газета «Кижи»)
- Семь чудес Кижей (газета «Кижи»)
- Как рисуется загадка? (газета «Кижи»)
- Летняя школа на острове Кижи приняла школьников из Финляндии (газета «Кижи»)
- Мы погрузились в удивительную, неповторимую и чарующую атмосферу (газета «Кижи»)
- Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи: итоги сезона (газета «Кижи»)
- «Мой остров» (газета «Кижи»)
- Летняя школа на острове Кижи собирает друзей (пресс-релиз от 29.10.14)
- Как я провёл это лето? В Кижах! (пресс-релиз от 31.10.14)
- Положение о конкурсе проектов ЛМЭШ на о. Кижи 2014 года
Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи: итоги сезона
Если попытаться определить в нескольких словах особенности «пятой четверти» 2014 года в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи, то это, в первую очередь, рекордное количество участников, новые программы, новые кураторы и сотрудники Летнего музейно-образовательного комплекса на о. Кижи.
В этом году участниками разных программ Летней школы стали 272 человека, из них 198 детей и 74 взрослых. По сравнению с прошлым годом количество участников увеличилось на 75 человек. Большая часть групп — из Карелии: Петрозаводск, Медвежьегорск, Пудож и с. Шуньга Медвежьегорского района. Регионы Российской Федерации были представлены группами из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Ростова Великого и Краснодарского края. Зарубежье — г. Йоэнсуу и Иматра (Финляндия), г. Галле (Германия).
Особенностью этого сезона стал тот факт, что большая часть групп — давние партнеры Детского музейного центра. Это не удивительно: стоит хоть раз побывать на острове Кижи, как непременно захочется вернуться туда снова и снова.
Гимназия № 1521 из г. Москвы, ДШИ им. Стомпелева г. Ярославля, ЭБЦ «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, Медвежьегорская школа № 3, школы № 2, 43, Державинский лицей, лицей № 40, Дворец творчества детей и юношества г. Петрозаводска — все эти учебные заведения не раз становились участниками проектов Летней школы на о. Кижи. Несмотря на то, что проекты, которые реализовали группы на острове, разной направленности, есть то, что их объединяет,— высокая результативность.
Так, дети и педагоги из гимназии № 1521 создали два варианта детского интерактивного путеводителя по острову Кижи на русском и английском языках, один из которых оставили на острове, другой — увезли домой. Участники совместного проекта «Цветы и травы острова Кижи» школы искусств г. Ярославля и участники студии флор-дизайна Эколого-биологического центра г. Санкт-Петербурга создали альбом иллюстраций к ботаническому атласу острова Кижи. «Державинцы» все пять дней своего пребывания на острове придумывали задачи, которые рождались в ходе экскурсий, занятий, мастер-классов и даже во время экологической акции на о. Южный Олений. В конце смены участники проекта «Алгебра кижской гармонии» из Державинского лицея предоставили возможность сотрудникам музея-заповедника «Кижи» решить придуманные ими задачи. На творческой встрече состоится презентация фильмов, созданных в ходе практик групп из Медвежьегорской школы № 3 — «Дитятко — это тесто: как замесил, так и выросло», посвященных традициям воспитания в заонежских семьях, а также фильма «Семейный альбом Ошевневых», над которым работала группа из СОШ № 34 г. Петрозаводска. Кстати, в съемках этого фильма участвовала праправнучка из старинного крестьянского рода — Настя Ошевнева, а также жена Виктора Павловича Ошевнева — Галина Алексеевна. В ходе практики группы из СОШ № 34 был реализован мини-проект «погружения» в крестьянскую культуру — «Один день из жизни крестьянской семьи». Дети трудились на огороде, шоркали голиком крылечко дома Ананьевых, носили воду в баню, помогали печь колобы. Весь день дети ходили в традиционных костюмах, ели «крестьянскую» еду: ячневую кашу, картофель в мундирах, овсяные блины. Конечно, такое погружение требует большой подготовки, которую трудно было обеспечить в рамках Летней школы, и все-таки чуть больше погрузились в атмосферу крестьянской жизни.
Группе из Дворца творчества детей и юношества из г. Петрозаводска повезло, ведь дети смогли поучаствовать в юбилейных мероприятиях, посвященных празднику Преображения Господня. Да и проект их соответствовал праздничной программе — «Музыка кижских куполов». И музыка зазвучала в преддверии праздника. Ведь детям, участникам ансамбля кантелистов Дворца творчества, представилась уникальная возможность — показать свою музыкальную программу, в которую вошла музыка, родившаяся на острове, зрителям конкурса «Гид Вселенной».
Участники детской музейной студии «Кижская палитра» — свои на острове. Ведь они ежегодно проходят пленэрную практику на острове, всегда поставив перед собой, помимо пленэра, еще сверхзадачу. В этом году такой сверхзадачей (а также и темой проекта) стала инсталляция «Где рождается загадка?», которую студийцы создали для выставки, посвященной загадке, которая откроется в феврале 2015 года.
Какие из групп впервые побывали в Летней школе на о. Кижи? Это юные художники ДХШ г. Кондопоги, которые в завершение смены презентовали выставку батика «Шелковые Кижи», а также дети из школы № 297 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга с проектом, посвященным использованию архитектурных элементов в создании костюма. Оба проекта были успешно реализованы в Летней школе, пребывание на острове дало творческий импульс для дальнейшего развития детей.
Школьники из Русско-Финской школы Восточной Финляндии приезжают в Летнюю школу уже в третий раз. Тема проекта группы этого года — «Народный костюм. Путешествие во времени». Финские школьники изучали средневековый карельский костюм, традиционный русский и карельский костюмы XVIII века. В реализации проекта приняла участие Наталья Денисова, мастер по народному костюму из ремесленных мастерских «Арт-Слобода».
Немецкие школьники из г. Галле побывали в Летней школе в рамках международного проекта. Их пребывание было коротким, всего два дня, но ёмким, программа разнообразная. В программу были включены игровое занятие с Фольклорно-этнографическим ансамблем музея-заповедника «Кижи», переодевание в народные костюмы, мастер-класс по линогравюре. Такие поездки, по выражению одной из руководительниц группы Анны Раух, способствуют укреплению международных связей между Россией и Германией.
В этом году в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи была апробирована новая программа выходного дня для семейного посетителя — «На остров — всей семьей». Участниками программы стали жители с. Шуньга Медвежьегорского района, г. Пудожа и Петрозаводска, всего 43 человека.
Сотрудники музеев Краснодарского края приехали на остров в рамках семинара, посвященного образовательным ресурсам музея-заповедника «Кижи». В завершение интересной и разнообразной программы участники группы, директора и сотрудники музеев Краснодарского края провели Круглый стол с участием сотрудников музея-заповедника «Кижи», во время которого представили свои музеи.
Как видим, сезон в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи был, как всегда, интенсивный, интересный, разнообразный.
Слова благодарности всем сотрудникам музея-заповедника «Кижи», которые приняли участие в реализации проектов и программ Летней музейно-этнографической школы.